Двенадцать фотооткрытий года, заслуживающих вашего внимания

10 января, 2020
  • Франциско Инфанте остается важнейшей фигурой для российской культуры. Его выставка в Московском мультимедиа-арт музее – одно из важнейших событий 2019 года. Эта выставка соединяет времена и эпохи российской фотографии. Инфанте демонстрирует, что не цифровые технологии определяют сегодня тенденции и моду, а мышление художника и его бесконечная фантазия. Он буквально открывает “чертоги разума”.
    2. Белорусскими фотограф Сергей Брушко на улицах Минска в 1992 году сделал снимок группы мальчишек. Спустя 30 лет его сын Дмитрий нашел тех же пацанов и повторил кадр. Хотя лонгитюдных проектов сейчас делается много, конкретно этот – не проект вовсе. Это история отношений отца и сына и, по-своему, рождественская история о торжестве добра и семейных отношений.
    Летом в Калуге проходил фестиваль “Молодые фотографы России”. Среди участников фестиваля этого года выделялись работы калужанки Светланы Тарасовой. Она изображает свой внутренний мир, свое ощущение сказки так, как будто всполохи цвета и света - обычное дело. Мы, зрители, замираем от удивления и в то же время совершенно (и справедливо) уверены в реальности происходящего... это особенный талант увидеть в обыденном то, что до прихода художника будто и не было в ней проявлено.
    “Образы Италии” – знаменитый травелог искусствоведа Павла Муратова, написанный им в Италии 100 лет назад. В 2019 году вышло издание, иллюстрированное произведениями петербургского фотографа и художника-графика Надежды Кузнецовой. На протяжении нескольких лет она ездила по Италии с книгой Муратова, прошла буквально его маршрутами и… сфотографировала, как современные туристы попадают в вечность, ступая под своды палаццо или разглядывая пьяцы и виа. Кузнецовой удалось создать ощущение памятников вне времени. Ее снимки – аналог литературного текста, а не туристические кадры.
    Погружение пленки в нефть – анти-фотографический жест без гарантии на результат. Но призер конкурса “Молодые фотохудожники России” Игорь Терешков убедителен. Его жест - кинуть съемку с красивыми, но исчезающими оленьими стадами и пастухами в нефтяные озера, убивающие красоту дикой природы - это жест отчаяния. История про нефть и мох в Ханты-Мансийском автономном округе – проект Терешкова, одного из молодых экологов, волонтеров Гринписа, которые пытаются привлечь внимание к проблеме недобросовестности нефтедобывающих компаний. Благодаря молодому фотографу мы обнаруживаем, что социальная ответственность и социальный протест могут иметь красивую и точную форму.
    Мы не всегда понимаем до какой степени фотография влияет на мир. Сделанный в первой половине 2019 года одной из обсерваторий снимок черной дыры – лучшая демонстрация масштабов этого влияния. Красный коридор, темнота внутри, наличие “черных дыр” в космосе перестало быть фантастической гипотезой. Научно доказанный факт отныне имеет убедительное зримое изображение. Снимок “черной дыры” оказался тем редким случаем, когда фотография участвует в научных открытия мирового масштаба.
    Впервые за 110 лет в Африке была получена фотография черного леопарда в дикой природе. Хищник, который до сих пор считался мифологическим, давно исчезнувшим, как оказалось, существует! Снимок сделан британцем, работающим в природоохранной организации в Эфиопии, для меня - жизнеутверждающий: как бы человек не уничтожал природу, она умнее нас. В ней происходят чудеса, в ней живо то, что мы давно похоронили.
    Ребенок с игрушкой во рту в нищем городе смотрит вдаль; его грязная одежда плавно превращается в шлейф вечернего платья. Это жесткая критика того, во что превращают фотографы человеческую драму, приезжая в страны третьего мира, и одновременно критика первых полос крупных изданий, пестрящих иллюстрациями светских событий. Человек кормит чаек с рук, а вторая часть коллажа - самолет сбрасывает бомбы. Композиции турецкого художника Угюра Галена точны и врезаются в память.
    Испанский фотограф Антонио Арагон Ренунцио снял в Объединенных Арабских Эмиратах пустыню, рыжие, как бархат, пески, захватывающие город. Пустые зеленые комнаты уже наполовину засыпаны этой зыбкой роскошью. Помимо критики и остроты наблюдаемой ситуации, в снимке Ренунцио есть образ смертельной красоты.
    Екатерина Шилкина летом 2019 года во время московских протестов снимала проект о женщинах, участвующих в уличных акциях. Снимок сделан камерой Nikon 700, но так, будто съемка прохожего, как мы привыкли снимать друг друга. На фотографии никто никто никого не вяжет, не бьет, ничего, по сути, не происходит. Стоит насупленная молодая девица на фоне стены из военизированных людей с пластиковым щитами. Это фотография хрупкого баланса - помните, как у Сальвадора Дали? - “сон вызванный полетом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения”. Это исторический снимок, который описывает нашу действительность: ни мира, ни войны.
    Андрей Шапран снимает на Чукотке, Южных Курилах, Ямале и в Якутии уже десять лет. Но только сейчас, благодаря возросшему интересу к жизни дальних регионов России, появилась возможность для публикации его снимков. Они сделаны на грани документалистики и пост-человеческой археологии. Места, освоенные человеком, но оставленные им.
    Серия Павла Волкова в 2019 году была опубликована неоднократно в самых разных издания. Сегодня он один из ведущих авторов, которые работают с темами инвалидности. “Феникс” – это большой проект и результат сотрудничества Волкова со своей моделью. Это пример внимательного наблюдения за переменами в другом человеке, Попытка найти поэтический язык для описания жизни людей с ограниченными возможностями.

    Когда в СМИ публикуются подборки лучших фотографий, фоторедакторы не всегда отдают себе отчет, что за пределами их изданий существует еще какой-то визуальный мир. В фэшн-подборку вряд ли попадут снимки дикой природы. И наоборот. Историк фотографии, кандидат искусствоведения и арт-директор Международной биеннале PhotoVisa, в рамках которой проходит ежегодный международный конкурс фотографии, Ирина Чмырева ежедневно видит сотни фотоизображений. Она поделилась с Правмиром своими находками за 2019 года. Двенадцать авторов, которые не только являют собой новые тенденции в мире фотографии, но визуализируют ожидания публики нашего времени.

    Сообщить об опечатке
    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: