Допрос С.В. Ямщикова по делу о выставке «Осторожно: религия!»
С 14 по 18 января 2003 года в музее имени Сахарова проходила выставка под названием «Осторожно, религия!», которая проходила. На выставке, в частности, была представлена кощунственная картина, изображавшая Иисуса Христа с бутылкой «Кока-колы», а так же ряд других кощунственно «переосмысленных» изображений святых.
Работа выставки была приостановлено, когда несколько мужчин из прихода московского храма свт. Николая в Пыжах залили часть экспонатов краской, не потерпев продолжения кощунства.
Таганский районный суд Москвы признал впоследствии, что выставка «Осторожно, религия!» носила провокационный, оскорбительный характер, а противоправные действия подсудимых имели открытый, публичный характер.
Федеральный судья Владимир Прощенко на основании заключения экспертов признал виновными директора музея и Общественного центра «Мир, прогресс, права человека» им. А.Д.Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу музея Людмилу Веселовскую по чч. 1 и 2 ст. 282 УК РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», совершенные с использованием служебного положения).
Одну из ключевых ролей в признании выставки «Осторожно: религия!» кощунственной и разжигающей религиозную рознь сыграл Савва Ямщиков, приглашенный на судебный процесс в качестве эксперта. Мы публикуем текст его допроса на суде.
Таганский суд 9.02.2005
Судья: Прошу садиться. Заседание объявляется открытым. Слушается уголовное дело в отношении Самодурова, Василовской, Михальчук. … Мы перешли к стадии разбирательства и дополнений, да? Кто смелей, пожалуйста. Какие дополнения?
Гос. обвинение: Ваша честь, мы пригласили… Хотели бы заявить ходатайство о допросе в качестве специалиста Савву Васильевича Ямщикова. В соответствии со статьями 257-58 УПК. Это искусствовед-реставратор, заслуженный деятель искусств России, академик Российской Академии естественных наук. Он автор десятков книг и альбомов, тысяч статей по изобразительному искусству. Он ожидает в коридоре. Явка обеспеченна. В качестве специалиста хотели бы допросить.
Судья: Пожалуйста, мнение защиты.
Защита:Ваша честь, мы бы хотели небольшой перерыв. Обсудить. Пять минут
Судья: Это Ваше право. Хорошо, перерыв. Не больше десяти минут. Скажете тогда.
Гос. обвинение: Мы ограничены во времени. Наш специалист ограничен во времени.
Защита: Но, пять минут. Пять. Мы же не говорим – час.
Гос. обвинение: Я не возражаю, просто у нас человек с больными ногами.
После перерыва.(в записи пропущено начало фразы)
Защита:…допроса свидетеля-специалиста, руководствуясь положением статьи 271, части 4-й УПК РФ. Но одновременно мы хотим сказать следующее. Статья 218 УПК РФ говорит, что когда следователь признает, что собранных по делу материалов достаточно для составления обвинительного заключения, он предъявляет материалы обвиняемым и принимает решение о направлении дела в суд. То есть, в принципе, сбор доказательств следствием, обвинением должен заканчиваться на стадии предварительного следствия. И дополнения, в виде вызова… (По-видимому, прокурор вставляет свой комментарий.Судья призывает ксохранению рабочей обстановки.) …когда будет нужно, я сошлюсь подробней на нормы закона и на доктринальное толкование этого положения. У Вас было, уважаемые обвинители, больше года на то, что бы собирать доказательства по делу. Это не защита, в удовлетворении ходатайств которой было отказано поголовно, всех до единого. Даже тех, которые, как нам сначала говорили, были удовлетворены. Но я хочу всё-таки уважаемый суд предупредить, что рамки дела определены предъявленным обвинением. И чтобы с самого начала представители обвинения помнили о норме, а именно о статье 252 УПК. И вопросы укладывались исключительно в пределы предъявленного обвинения.
Судья: Ваше заявление секретарь записала. Я не вижу необходимости его комментировать. Уголовный кодекс его комментирует.Наверное, прежде чем вынести постановление я бы хотел увидеть этого гражданина. Просите Ямщикова. Присаживайтесь. Ямщиков Савелий Васильевич Вы, да?
Ямщиков: Да.
Судья: Скажите, пожалуйста, какое у Вас образование и специальность?
Ямщиков: Я искусствовед. Окончил МГУ в 62 году. Искусствовед и художник реставратор. У меня две профессии.
Судья: Руководствуясь статьёй 256, постановляю, удовлетворить ходатайство о допросе специалиста Ямщикова. Вы, пожалуйста, скажите, когда Вы родились?
Специалист Ямщиков: В 38 году, 8 октября.
Судья: Где и кем Вы работаете?
Специалист Ямщиков: Я ведущий специалист ГНИИ реставрации. Академик Академии естественных наук, по отделению Российской энциклопедии.
Судья: В качестве специалиста допрашиваем Вас по уголовному делу. Я Вам разъясняю Ваши права и обязанности, установленные статьёй 58 УПК РФ. И, в частности, если Вы не обладаете специальными познаниями, то Вы в праве отказаться от участия в деле. Вы не обязаны свидетельствовать в отношении себя и своих близких родственников. Можете делать заявления и замечания по поводу действий участников уголовного разбирательства. Я Вас предупреждаю об уголовной ответственности, по статье 307 УПК РФ за дачу заведомо ложного заключения и отказ от дачи заключения. Ясны Вам права и обязанности?
Специалист Ямщиков: Да.
Судья: Распишитесь. В качестве специалиста пригласили Вас по инициативе стороны обвинения. Обвинитель, поставьте вопросы.
Гос. обвинение: Савва Васильевич, прежде чем по существу задавать вопросы, я хотела бы акцентировать внимание на том, что Вы являетесь единственным консультантом по изобразительному искусству фильмов Тарковского «Андрей Рублёв» и Бондарчука «Борис Годунов». Это действительно так?
Специалист Ямщиков: Естественно. Об этом знает вся страна.
Гос. обвинение: Скажите, пожалуйста, Вам известно о проведении в Москве, в центре столицы, в январе 2003 года выставки «Осторожно, религия!»?
Специалист Ямщиков: Да, я с этой выставкой знаком. Причём, я, естественно, в силу своей специальности и занятости, на такие выставки не хожу, но постольку, поскольку эта выставка была широко показана по телевидению, репродукции с этих картин были напечатаны газетах и журналах, так что я прекрасно знаю, что там показывалось.
Гос. обвинение: Скажите, пожалуйста, помимо выше перечисленных регалий, Вы к современному искусству имеете отношение?
Специалист Ямщиков: Да, имею непосредственное отношение. Я постоянно пишу статьи и публикую беседы с мастерами современного искусства. Только что у меня вышли беседы с Натальей Нестеровой, нашей художницей. Еленой Романовой, Тамарой Юфой. Сейчас я готовлю большую беседу с Владимиром Немухиным. Я от современного искусства не далек. Я пишу статьи и беседы о современном искусстве. Всю свою жизнь. Работая с иконами, портретами русскими, я никогда не оставался в стороне. У меня много предисловий к каталогам, статей о современном искусстве.
Гос. обвинение: Хотелось бы Вашу оценку того действа, которое проходило под названием «Осторожно, религия!».
Специалист Ямщиков: Я могу сказать как историк искусства, специалист по древнерусскому искусству, как богослов. Я считаю эту выставку, если выставка с таким названием прошла бы в любой другой стране мира, скажем в Италии, во Франции, в США, то этой выставкой занимались бы не эксперты, а общественность и юридические инстанции. Потому что выставка с названием «Осторожно, религия!», вы можете себе представить в Италии, если бы была выставка «Осторожно, католицизм» или «Осторожно, протестантство». Я считаю эту акцию одним из преднамеренных актов, позорящих нашу религию – православие, к которой я принадлежу. Причём сделано это преднамеренно. Я почитал выступление господина Самодурова, где он сказал, директор этого музея, что он не знал, что за выставка готовится. Если я бы готовил – я организовал свыше трёхсот выставок у нас в стране и за рубежом – и не знал, что за выставку я готовлю, меня бы лишили всех прав. Но он рад, пишет, что эта выставка показала ему, какое положение у нас в стране. Это, значит, была заведомая провокация. Потому что, когда мы готовим выставку, мы заранее составляем план выставки, утверждаем его в соответствующих инстанциях, получаем одобрение выставочного зала. Это не значит, что должна быть какая-то строгая цензура, но профессионально должна быть выставка обоснована. Вот у меня сотрудники в отделе, когда готовят выставку, они сдают мне темпланс указанием всех произведений, и мы их просматриваем. Поэтому, я считаю, эту выставку нет смысла обсуждать с профессиональных качеств. Если бы в той же западной стране изобразили Христа с бутылкой кока-колы, или в образ Франциска Ассизского и я бы мог своё лицо вставить… Меня бы, извините меня, пожалуйста, посадили. У нас, я надеюсь, тоже правовое государство. Я могу ещё, тоже, как специалист, сказать, что я прекрасно знаю прессу. Знаю, что обвиняли отца Александра Шаргунова, настоятеля церкви святителя Николая в Пыжах, в том, что он как бы подстрекатель. Могу Вам сказать, что отец Александр Шаргунов является одним из столпов русского православия. Автором великолепных книг, чистейшим человеком. И не просто священником, но и одним из ведущих деятелей культуры нашей, отечественной.
Гос. обвинение: В экспонатах выставки широко использовалась религиозная символика. Скажите, пожалуйста, насколько это допустимо в художественных произведениях, в частности в современном искусстве?
Специалист Ямщиков: Религиозная символика, естественно, основное поле её – это иконопись, монументальная живопись, архитектура. Именно непосредственно церковная. Мы знаем, что вся история мирового искусства, она построена на использовании религиозной символики. Рубенс, Леонардо да Винчи, Тициан. Они все использовалирелигиозную символику. В России тоже, после 18 века, наши многиепрославленные мастера. Достаточно вспомнить Александра Иванова, его «Явление Мессии». Всё это использовалось. Я абсолютно уверен, что не допустимо использование церковной символики и, вообще, церковных основ, как повод для поругания религии и Господа нашего Иисуса Христа. Хотя Бог поругаем не бывает. Они могут делать всё, что угодно, но Бог поругаем не бывает.
Гос. обвинение: В нашем судебном заседании озвучивался такой тезис, что церковь – это гражданский институт, тоже критикуем. Как бы Вы охарактеризовали с этой точки зрения выставку? Всё-таки есть ли какая-то грань, между критикой и оскорблением?
Специалист Ямщиков: Ну, я считаю, что эта выставка к критике… Извините, пожалуйста, вся церковная история – это борьба течений, различных толкований священного писания. Но эта выставка не имеет к этому никакого отношения. Она и не ставила такой задачи. Для того, чтобы спорить, это не значит плевать в лицо. У нас, простите, уже в течение четвёртого столетия идёт спор между православными и старообрядцами. Но это не значит, что я, скажем, как старообрядец, я вот борюсь за объединение старообрядчества и православия, это не значит, что я буду писать в своих статьях или какие-то гадости против православной нашей иерархии, или, наоборот, с точки зрения православных буду писать гадости о старообрядцах.
Гос. обвинение: Почему Вы убеждены, что эта выставка не ставила перед собой цель критики?
Специалист Ямщиков: Видите ли, в чём дело. Я считаю, я критик. Критика – это разумный спор, но, извините, можно критиковать, плюя друг другу в лицо. Я, например, такой критикой не занимаюсь. И, вообще, Вы знаете, честно говоря, я считаю, что я сказал всё. И мне очень неприятно, я действительно себя неважно чувствую, в этом смысле. Потому что если бы устроили у нас выставку «Осторожно, мусульманство» или «Осторожно, иудаизм», то вся история была бы так же, как с письмом тех депутатов, которые сейчас написали письмо по поводу иудаистской веры. Смотрите, уже к суду привлекают, и всё. А эта выставка «Осторожно, религия!» – православная, и поэтому мне неприятно об этом говорить. А как эксперт я Вам всё сказал. Больше я сказать ничего не могу.
Гос. обвинение: Савва Васильевич, не возражаете, ещё, буквально, пара вопросов? Еще у насдовольно-таки много шла речь о важности контекста, в котором представлена религиозная символика на этой выставке. Скажите, насколько важнаконтекстуальность для восприятия и реакции на те или иные произведения? То есть, иными словами, правилен ли тезис о том, что христианскую символику можно изображать в любом виде, если это происходит не в сакральном пространстве храма?
Специалист Ямщиков: Конечно, но, извините, когда вот такая выставка… Или когда один из представителей этих художников в Манеже как артфакт рубит иконы и называет это произведением искусства, или когда вот уже две недели проходит Художественное Биеннале, где показывают откровенную порнографию, где одно из произведений искусства – вы можете в музее Ленина помочиться в писсуар и то, что застынет на улице – это произведение искусства… Где показывают, в музее Церетели,в клетке сидящего Толстого и куры гадят ему на голову, и когда они его загадят по пояс – это будет произведение искусства. Для меня это позорно. Это плевок в лицо нашей культуры. Я ведь не ортодоксальный православный, я не священник. Понимаете, в чём дело, я реставратор, но я воспитан на преданности своему отечеству. Я воспитан на творениях Хомякова, Леонтьева, братьев Аксаковых, Достоевского, Тютчева. И позволить, чтобы это происходило… Мы уже много позволили, что в нашем отечестве происходит. Мы позволили, чтобы у нас обобрали всю страну, и теперь духовно. Главное, обобрать страну духовно. И вот такие плевки. Я уже вчера выступал по радио по этому поводу, там всё сказано. Так что ни на какие вопросы я больше отвечать не буду. (Смех в зале) Если только что-то действительно практическое. А практически я Вам сказал – это к искусству не имеет никакого отношения. Я сторонник, и я очень люблю, и я очень дружу с собирателем русского авангарда Георгием Леонидовичем Кастаки, выдающимся нашим коллекционером. И я с уважением отношусь к русскому авангарду. К творчеству Любови Поповой, Розанова, Кандинского, Малевича. Но эти люди, прежде чем начать, попасть под это революционное искусство, они прошли высочайшую школу образования. И если говорить о мировых авангардистах, то Пикассо начинал с того, что писал великолепные реалистичные картины. А то, что он начал делать у себя, но если бы Пикассо во Франции надругался над Христом, ему бы мало не показалось.
Гос. обвинение:Скажите, пожалуйста, ещё такой вопрос, репродуцированная икона является религиозным символом?
Специалист Ямщиков: Ну, Вы знаете, молиться можно между прочим даже когда она не висит перед вами. А что же, почему, если человек попадает в такое положение, где нет иконы. Вот. Написанной на доске, там, я не знаю. Всё. И просто репродукция, почему нет? Когда я вижу у людей, в нищих семьях, висит репродукция с Троице-Рублёво, да это же благодать. Извините, у меня есть свой иконостас, написанный моими друзьями-иконописцами, но у меня нет иконы недавно канонизированного нашего императора Николая II. И у меня бумажная икона, которая всюду распространялась.
Гос. обвинение: Скажите, а вот иконы софринской фабрики, это иконы освящённые?
Специалист Ямщиков: Ну, естественно. А как же, у них и церковь есть, при фабрике.
Гос. обвинение: У нас на судебных заседаниях неоднократно звучало, что нельзя надругаться над предметом, формально не освящённым в церкви и, скажем, иконой, не являющаяся рукописной, изготовленной соответствующим образом…
Специалист Ямщиков: Я не понял Вашего вопроса.
Гос. обвинение: В частности, звучало, неоднократно,тезис о том, что нельзя надругаться, в частности, над иконой Софринского завода.
Специалист Ямщиков: Над иконами, вообще, нельзя надругиваться. Даже над бумажными репродукциями. Даже мысленно нельзя надругаться над иконой. Самое страшное – мысленно надругаться над иконой.
Гос. обвинение: А можно считать фактом надругания искажения содержания, искажения надписей?
Специалист Ямщиков: Вас интересует эта выставка? Я уже всё сказал. Причём это запрограммированное надругательство. Мне очень обидно, что это в музее Сахарова происходит. Человека, к которому я на определённом этапе относился с почтением. Когда он защищал поругаемых наших борцов за права человека. Правда, всё это привело к тому, что последствиями его деятельности пользуется его супруга, госпожа Боннэр. Которая является одним из самых злостных врагов современной России. Она этого не скрывает, она из Америки выступает всё время. И против нашего президента, и против всего. И в этом музее, это позор для Андрея Дмитриевича Сахарова.
Гос. обвинение:Скажите, вот Вы в своём рассказе на очередные вопросы, поверьте, что они задаются не из праздного любопытства…
Специалист Ямщиков: Да нет, давайте. Просто душно у Вас. Я себя не очень хорошо чувствую.
Гос. обвинение: Мы готовы открыть окно.
Специалист Ямщиков: Нет, не надо, не надо. Давайте заканчивать. Вся эта история – это переливание из пустого в порожнее. То, что вызвали меня в качестве эксперта, уже это победа тех людей, которые этим занимаются. Я должен делами своими заниматься, а не отвечать на вопросы. Извините меня, пожалуйста, по некоторым вопросам вызывайте специалистов из института Сербского.
Гос. обвинение: Неоднократно в судебном заседании звучал тезис о том, что оскорбиться видом экспонатов мог тот, кто хотел оскорбиться. Тот, кто настолько придерживается ортодоксальных взглядов, религиозных…
Специалист Ямщиков: Вы можете не продолжать. Если Вы идёте по улице, а там висит плакат, оскорбляющий Вашу маму или папу… Извините, пожалуйста, если написано «Осторожно, религия!» – это уже оскорбление. И я прекрасно понимаю, что это не имеет никакого отношения к изобразительному искусству. Вы посмотрите наше телевидение. Только что получивший Нобелевскую премию академик Гинзбург кричит на всех каналах: «Запретите православие! Я не хочу жить в этой стране!». А кто его здесь держит? Была масса лауреатов Нобелевской премии, начиная с академика Павлова и кончая писателем Буниным, которые были глубоко верующими людьми. Почему?Ну, если он не хочет, пусть уезжает. Таких академиков у меня друзей навалом. Таких, как Гинзбург. Но они никогда не позволят мне сказать, что плевал я на твоё православие. Так что, я думаю, я всё сказал.
Гос. обвинение: У нас, пока, всё, Ваша честь.
Судья: Простите, пожалуйста, но процедура, установленная УПК, такова, что если Вы обладаете специальными знаниями и согласились на участие в разбирательстве, должна поставить вопросы и сторона защиты.
Специалист Ямщиков: Да, пожалуйста. Только один вопрос. (Смех в зале)
Судья: К сожалению, закон не регламентирует количество вопросов.
Специалист Ямщиков: Но я просто чисто физически готов ответить только на один вопрос. … Давайте задавайте вопрос. Один.
Защита: У меня к Вам десять вопросов.
Специалист Ямщиков: В письменном виде, пожалуйста. Я отвечу через газету. Передайте мне.
Самодуров: И у меня тоже есть вопросы.
Защита: Вы можете записать вопросы и ответить или не ответить, это Ваше право.
Специалист Ямщиков: Сформулируйте его как один вопрос.
Защита: Скажите, пожалуйста, Вы сейчас сказали про академика Гинзбурга. В какой передаче?
Специалист Ямщиков: В пяти передачах. У Шустера, у Познера.
Защита: Он требовал запретить православие?
Специалист Ямщиков: Да. Да, как официальную религию. Я это написал в газетах.
Защита: Нет, минутку. Минутку. Запретить православие, как официальную религию или запретить православие, как религию в стране?
Специалист Ямщиков: Он чётко сказал, «я не хочу жить в стране, где главная религия – православие».
Защита: Где официальная религия православие. Где церковь объединена с государством.
Специалист Ямщиков: Да. Нет, причём объединена с государством. Извините, мы прекрасно знаем, что она у нас… Запретить православие. Я Вам, через суд, передам выдержки своих ответов ему.
Гос. обвинение: Савелий Васильевич, мы не можем нарушать процедуру.
Защита: Вы сначала выслушайте меня, а потом поступайте, как хотите. Скажите, пожалуйста, православие в России является религией, которая каким-то образом выделена из числа других религиозных течений?
Специалист Ямщиков: Безусловно. Недавно была опубликована карта. Показано, что православная религия занимает у нас 75% территории.
Защита: Считаете ли Вы, что православие у нас в стране должно иметь особые преференции со стороны государства?
Специалист Ямщиков: Безусловно. Потому что мы живем в стране, которая всю жизнь проповедовала православие.
Защита: Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы, что в нашей стране существует свобода исповедовать любую религию или не исповедовать вообще?
Специалист Ямщиков: Считаю.
Защита: Допускаете ли Вы возможность взглядов атеистических с использованием тех средств, которые разрешены религиозным…
Специалист Ямщиков: Не допускаю. Уже большевики это нам допустили и закопали живыми в землю сотни священников.
Защита: Пропаганды атеизма Вы не допускаете?
Специалист Ямщиков: Нет.
Защита: Вы понимаете название выставки «Осторожно, религия!» исключительно как оскорбительное?
Специалист Ямщиков: Да.
Защита: Одно ли и то же, с Вашей точки зрения, если говорится: «Осторожно, религия!», «Осторожно, буддизм!», «Осторожно, православие!», «Осторожно, ислам!»?
Специалист Ямщиков: Одно и то же. Потому что я ко всем религиям отношусь с уважением.
Защита: В данном случае под словами «Осторожно, религия!» Вы понимаете какую религию?
Специалист Ямщиков: Всю. Все конфессии.
Защита: Но почему Вы нам приводили пример – если в Италии будет написано «Осторожно, католицизм»…
Специалист Ямщиков: Или «Осторожно, религия». Это для них одно и то же. «Осторожно, Папа».
Защита: А в России?
Специалист Ямщиков: А в России православие главное, 75%. И все остальные религии, к которым я отношусь, к конфесиям, с уважением.
Защита: То есть, выставка «Осторожно, религия!» против кого конкретно?
Специалист Ямщиков: Против Бога.
Защита: Против какого Бога?
Специалист Ямщиков: Против Иисуса Христа, против Мохаммеда. И против всех религий.
Защита: То есть она направлена против всех религий?
Специалист Ямщиков: Да. Против веры.
Защита: Скажите, пожалуйста, Вы сказали «я, как богослов могу сказать…». Почему Вы себя назвали богословом?
Специалист Ямщиков: А постольку, поскольку я всю жизнь пишу статьи по иконам и по богословию. Я автор десятков и сотен книг, статей и альбомов.
Защита: Считаете себя богословом?
Специалист Ямщиков: Причём писал это в атеистические времена.
Защита: Вот это, как раз, делает Вам честь.
Специалист Ямщиков: Да, спасибо.
Защита: Всё, больше нет вопросов. И, может быть, православие сохранилось только благодаря таким людям, которые не боялись в те времена его защищать.
Специалист Ямщиков: Да, спасибо.
Защита: Скажите, пожалуйста, Вы, также сказали о себе, что занимаетесь современным искусством. И назвали несколько фамилий. Концептуальное искусство входит в сферу Вашего интереса?
Специалист Ямщиков: Входит. Как разрушающее основы мирового порядка.
Защита: Можно ли сказать, что Вы не считаете концептуальное искусство продуктивным…
Специалист Ямщиков: Абсолютно.
Защита: А, вообще, искусством Вы его считаете?
Специалист Ямщиков: Если считать русский авангард концептуальным искусством, но я его не считаю…
Защита: Но Вы авангард намзакончили Малевичем. Ещё назвали Немухина. Хотя, Немухина, по-моему, к авангарду сложно отнести.
Специалист Ямщиков: Он поставангардист.
Защита: То есть Ваше отношение к концептуальному искусству…
Специалист Ямщиков: Да, антипродуктивное. Походите, посмотрите Биеннале.
Защита: Вы сообщили нам, что если бы в какой-то западной стране было что-то подобное, то с этим разбиралась бы полиция.
Специалист Ямщиков: Общественность и юридические инстанции.
Защита: Может, Вы нам назовёте примеры?
Специалист Ямщиков: Не было примеров. Я не знаю примеров, чтобы западные художники надругались над Христом.
Защита: А можно я Вам покажу сейчас кое-какие работы из крупнейших музеев Запада. А Вы оцените их, с точки зрения ортодоксального христианина. С Вашего позволения, Ваша честь. Это то, что предъявлялось суду. Вот, пожалуйста.
Специалист Ямщиков: Ну, по сравнению с тем, что у нас делают, это…
Защита: Это что? Это неканоническое изображение Христа.
Специалист Ямщиков: А я не против неканонического изображения Христа.
Защита: А вот это как по-вашему можно истолковать? Это из крупнейшего музея, расположенного в церкви, в западной Европе.
Специалист Ямщиков: А Вы посмотрите, пожалуйста, на средневековые готические скульптуры. Там есть такие же вещи.
Защита: Есть такие. Значит, это нормально?
Специалист Ямщиков: Это нормально.
Защита: Посмотрим другое.
Специалист Ямщиков: А вот это пошлятина. Я не знаю, где это показывалось. Если их не осудили, значит, они ловко сыграли с деньгами.
Защита: Ловко сыграли с деньгами. Давайте посмотрим дальше.
Специалист Ямщиков: Да нет, не надо мне. Противно. Значит, кто-то деньги заплатил.
Защита: Кто-то заплатил деньги, и поэтому это в крупнейших музеях мира выставлено?
Специалист Ямщиков: Крупнейшие музеи мира столько помойки выставляют.
Защита: Дальше смотреть не хотите? «Тайную вечерю» не показать?
Специалист Ямщиков: Если Вы именуете крупнейшим музеем мира музей Людвига, то это я считаю большим позором для изобразительного искусства.
Защита: Я Вам назову, какие музеи. Если хотите, сейчас каталог представим. Уже не хотите смотреть?
Специалист Ямщиков: Хватает.
Защита: Скажите, пожалуйста, всегда лив русском искусстве, скажем, XIX века, всегда ли изображались церковные и религиозные сюжеты с должным почтением?
Специалист Ямщиков: А, Вы сейчас скажете о критических картинах Перова и прочих.
Защита: В том числе.
Специалист Ямщиков: Это, кстати сказать, это была высочайшая ошибка русской интеллигенции, включая и это, и искусство Серебряного века, и поэзию Блока, которая подготовила приход большевиков.
Защита: Значит,Перова и Репина надо изъять из Третьяковской галереи?
Специалист Ямщиков: Не надо, зачем. А это, извините, пожалуйста, надругательство не над Христом, а над его прислужниками.
Защита: Над его прислужниками.
Специалист Ямщиков: Да, пожалуйста. Это критический реализм.
Защита: Над прислужниками.
Специалист Ямщиков: Но я эти картины осуждаю.
Защита: А над прислужниками можно?
Специалист Ямщиков: Нет. Потому что насмеялись. И Александр Исаевич Солженицын написал, что ошибка русских литературы и изобразительного искусства в том, что очень много смеялись над собой и над нашей верой, поэтому большевики и Троцкий пришли к власти. С Лениным вместе.
Защита: Не хотите назвать настоящую фамилию Троцкого? С языка не рвётся?
Специалист Ямщиков: Да зачем мне. Я не антисемит. У меня ближайший друг был концептуалист Миша Шварцман. Вы из меня антисемита не сделаете.
Защита: У меня, пожалуй, больше нет вопросов.
Специалист Ямщиков: Ну, всё?
Судья: Нет. У подсудимого Самодурова есть вопросы.
Самодуров: Савелий Васильевич, ну, во-первых, я Вас благодарю за то, что Вы пришли. Я ещё со школы знаю Ваше имя, как открывателя знаменитых портретов XVIII века. Я действительно с громадным уважением знаю многие Ваши работы. И в этом смысле, Вашу деятельность в сфере сохранения культурных памятников и их открытия, действительно, я считаю подвижничеством. Тем не менее, у меня есть к Вамнесколько вопросов. Скажите, какие в России есть имена, авторитетные по современному искусству?
Специалист Ямщиков: Без комментариев.
Самодуров: Вам известны имена таких специалистов по современному искусству, как Леонид Бажанов, Екатерина Дёготь, Виктор Мезиана, Андрей Ерофеев?
Специалист Ямщиков: Без комментариев.
Самодуров: А как понять Ваш ответ?
Специалист Ямщиков: Да не хочу я о них говорить.
Самодуров: Скажите, пожалуйста…
Судья (прерывает Самодурова): Извините, пожалуйста. К Ямщикову: Я Вас вынужден попросить о следующем. Закон устроен так, что …
Специалист Ямщиков: Ну, хорошо. Я их знаю, но говорить о них не хочу.
Самодуров: Скажите, пожалуйста, если бы названные мной лица, специалисты по современному искусству, выступали бы так же в суде в качестве экспертов по искусству XVIII века, по древнерусскому искусству, Вы считали бы их мнение авторитетным?
Специалист Ямщиков: Ни в коем случае. А если Вы их считаете экспертами по современному искусству, совершите экскурсию по тому, что они сейчас показывают на Биеннале. От откровенной порнографии, в картинах Дубосарского, до… Там уже тоже появились картины с подписями «Эта картина должна оскорбить чувства патриарха». Я Вам про Толстого рассказал, про то, что они делают в музее Ленина, рассказал. Показывают теракт в изобразительном искусстве, это, извините, должно ФСБ этим заниматься.
Самодуров: Всё, спасибо. Я, действительно, благодарю Вас за то, что Вы делаете в своей области.
Специалист Ямщиков: Спасибо. Даст Бог, буду продолжать.
Защита: У меня есть вопросы. Какие выставки современного искусства Вы посетили за последнее время?
Специалист Ямщиков: Ну, вот я был на выставке «Бубновый валет» Натальи Нестеровой.
Защита: Скажите, какие из течений современного искусства Вам ближе всего?
Специалист Ямщиков: Из течений современного искусства мне ближе всего творчество тех моих друзей, которых я по-прежнему ценю. Лены Романовой, Натальи Нестеровой…
Защита: Извините, я говорю не про авторов, а про течения.
Специалист Ямщиков: Течения – это громко сказано. Течения – это итальянское Возрождение, или древнерусская живопись или, простите меня, пожалуйста, русский реализм, или испанское искусство, там, XVI века. Это Вы называете это течением. Течение – это Гольфстрим.
Защита: Какие статьи по современному искусству у Вас опубликованы в последнее время?
Специалист Ямщиков: Последнее время. Беседы с Нестеровой, Романовой, Тамарой Юфой. Статьи о моих ушедших людях, бывшем ректоре Академии Петре Тимофеевиче Фомине, Олеге Комове, Олеге Филатчеве. У меня много чего опубликовано.
Защита: Извините, опубликованы у Вас статьи по Актуальному искусству?
Специалист Ямщиков: Да Вы что! Что я, дурак, что ли? Я Вам сказал. Это вот. В Сербского.
Судья: Я так понимаю, что больше нет вопросов?
Специалист Ямщиков: Спасибо. Извините за беспокойство.