Домашнее образование: российских первоклашек привязали к районным школам

Источник: Lenta.ru
|

В конце апреля в “Российской газете” был опубликован неприметный приказ Минобразования за номером 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения”. Тогда это событие прошло мимо широкой публики.

Фото РИА Новости, Кирилл Брага

Фото РИА Новости, Кирилл Брага

Совсем небольшая бумагасостоит из 23-х пунктов и нескольких примечаний. Большая часть норм 107-го приказа действовала и так, но в этом документе законодатели прописали два очень существенных дополнения. Они содержатся в пунктах 12 и 16.

Первое дополнение требует, чтобы при приеме детей в школу с родителей требовали не только свидетельство о рождении ребенка, но и документ, подтверждающий, что он зарегистрирован на закрепленной за конкретной школой территории.

16-й пункт прописывает порядок приема детей в первый класс в зависимости от того, насколько близко к источнику знаний они живут – и при этом место жительства должно совпадать с указанным в документах о регистрации. Сначала в школу зачисляют тех, кто живет непосредственно на закрепленной территории, затем – если остаются свободные места – можно брать детей, “зарегистрированных на территории муниципалитета”.

В случае Москвы это означает, что школы могут принять только первоклашек-москвичей, но не детей из Московской области или, например, Владимира.

На интернет-страницах многих школ уже появились объявления, предупреждающие родителей о новом порядке приема. “Пожалуйста, позаботьтесь заранее о необходимости получения свидетельства о регистрации по месту жительства вашего ребенка в территориальном органе Федеральной миграционной службы”, – участливо рекомендуют школьные сайты.

С учетом российских реалий такой совет выглядит издевательством: огромное количество людей, всю жизнь живущих в той же Москве, не имеют регистрации вовсе не потому, что до сих пор им лень было ее приобрести.

Получение официального статуса в России для иностранцев и граждан, временно сменивших место жительства, сопряжено с огромным количеством трудностей – например, практически невозможно найти арендодателя, который согласился бы оформить регистрацию на своего съемщика (не в последнюю очередь, потому, что мало кто из собственников платит налоги с договоров об аренде и не хочет лишний раз “светиться” в налоговой).

О прочих сложностях с регистрацией подробно написал Валерий Панюшкин. “Огромное количество граждан, зарегистрированных в Московской области, работают в Москве и в Москве же платят налоги. Так почему они не имеют права учить своих детей в столице? Тогда давайте запретим им тут работать”, – недоумевает руководитель московского Центра образования №548 “Царицыно” Ефим Лазаревич Рачевский.

При этом лучшие школы не только в Москве, но и в других городах, во многом пополняются талантливыми школьниками именно за счет “областных” детей, в школах по месту регистрации которых, в лучшем случае, есть относительно полный комплект учителей.

“Два года назад по всероссийской олимпиаде к нам поступил гениальный школьник из деревни под Омском, – рассказывает один из сотрудников московской школы-интерната для одаренных детей “Интеллектуал”. У нас особый статус и прикрепленная территория – вся Москва, так что ему специально делали здесь регистрацию у дальних родственников. А если бы у него их не было?”

До вступления в силу приказа номер 107 в “Интеллектуал” с разными оговорками принимали детей из Подмосковья, и их процент от общего числа учеников был немаленьким. Теперь такой возможности у школы нет.

Еще одна категория граждан, которым приказ здорово усложнил жизнь – это жители районов, где нет приличных школ. Если раньше родители, которые хотели дать детям достойное образование, могли сразу записать свое чадо в школу чуть подальше, но с лучшей репутацией, то теперь им остается надеяться, что в этой хорошей школе вдруг останется место и для их ребенка.

Подавать заявления в “чужие” школы родителям предлагается в порядке живой очереди. Те, кто когда-нибудь пытался записать ребенка в хорошую школу, в которой de facto нет вступительных испытаний (de jure их сейчас нет нигде, но об этом ниже), хорошо знают, что это такое: дежурства у школьного подъезда с ночи и драки между папами давно никого не удивляют.

Откуда ноги растут

“Этот приказ возник не на пустом месте, он является вполне логичным результатом возникшей пару лет назад и слишком прямолинейно понятой чиновниками идеи о повышении доступности образования”, – излагает свою точку зрения старший преподаватель кафедры методики преподавания истории МГПУ Александр Серкин.

После распада СССР школы оказались предоставлены сами себе и, как могли, приспосабливались к ситуации. Неожиданно в стране появилось немало очень хороших школ, причем образовательный процесс в них строился зачастую совершенно разными методами. С другой стороны, огромное число школ скатилось до совершенно непотребного уровня.

“Отчасти – но только отчасти – такое расслоение объясняется разными образовательными запросами семей, – объясняет Серкин. – Кому-то из родителей нужны школы, дающие хорошие знания, а кто-то хочет просто камеру хранения для детей. Со временем расслоение только усиливалось, и по-настоящему решить проблему очень сложно”. Для многих районов типична картина, когда по соседству стоят две школы, и в одну родители буквально ломятся, а во второй классы годами не наполняются.

Власти пытались бороться с таким явным нарушением равновесия, но предпринимаемые меры были как минимум спорными. Например, в 2012 году было решено объединить “приличные” школы с отстающими, которые не сумели набрать первый класс. Такое решение, фактически, перекладывает ответственность за “слабаков” на плечи директоров успешных учебных заведений. “Представьте, что вывеску известной кофейни вешают на сомнительное заведение напротив и надеются, что люди потянутся туда, привлеченные брендом”, – объясняет смысл инициативы Рачевский.

Как это решение, так и жесткая привязка учеников к школе по месту регистрации, – попытки преодолеть образовавшийся перекос в качестве школьного образования. Но обе эти меры направлены на исправление не причины сложившейся ситуации, а ее следствий, причем тех из них, которые бросаются в глаза самым явным образом.

Более того, стремясь исправить “непорядок”, чиновники каждый раз пытаются придумать некое универсальное решение, панацею, которая одинаково хорошо подошла бы всем. В итоге подобные действия оборачиваются потугами взять то хорошее, что образовалось в российском школьном образовании (по большей части, самостоятельно, то есть без помощи государства) и размазать ровным слоем по всем школам.

Такая стратегия проводится Минобразования давно. Доступность хороших школ определяется не только их географическим расположением (в соседнем микрорайоне или в другом городе), но также наличием в таких учебных заведениях конкурса – при условии, что он честный и открытый. В “лихие 90-е” вступительные экзамены даже при наборе в младшие классы были не редкостью. “Но потом кому-то из родителей это не понравилось, и они написали заявление в прокуратуру. По итогам проверки было решено, что проведение испытаний при поступлении в школы неконституционно, и они были отменены”, – рассказывает Серкин.

Так как конституция едина для всех, экзамены запретили проводить любым школам, включая специализированные и школы для одаренных детей, которые по определению не могут принимать всех детей без разбору. Чтобы не потерять возможность находить и обучать талантливых детей, “непростым” школам пришлось пойти на хитрость: они проводят отбор “своих” школьников на олимпиадах, а уже родителям последних надо озаботиться тем, чтобы подать документы как можно раньше.

Приказ номер 107, вероятно, вынудит директоров лучших школ – а в первую очередь жизнь осложнится именно у них – придумывать подобные хитрости. Они могут, например, закрывать глаза на отсутствие “правильной” регистрации у детей или брать школьников из “чужого” района уже после начала учебного года. Конкретные последствия принятия документа будут зависеть от региона, в каждом из которых, зачастую, сложились свои правила приема детей.

Но далеко не все директора захотят рисковать, потому что проблемы при неблагоприятным развитии событий у них могут быть вполне серьезными. “Этот приказ основан на благом желании сделать все школы хорошими, но его необходимо пересмотреть. Потому что надо идти не против движения, а вместе с ним”, – считает Рачевский.

В некоторых регионах родители начали самостоятельно бороться с досадным приказом: в ответ на обращения граждан местные прокуратуры уже признали документ Минобразования неконституционным.

Очевидно, что сложившаяся ситуация, при которой между лучшими и худшими школами зияет все увеличивающаяся пропасть, плоха. Но, как и любой другой недуг, болезнь российского образования нельзя вылечить симптоматическими средствами, к тому же применяемыми бессистемно. Тем более, когда эти средства разрушают то хорошее, что пока еще осталось в отечественном образовании.

Ирина Якутенко

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: