Долготерпеливые и многомилостивые

|

Мотивов и побуждений, по которым человек уходит с головой в Интернет, может быть множество. В том числе – самых благих. Об одной из моделей виртуальной жизни рассказывает Ольга Гуманова.

У Лены две тысячи взаимных френдов в «Фэйсбуке» и еще полторы — в «Живом журнале».  Девушка она православная и церковная, но взгляды у нее широкие и толерантность просто зашкаливающая, поэтому среди ее сетевых «друзей» кого только не увидишь: коммунистов, сталинистов, воинствующих атеистов, убежденных либералов, защитников всем известных панк-феминисток, староверов, мусульман, «ревнителей благочестия», кочующих из одного микроскопического раскола в другой, совсем уже нанораскол, и прочих активных пользователей с твердой жизненной позицией.

При таком разнообразии религиозных, политических и прочих убеждений не мудрено, что в комментах у Лены постоянно разгораются бурные, горячие, захватывающие дискуссии,  в которых хозяйка блога принимает самое активное и живое участие. Лена очень терпелива — она никогда никого не банит, даже за откровенное хамство и провокации. Она очень любит кротко и терпеливо объяснять каждому вновь пришедшему, чем имябожие отличается от имяславия, и что такое сущности и ипостаси.

Все мы знали из житийной литературы, что были такие святые подвижники,  которые раздавали свое имущество бедным и оставались в одной рубашке. Были преподобные Северной Фиваиды, которые шли на комариные болота и стояли там неподвижно, позволяя кровососущим насекомым терзать свою плоть. Были те, кто нарочно просил игумена поселить себя в келье со сварливым и вспыльчивым братом, чтобы терпеть его грубость и смиряться.

Лена же охотно и безвозмездно дарит минуты, часы, дни и недели личного времени любому, кто желает вступить с ней в переписку. Она жертвенно выставляет себя на съедение сетевым троллям, флеймерам и флудерам, даже не пытаясь от них отмахнуться кнопкой «бан сет». Она даже называет это миссионерством — свою готовность в любое время суток ответить в интернете любому пользователю на любой его вопрос. Я не знаю, канонизируют ли ее после смерти. Может быть, наши потомки будут чтить ее наряду со святой великомученицей Екатериной, победившей в диспуте пятьдесят языческих философов. Или с той преподобной, – простите, не помню имени — которая не давила головных и платяных вшей…

Мы сидим с Леной в кофейне. Перед ней на столике — давно остывший эспрессо и, само собой разумеется, раскрытый ноутбук, по стертым клавишам которого она звонко строчит очередную миссионерскую сагу. «Епископ! Меня взаимно зафрендил владыка такой-то!» – радостно восклицает Лена, не отрывая взгляда от монитора.

В реальной жизни Лена одинока. Личная жизнь, то есть романтические отношения с перспективой создания семьи в наше время совершенно не обязательны, так что я не смею даже намекать Лене, что в кофейне на нее с интересом смотрит вполне приличный и привлекательный молодой человек, отвлекшийся от папок с презентациями.  Я могу разве что припомнить, что не так давно, в ледяном марте Лена болела гриппом, и некому было привезти ей лекарства и фрукты. Абсолютно некому из двух тысяч френдов. Я даже не знаю и не смею утверждать — они все-таки френды, или люди вообще с Леной ничем не связанные, чужие, которых даже в случае критической ситуации Лена не в праве попросить о помощи?

Кодексы поведения православных в интернете — это сегодня модно. Мы готовы часами обсуждать, насколько ты обязан быть вежливым со своим виртуальным собеседником, не задевать его болевые точки и не переходить его границы. А насколько ты можешь быть жертвенным? В какой степени ты готов отдать себя на растерзание интернет-толпе, не рискуя потерять какие-то свои важные части, после потери которых ты просто уже перестанешь быть собой?

Да, есть такие пользователи — бесконечно терпеливые, жертвенные, готовые до бесконечности спорить с любым виртуальным собеседником и развивать его мысли. Иногда кажется, что их терпению и добродетели нет предела. «Долготерпеливы и многомилостивы» – хочется сказать о них с почтением и по-церковнославянски. Но не следует забывать, что «долготерпелив и многомилостив» – это  эпитеты Бога. Только у Создателя, у Творца Вселенной есть такой безграничный ресурс, который позволяет давать людям простым и грешным ответы на все их жизненные вопросы. А людям простым и смертным это как-то не по плечу.

Тем не менее, Лена пытается. Она старается найти в своем графике время для ответа всем вопрошающим на их мировоззренческие вопросы, помочь в поиске философских и богословских смыслов, обрести целостность. Но сколь много при этом она отрывает от себя? И обладает ли она таким богатством, чтобы отрывать от себя так много?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Вещи, памперсы, «газелька малыша» – и как еще помогают неимущим саратовские волонтеры
Услышать умирающего – готовы ли мы к этому и кому принадлежит право на смерть
О чем молится Николаю II сербский народ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: