Господь разговаривает с нами на языке явлений, событий. Некоторые из них настолько красноречивы и смысл их столь очевиден, что не «прислушиваться» к ним преступно. События эти явственно предостерегают нас от гибельного пути, призывают к покаянию и изменению жизни.

Ещё один символ, грозное предупреждение… Круизный лайнер Коста Конкордия – «лайнер будущего», имеющий на борту фитнес-центр, торгово-развлекательный центр, казино и дискотеку, турецкие бани, 13 баров и 5 ресторанов, салон красоты и многое другое… Этот «храм наслаждения» (как называли его в рекламных проспектах), символ современной цивилизации с её культом поклонения плоти, богатству и роскоши – напоролся на рифы и затонул…

Основная разлагающая сила нашего времени, «бомба замедленного действия», внушённая нам извне и по наивности нашей воспринятая безусловно – это идея, что главное в жизни – это наслаждение, удовольствие, комфорт и достаток. Что именно это приводит человека к счастью. Но ведь это же ложь, ложь самая бесстыдная и наглая! Стремление к наслаждениям, праздности, неге и роскоши именно растлевает душу, приводит её к опустошению, тоске и отчаянию, а никак не к счастью.

Человек по природе своей трехсоставен и кроме телесной и душевной жизни призван ещё к жизни духовной, в общении с Богом. Это общение – дар Божий, который человек волен принять или отвергнуть. Приятие этого дара, его усвоение составляет смысл, содержание человеческой жизни. Отвержение – обрекает человека на муку, которая обнаруживается хоть и не сразу, но непременно.

Цель духовной жизни – достижение единства и согласия с Богом в вечности. Бог есть любовь, и единство с Ним есть единство в любви и святости. Это единство достигается милостью Божией, но не без участия самого человека, который должен приложить многие усилия в земной жизни, чтобы навыкнуть противиться греху и действовать в согласии с волей Божией.

Жизнь по закону Божьему – по закону высшей любви – и есть жизнь духовная, а жизнь греховная, потакающая страстям и похотям именуется жизнью плотской. Человек испытывает как влечение к высшей, духовной, так и к низшей, плотской жизни. Эти две жизни несовместимы и противны друг другу, так что человек склоняется то на одну, то на другую сторону, но должен волей своей при помощи Божией сознательно избрать жизнь духовную и утвердиться в ней.

В жизни духовной всё поначалу бывает трудно и тесно, но преодоление этих трудностей с Божьей помощью приносит человеку неизреченную радость и вводит его в преддверие Царствия Божьего. В жизни плотской напротив – поначалу всё кажется приятным и лёгким, но эта греховная легкость непременно оборачивается тяготой и мукой, единственный выход из которой – покаяние и изменение жизни.

Вот вкратце учение Церкви о двух путях, учение отражающее реальность, пренебрегать которой немыслимо.

Полнота духовной жизни соединяет человека с Богом и именно в этом единстве человек приближается к познанию своего действительного призвания, призвания быть чадом Божьим. Выше этого призвания ничего нет и не может быть. И в этом общении: сознательном, живом, как для отдельного человека, так и для общества в целом, в его большинстве, заключено настоящее благо.

Но самое очевидное и простое для верующего сердца — понять и признать, что единство с Богом есть высшее благо – оказывается самым трудным для замороченного, омертвелого в самонадеянности, «поумневшего» общества потребителей.

«Поумневшего», конечно, в кавычках потому, что мы знаем много такого, что нам знать совершенно не нужно. Что не имеет никакого отношения к самой жизни, к её полноте и содержанию. Больше того – знания эти, не оживотворенные духом, становятся страшным бичом, наказанием. Мы завалены информационной лавиной и «сход» её продолжается, нарастая и задавливая нас своей неконтролируемой мощью…

Сказанное не означает, конечно, что знания не нужны, но только то, что «без Царя в голове», то есть без Божьего руководства, без стремления к полноте духовной жизни, знания разрушают жизнь человека и общества. И это с каждым месяцем становится всё очевиднее.

Приобретённые человечеством знания активно употребляются на служение плоти. Здесь действует «сцепка» двух жадностей. Жадность к богатству, эксплуатируя стремление людей к плотской жизни, использует её для зарабатывания денег. Жадность к плотской жизни раздувается, разогревается и раздражается искусственно всеми возможными способами, чтобы не ослабевал спрос на предложения «удовлетворяющей стороны». Так происходит с одной стороны перепроизводство товаров и услуг и накопление немыслимых богатств, а с другой – изощренное потакание, служение плоти. Но и страсть к богатству и любые другие страсти – всё это разные проявления одной и той же, плотской жизни, которая, в конце концов, приводит человека к опустошению, депрессии, тоске и отчаянию. Вот причины и составляющие того глобального кризиса, который называют почему-то финансовым, в то время как он по сути своей духовный.

Говоря о необходимости противостоять идеологии безудержного потребления, Церковь напоминает, что единственной альтернативой этой идеологии служит христианская традиция сознательного и разумного воздержания, поиск полноты духовной, жизни в Боге. И это единственный реальный выход из кризиса. Потому, что если человек задыхается, ему нужен воздух, а не что-то ещё. Святые Отцы говорят, что благодать Духа Святого для души – то же, что воздух для тела. Человечество задыхается от бездуховности, на которую оно само себя обрекло желанием наслаждаться одной только плотской жизнью.

Подлинное счастье человека заключается в согласии со своим Творцом, в единстве с Ним. И достижение этого единства немыслимо без воздержания от страстей, причём сознательного, возведённого, если угодно, в принцип жизни.

Чувствуете разницу, бездну, разделяющую два подхода, отношения к жизни:

С одной стороны – неверие в Бога, беспечность о душе и, как следствие, безудержное стремление к земному, плотскому наслаждению.

И с другой – воздержание от страстей и похотей, как средство достижения единства и согласия с Богом.

Вот это, последнее, и должно стать нашей нравственной нормой, парадигмой прежде всего в личной, церковной, а затем, возможно, и государственной и гражданской жизни.

Говоря о необходимости воздержания и самоограничения, мы не говорим о крайностях. Может быть, кто-то и способен в наше время раздать богатство нищим и следовать за Христом в совершенном самоотречении. Но если такие и есть, то их единицы. А для абсолютного большинства людей (и не только богатых, но и «среднего класса» и малоимущих) – для них пусть призыв Господа к нищете самоотречения будет образцом, если не достижимым вполне, то, по крайней мере, смиряющим и не дающим мыслить о себе, как о достигшем чего-либо в духовной жизни.

Причём люди малоимущие скажут: «А нам-то что раздавать, если мы и так нищие?» О-о… и нищим много чего нужно не то, чтобы раздать, а… прогнать от себя, чтобы стать действительно нищими в высшем, духовном смысле. Это и мечты о богатстве и зависть, и вечное недовольство судьбой, и ропот, и ненависть к сильным мира сего… Вот оно – «тёмное богатство» нищих, от которого нужно отречься, «отгрестись», если они хотят быть нищими именно ради Христа.

С другой стороны есть какой-то минимум условий нормальной жизни: крыша над головой, еда, работа, пенсия… И этот «минимум» ведь не трудно обеспечить для всех, даже в масштабе большой страны, если относительное меньшинство перестанет потворствовать своим безудержным страстям, научится делиться тем, что называется в Евангелии «богатством неправедным».

И Церковь будет напоминать об этом непрестанно, в надежде быть хоть кем-то услышанной.

Как идея плотоугодия не сразу проникла в умы и сознание многих людей, но последовательно продвигалась и внедрялась её адептами, так и идея благоразумного воздержания, приоритета духовной жизни над плотской, будучи проповедана Церковью, постепенно может преобразить жизнь нашего общества.

Священник Димитрий Шишкин
Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.