Драки-враки в кино и не только
Никакой киношно-игровой зрелищности, ухарства на улице вовсе не требуется. Это будет только во вред, поскольку в реальной драке самыми эффективными оказываются как раз самые неприметные, «экономные» действия. Боксеры правильно между собой рассуждают: «Нокаутирует тот удар, который ты не заметил».

Было бы странно, если бы шоу-бизнес обошел стороной такую волнующую тему как уличные драки. Из драки ведь нетрудно сделать захватывающее шоу, смотреть его будут охотно. Оформленные как шоу драки чрезвычайно расплодились в кино и компьютерных играх. В режиме онлайн на потеху почтенной публике драки демонстрируют в американском кетче (catch wrestling) и в так называемых боях без правил (по крайней мере, некоторых).

Диакон Павел Сержантов

Диакон Павел Сержантов

На сознание современного человека немалое влияние оказывают раскрученные продукты шоу-бизнеса. Давайте разберемся, как именно индустрия развлечений подает миллионам зрителей острое блюдо под названием реальная драка.

Главное зрелищность

Как на шоу-площадках подаются драки? Чем зрелищней драки, тем доходней для шоу-бизнеса. Для нас важно отметить, что первой в жертву зрелищности приносится реалистичность драк. Страдает реализм.

К примеру, на экране дерущиеся очень любят поразмахивать ногами. Излюбленный экранный срубающий удар ногой в голову. Для успешного зрелищного шоу удары должны бросаться в глаза зрителям, отсюда на экране и ценится большая амплитуда ударов. В реальной жизни от размашистих ударов преступников гораздо легче уйти, чем от неразмашистых. Удар рукой с замахом сразу же выдает нам намерения преступника, ясно, куда и как он будет бить. На улице удар должен быть как раз малозаметным, только тогда он вернее всего попадет в цель. Ногами в голову на улице не бьют, а добивают. Преступники любят повалить прохожего и потом уже допинать его ногами, в том числе, и по голове. Эти короткие топчущие уличные удары ногой в голову принципиально отличаются от высокоамплитудных киноударов, которые без «балетной растяжки» просто нереально сделать.

Еще герои экрана любят голыми руками обработать закоренелого преступника с ножом, хлебом не корми. Даже если киногерой застигнут дракой в магазине или кафе и там имеет полную возможность биться и кидаться подручными предметами, он все равно гордо идет на боевой нож прямо голыми руками. И вот мы видим, как с помощью изящных кругообразных движений айкидо Стивен Сигал ловко выламывает преступную руку. Нож с размаху летит на пол, герой едва заметно улыбается: бой выигран вчистую, даже без единого пореза.

В жизни так не бывает! Звезда экрана в реальной разборке поступила бы иначе: прежде чем захватить вооруженную руку, нужно отвлечь или травмировать преступника побросать ему в голову и тулово стаканы, держаться от ножа на некоторой дистанции, отбиваясь от атак ножками стула…

Никакой киношно-игровой зрелищности, ухарства на улице вовсе не требуется. Это будет только во вред, поскольку в реальной драке самыми эффективными оказываются как раз самые неприметные, «экономные» действия. Боксеры правильно между собой рассуждают: «Нокаутирует тот удар, который ты не заметил».

Индийское кино - не самое лучшее пособие по самообороне

Индийское кино — не самое лучшее пособие по самообороне

Его величество сценарий

Шоу-бизнес жестко ориентирован на постановочные драки. Боевитые актеры обязаны придерживаться сценария и работать в «бесконтактном» стиле. Удары, блоки, нырки, подсечки, падения, перекаты всё должно быть предсказуемо. Работа точно по сценарию защищает актеров от травм. Режиссер сказал: «Бандита на 15 секунде герой кончает», значит так и будет, и главный герой после града бандитских сногсшибательных ударов вскочит, вложится в фатальный удар, отряхнется и резво побежит любимую девушку от мафии спасать. По сценарию прописано так, и на экране будет всё по писанному, пусть даже по жизни этот сценарий небывальщина.

Актер и мастер ушу Брюс Ли в свое время оказал огромное влияние на кинодраки. Его роли и постановки отличались гораздо большим реализмом, чем работы его коллег. И все-таки забавно видеть, как на героя Брюса Ли нападает десять человек с оружием, Брюс, не смигнув, дает бандитам себя окружить, а потом бандиты бросаются на главного героя, почему-то по очереди (сценарий такой!) Почти каждый удар Брюса нокаутирует бандита. Любой удар бандитов причиняет герою лишь умеренную боль, не отправляя его даже в нокдаун.

Для кино достаточно сымитировать уличную драку так, чтобы она на экране смотрелась эффектно и вполне правдоподобно для неспециалистов.

Свои сценарии драк усердно разрабатывают мастера игрового кино. Уличная преступность не отстает, она охотно разрабатывает свои сценарии. Например: человека сначала окружают, потом набрасываются на него одновременно сзади, спереди и сбоку, чтобы не смог человек уйти никуда или отбиться от града ударов.

Вообще, для уличной драки характерна, с одной стороны, непредсказуемость, а с другой отработка заранее расписанных преступниками сценариев нападения. И это несколько сближает реальную жизнь с киноиндустрией.

Вот один из уличных сценариев драки. Ближе к ночи бандиты подкарауливают человека, которому отводится роль жертвы. Самый мелкий из них останавливает прохожего неожиданным нахальным вопросом, остальные под покровом ночи тихо заходят со спины…

Уличная самооборона будет успешной, если сценарий преступников сломать. Положим, не останавливаться в поисках подходящего ответа на нахальный вопрос, а дать ответ неожиданно неадекватный, по возможности обходя вопрошающего и одновременно вытягивая из кармана то, чем отбиться можно. Если же прохожий послушно выполнит сценарий назойливых незнакомцев, он за роль жертвы получит не только оскорбления, но побои и ограбление. Через неделю в больничной палате удивляться будет: «Я даже не понял, что произошло. Все случилось так быстро…»

По сути, на занятиях стрит файтингом и занимаются отработкой того, как ломать разные сценарии нападения на улице.

Как рождаются легенды

На съемки прибыльного кинобоевика не обязательно звать выдающихся мастеров единоборств. Достаточно актеров в хорошей физической форме. По ходу дела их обучат имитировать нужные для фильма боевые техники. Все остальное за них сделает поддающийся в драке партнер, оператор, специалист по спецэффектам и монтажу.

Почти любого актера можно в кино показать великим и ужасным мастером: так Дженифер Лопес оказывается опаснейшим специалистом по крав-мага, а Киану Ривз по ушу. Интересна реакция публики: сыграл актер брутального бойца после фильма его многие считают реальным бойцом, сыграл великого ученого если удачно, стало быть, и впрямь он один из немногих гениальных умов человечества.

За последние двадцать лет шоу-драки заметно сместились из реальности в виртуальность. На компьютерном экране хрупкая девушка наносит двум бандитам удар сапожками в голову. Для этого трюка она прыгает на недосягаемую олимпийскую высоту и враз срубает двух громил, они даже шевельнуться не успевают. Девушка грациозно приземляется птичкой с таким скучноватым выражением лица, будто ничего экстраординарного не произошло.

Но что я удивляюсь на эти виртуализированные драки, если некоторые нынешние киноперсонажи способны отследить летящую в них пулю и успевают от нее увернуться, бегают за врагами, почти как мухи, по потолку… Как оторвано такое шоу от реальной жизни!

Киноиндустрия создала множество боевых легенд. Среди них легенда о непобедимом искусстве ниндзя. Вы слышали о японском джиу-джитсу (дзю-дзюцу) с его эффективными техниками рукопашного боя и боя с оружием? Ерунда всё! Есть нечто поинтереснее этого хваленого искусства воинственных самураев. Обнаружено тайное боевое японское искусство, только для глубоко законспирированных разведчиков: спецприемы, спецсредства, спецподготовка. Мы покажем вам секретные техники японских ниндзя! И показывают: идет ниндзя по современному американскому городку в традиционном японском черном костюме (маскировка!), крадется, выслеживает врага и в нужный момент метко бросает в него стальную остро отточенную звездочку (спецсредство, которое было очень эффективно 200 лет назад!) Дальше все эти нелепые придумки о ниндзя смотреть нет смысла.

И говорить об этом не было бы смысла, но у нас в городе работают секции ниндзюцу. Кто-то ведь и ходит туда заниматься… Секретные техники, тайные знания оказываются как всегда притягательными. Вспоминаются слова апостола Павла о манящих высших тайных знаниях: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2).

Груды таинственных легенд и море зрелищных постановочных трюков, далеких от реальной жизни, создали неугомонные деятели шоу-бизнеса. Каждый фильм или компьютерную игру на тему уличной преступности лично я снабдил бы яркой наклейкой: коэффициент правдоподобности 45%, или 60%, или 25 %. Знаете, это как класс гостиницы: четыре звезды, пять звезд, три звезды. Вы бы что предпочли?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.