«Дочь панически боится контрольных»
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Дочь боится контрольных и почти всегда перед ними заболевает. Что делать родителям? На вопрос читателя «Правмира» отвечает подростковый и клинический психолог Михаела Талмач. 

Вопрос: Дочка учится в восьмом классе и панически боится контрольных работ. Пишет их всегда плохо. Если знает, что предстоит контрольная или зачет, у нее обязательно либо живот заболит, либо температура повысится. Как научить ребенка не бояться контрольных работ?

Конфликт между «надо» и «не могу»

Михаела Талмач

Любой человек любит дело, которое у него хорошо получается, и не любит выполнять работу, которая подкрепляется негативно. Иногда сознательно, но чаще бессознательно, мы избегаем последнего варианта. И даже наше собственное тело готово подключиться в помощь, чтобы разрешить конфликт между «надо» и «не хочу», «ужас как не нравится», «не могу». Так появляются симптомы, которые ограничивают наши действия, позволяя избежать нежелательного эффекта. 

Важно понимать, что это физиологический механизм и у него есть причины. Например, психофизиологическая реакция может быть следствием накопленного стрессового напряжения. Такое напряжение возникает, когда мы длительно или систематически сталкиваемся с «неприятным» стимулом. Оно естественным образом ослабляет организм, и тогда рвется там, где тонко. 

Вообще, у любой эмоции есть биологическая составляющая, и неважно, грустим мы, радуемся или испытываем страх. Мы можем это не осознавать, но на уровне тела эмоция всегда будет иметь проявление. Когда мы злимся, то у нас кровь приливает к конечностям, нарастает частота сердечных сокращений и дыхание становится поверхностным. Иногда же реакция тела — это выражение переживаний в символической форме. 

Например, человек испытывает отвращение к тому, за что сейчас придется браться, и его в буквальном смысле начинает тошнить.  

Что касается страха перед экзаменами у подростков, то в основе тут три причины: биологическая, психологическая (личностные качества) и социальная (окружение). Если с биологической составляющей более-менее понятно, то на психосоциальные факторы я рекомендовала бы обратить отдельное внимание родителей и попробовать в них разобраться. 

5 причин тревоги у ребенка

  • Чем старше ребенок, тем сложнее школьная программа. Часто подростки стесняются признаваться, что новые предметы даются трудно. Особенно им тяжело, если раньше сложностей в учебе не возникало. Я бы рекомендовала причину психосоматической реакции ребенка искать прежде всего в понимании им материала отдельных предметов. 
  • Современная школа сегодня серьезно ориентирована на сдачу государственных экзаменов. Уже в 8-м классе педагоги начинают подчеркивать значимость подготовки к ОГЭ. Не раз на консультациях подростки говорили мне об ОГЭ как о «конце света». Порой это были растерянные ребята, с полным неверием в себя и свою способность сдать «этот важный экзамен». 

Многие сензитивные, то есть восприимчивые и чувствительные ребята пугаются ОГЭ настолько, что не способны больше получать от процесса обучения хоть какое-то удовольствие. Если к тому же у них есть опыт провалов, низких оценок за контрольные, тесты и зачеты, то каждую новую неудачу они воспринимают как лишнее доказательство, что ОГЭ, да и любой экзамен в принципе — это кошмар и ужас, от которого надо бежать и прятаться. 

  • В средней школе от учителей и родителей все настойчивее звучит призыв «начать уже думать, кем станешь». Кого-то подобные разговоры вдохновляют и стимулируют. Но у многих подростков они вызывают излишнее волнение. Особенно если родители предъявляют высокие требования к выбору профессии или обесценивают выбор подростка, сомневаясь, что он может чего-то добиться в будущем. Подобное отношение вызывает у ребенка ощущение, будто семья не станет поддерживать, если он не будет успешным или если станет заниматься тем, что не одобряют мама с папой. 
  • Не последнее значение имеют отношения с педагогами, на чьих предметах сложнее всего писать контрольные. Если предмет непрост для восприятия, а контакт с преподавателем не случился, то вероятность возникновения страха перед контрольными и экзаменами возрастает. 
  • В подростковом возрасте у ребенка возникает непреодолимое желание в себе разобраться. Подростки задаются вопросами: кто я, в чем силен, где могу больше и значительнее проявиться в этом мире. Иногда сферой самореализации становится учеба. И тут есть одна загвоздка. Подростки по природе своей максималисты, живущие по принципу «все или ничего». Если в учебной сфере получается развиваться и иметь успех, то подросток чувствует, что он чего-то стоит и крут. Но если за провалом следует провал, то это порождает ощущение несостоятельности. 

Как ни парадоксально это прозвучит, но негативные переживания и стресс гораздо более свойственны отличникам. Казалось бы, чего бояться, когда у тебя есть знания, подтвержденные высокими баллами? Но нет, малейшая оплошность, погрешность пугает таких ребят и приводит к дезорганизации.

Порой слишком высокие ожидания, чрезмерный энтузиазм — причина сильных переживаний, которые ухудшают результат человека.

Этот феномен описали еще в начале ХХ века Роберт Йеркс и Джон Додсон. Они выявили связь между мотивацией и результатом, и она не так очевидна, как нам кажется. Мотивация и повышенное возбуждение улучшают производительность. Однако если волнение становится чрезмерным, если мотивация выше определенного уровня, то деятельность дезорганизуется, работоспособность снижается, а результаты оставляют желать лучшего. 

Повышаем осознанность

Первая и главная задача — повысить осознанность подростка к его состоянию. Попробуйте узнать, видит ли ребенок проблему в том, что контрольные влияют на состояние. Или, может быть, только вы сами, как родитель, переживаете по этому поводу. 

Вспомните, когда начались трудности

Было ли что-то конкретное в прошлом, что могло повлиять на отношение к результатам зачетов, контрольных, экзаменов?

Важно не столько говорить, сколько слушать ребенка. Старайтесь быть максимально тактичными в беседе, чуткими. Не осуждайте, не делайте поспешных выводов. На этом этапе важно собрать информацию для анализа, попробовав разобрать разные варианты, учитывая то, что вы узнали на первом шаге. 

Попросите подростка рассказать, что с ним происходит

Попросите подростка рассказать, что конкретно с ним происходит, когда он узнаёт о предстоящей контрольной. Что происходит на уровне эмоций? Попросите назвать эти чувства. Это может быть все что угодно. Например, «я злюсь», «я боюсь», «мне стыдно, что…».  

Какие ощущения подросток наблюдает в своем теле? Многие ребята в работе со мной признавались: «меня начинает тошнить», «я чувствую внезапную слабость в теле, все будто в тумане», «резко начинает болеть голова, живот». 

Спросите, какие мысли посещают ребенка при этом. Некоторые подростки на приемах говорили мне: «у меня мысли, что я не сдам», «ну все, я точно провалюсь». Важно дать возможность сказать обо всем открыто. Не исключено, что до разговора с вами ребенок ни разу себе не признавался в своих мыслях, чувствах и не отслеживал собственные ощущения и их природу. 

Постарайтесь отдельно отметить то, в какой момент подросток испытывает дискомфорт. Случается ли это, когда появилась информация о контрольной. Происходит ли, когда он вспоминает, что завтра экзамен, или переживания возникают непосредственно перед входом в класс.

Не осуждайте и не оценивайте сказанное. Выражайте максимум поддержки.

Подчеркивайте, как вам важно, что подросток говорит о проблеме смело и открыто. Давайте обратную связь в отношении его переживаний. Делитесь своим опытом и опытом других значимых близких о том, как справлялись с аналогичной проблемой.

Проверьте факты

Выпишите в две колонки имеющийся опыт относительно контрольных. Начните с вопроса: «Есть ли в опыте то, что подтверждает/ не подтверждает предположение, что сдам/ не сдам экзамен?»

В первой колонке может появиться запись «я три раза уже сдала контрольную на два», а во второй колонке — «я два раза сдала контрольную не на два». Такой разбор очень полезен. Подросток убеждается, что и успехам в его жизни есть место. С большой вероятностью, глядя на табличку и свои достижения, он перестанет на автомате говорить «я всегда все делаю плохо». 

Поговорите с ребенком о том, чем ему грозит двойка

Что будет, если он провалится на экзамене? Спросите: «Если напишешь тест на два, то что самое страшное и неприятное может произойти?» У многих детей свербит мысль, что осудят или отругают родители. Немало тех, кто боится вновь почувствовать себя неудачником, никчемным, тем, кто не способен сдать ОГЭ. 

Обсудите действия в случае, если угроза оправдает себя. То есть проговорите то, что он станет делать, если провалится на экзамене. Например, «сдам экзамен опять на два — смогу пойти на пересдачу», «если буду чувствовать себя неудачником — могу подумать о том, действительно ли только успех по контрольной указывает на мою удачливость», «если родители осудят — смогу ли с ними это обсудить». 

Иногда достаточно подумать о проблеме, чтобы возникло ее решение. Когда мы ее обсуждаем, то автоматически снижается эмоциональное напряжение.

Такие размышления в диалоге могут дать родителям много полезной информации. Если окажется, что подросток понимает, что ему все равно сложно вынести эти мысли, если контрольная работа действительно определяет его самоощущение, если ребенок не видит возможности обсудить с родителями проблему, тогда все это не только важная для вас информация, но и повод задуматься об обращении к психологу. 

Пусть подросток представит себе контрольную

После предварительной подготовки, которую мы описали выше, попробуйте поработать с визуализацией. Попросите подростка как можно живее представить поход на контрольную. Можно для этого удобно сесть и закрыть глаза. 

Вот он заходит в класс, садится на свое место, получает задание, начинает отвечать… Затем попросите его понаблюдать и отметить, в какой момент больше всего возникает напряжение. Пусть ребенок напомнит себе информацию из четвертого и пятого пунктов, если переживания «затапливают». У него уже должно быть понимание, что себе самому ответить на накатывающие мысли. 

Попросите сделать дыхательное упражнение: несколько дыхательных циклов вдоха через нос с удлиненным выдохом через полуоткрытый рот.

А затем произнести про себя поддерживающие и значимые для него фразы: «я в себя верю», «у меня получится».

Затем важно представить себе действие с начала до конца, то есть до выхода из кабинета, с успешным завершением экзамена. Важно представить себе это достаточно четко, то есть от первого лица и внутри действия, а не со стороны. 

Попросите подростка проделать такое виртуальное «путешествие» несколько раз (можно в течение нескольких дней), пока не возникнет ощущение, что напряжение снижается. Закончить каждую такую мысленную репетицию следует несколькими глубокими вдохами и выдохами. 

Составьте «шпаргалку по снижению переживаний»

Вместе с ребенком напишите несколько ободряющих фраз от себя, что-то еще, на что хватит фантазии. Предложите ребенку взять записку с собой на контрольную. 

Возможно, какие-то из перечисленных шагов вы уже сделали, интуитивно понимая, что это имеет значение. При этом не исключено, что что-то пропустили или не учли. В этом случае попробуйте пройтись по всей последовательности полностью с начала до конца еще раз. И тогда результат не заставит себя долго ждать. 

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.