Доходы учителей выросли при введении новой системы оплаты
Несколько последних лет в части регионов РФ действуют новые системы оплаты труда (НСОТ) работников образования. К 2013 году они должны охватить все регионы. Директор Центра универсальных программ Наталия Типенко рассказала об изменении заработков учителей в беседе с корреспондентом РИА Новости.
Общая картина, по ее словам, складывается так, что от введения НСОТ доходы учителей в целом возросли и, с учетом территориальных различий, в ряде регионов приблизились к среднему уровню заработной платы.
Дело в том, что переход на новые системы оплаты сопровождался дополнительными вложениями в образование. Именно это позволило повысить доходы учителей. Без дополнительного финансирования ввести НСОТ и сформировать фонды стимулирования практически невозможно.
Вместе с тем, как отметила Типенко, есть и настораживающая тенденция: если в 2007-2009 годах заработки учителей исключительно росли, то сейчас их рост замедлился, а в 13 регионах сменился падением. Частично это объясняется тем, что на НСОТ в них сначала была переведена часть школ, а к концу года — все. Однако для части регионов падение, пусть и незначительное, с этим уже не связано — в Московской, Саратовской, Тульской, Самарской областях и ряде других. Лишь Белгородской, Новгородской, Кемеровской, Мурманской областям и Алтайскому краю удалось к октябрю 2010 года удержать зарплату учителей на уровне средней по экономике. В среднем, в регионах Центрального федерального округа учителя в школах, переведенных на НСОТ, получали (на 1 октября 2010) около 11 тысяч рублей, в Северо-Западном регионе -16, на Дальнем Востоке около 22 тысяч рублей.
На вопрос, решена ли проблема создания материальной заинтересованности учителя в результатах труда эксперт ответила:
— Дифференциация в оплате, безусловно, возросла. В регионах, внедрявших у себя модельную методику Минобрнауки РФ или ее производные, она возросла сильнее; в регионах, вводивших другие системы — меньше. Однако размер зарплаты во многом все еще зависит от учебной нагрузки. А внутри учреждения разброс заработков между учителями растет. То есть зарплата может и сильно вырасти, но не у всех.
Нагрузка 10% самых высокооплачиваемых педагогов составляет 23-24 часа в неделю (при норме 18 часов), нагрузка 10% самых низкооплачиваемых — около 14 часов. За последние 4 года нагрузка учителей в среднем выросла, а высокая нагрузка отнюдь не гарантирует качества работы, скорее наоборот.
Однако, по словам эксперта, механизм стимулирования пока действует недостаточно эффективно. Связано это с тем, что из за кризиса 2008-09 гг. часть стимулирующих фондов «съело» увеличение окладов работников с минимальным размером оплаты труда (лаборантов, гардеробщиц, уборщиц), чьи заработки пришлось срочно «подтягивать» до положенных 4330 рублей. В 2010 году фонды стимулирующих выплат по-прежнему оказались невелики — 15% в структуре фонда оплаты. Но несмотря на финансовые трудности их доля все-таки увеличилась в среднем до 19% при ощутимой разнице в регионах.
«Судя по наметившимся тенденциям, различия в оплате работы учителей по отдельным субъектам будут усугубляться. Ряду регионов все труднее будет удерживать заработную плату на достигнутом уровне, не говоря уже о ее росте», подытожила Типенко.