«ЕГЭ учат писать по шаблону, а на ДВИ все иначе — и ты теряешься». Студенты, которые прошли дополнительные испытания в вуз
«Меня пугало отсутствие структуры»
Дарья Одолеева, сдала ДВИ по обществознанию в МГУ на 85 баллов, результаты ЕГЭ: русский язык — 89, обществознание — 83, английский — 79, учится на бюджете на социологическом факультете МГУ:
— Я начала готовиться к ДВИ примерно за две недели до сдачи, потому что я не планировала поступать в МГУ. Это было спонтанное решение. Записалась на пару онлайн-курсов. Один дорого стоил, но в нем все было растянуто, неструктурированно и непонятно. Второй длился 10 дней, и в нем разбирались все темы из кодификатора. Все было четко и структурированно. Я поняла, что и как надо писать. Конечно, в ДВИ нет четкой структуры, но мне помогли понять, как лучше все написать.
Я весь день тратила на подготовку. Утром просыпалась, завтракала, смотрела вебинары, писала в день по три эссе, иногда выезжала учиться в кафешки, чтобы сменить обстановку. Старалась чередовать изучение тем и практику с отдыхом. Я многое уже знала, так как сдавала ЕГЭ по обществознанию, но узнала много нового.

Дарья Одолеева
ЕГЭ, в отличие от ДВИ, привязан к формату. Когда нарешивала варианты, я отработала структуру. После ЕГЭ кажется, что ДВИ — гораздо более свободный экзамен в плане формата. И в него было тяжелее заходить. Меня пугало отсутствие структуры. Но сейчас я могу сказать, что гораздо лучше, когда есть поле для мыслей, которые можно написать, не прогибаясь под экзаменационную систему. Поэтому ДВИ сейчас мне гораздо больше нравятся, чем ЕГЭ.
Я сдавала экзамен дистанционно. Зашла на платформу в 8 часов, чтобы меня идентифицировали. Потом пришлось ждать 9 часов. В онлайн-аудитории несколько человек, но видеть и слышать я могла только себя и экзаменатора, причем иногда я слышала, как он общается с другими ребятами, но не видела их.
Мне достались следующие темы: «Деньги. Виды и функции, валюта», «Массовая культура» и «Правоспособность и дееспособность». В первой теме я начала с понятия экономики, рассказала о Карле Марксе, раскрыла типы денег, виды и функции. Но о валюте я вообще не знала, что сказать. У всех стран она бывает разная. Я так и написала, привела примеры, указала, для чего она нужна. Я много расписывала в первой теме — страницы три. Рассказала еще о рыночном механизме, рынке, заработной плате, какой она бывает. И цитаты ученых старалась приводить. Но я еще выходила два раза, так как забыла, какие бывают типы инфляции. Я помнила гиперинфляцию, но каким-то образом забыла умеренную инфляцию. Еще писала, что первыми деньгами, которые появились в VII веке до нашей эры, были ракушки и камушки.
О правоспособности и дееспособности я долго думала. Раскрыла понятие права, привела примеры и цитаты, упомянула про структуру права, какие бывают нормы, про гражданско-административное, уголовное, трудовое и семейное право. Потом начала говорить о правоспособности, об основных правах, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Упомянула и об обязанностях, которые тоже прописаны в Конституции. Мне эта тема больше всего не понравилась, потому что было скучно и непонятно, какие приводить примеры.
Третья тема — массовая культура. Я рассказала, что такое культура в широком и узком смыслах, что в истории она означает. Упомянула цивилизационный подход, субкультуры, доминирующие культуры, контркультуры, элитарную культуру, массовую. Везде привела примеры. Массовую культуру я, конечно, раскрыла больше всего, так как она была заявлена в теме. Я писала, что она появилась в XV веке с книгопечатанием, журналами и газетами. Упомянула также слова Адама Смита о том, что массовая культура сплачивает людей, в особенности молодежь, что через массовую культуру проще формировать ценности, так как она всем доступна. Привела примеры разных мессенджеров. Сейчас они играют особую роль.
Я была не особо довольна своей работой. Думала, что могла бы написать больше. Сильно переживала за свое поступление, потому что хотела учиться в МГУ.

Сейчас себе я бы хотела сказать, что стоит отдаться свободному формату и истории. Она ценится проверяющими. Все остальные знания есть благодаря ЕГЭ по обществознанию. Они хорошо ложатся на ДВИ.
Все достаточно легко: гораздо проще, чем на ЕГЭ. Так что отдельно готовиться к ДВИ по обществознанию не нужно. Некоторые мои одногруппники вообще не готовились к вступительным испытаниям отдельно. ДВИ — это интересный экзамен, который поможет перейти на новый этап — студенчество.
«На ДВИ надо знать больше, чем дает школа»
Кристина Литвиненко, учится на бюджете на факультете журналистики МГУ, сдала ДВИ на журфак МГУ на 68 баллов, на медиакоммуникации — на 88 баллов, РУДН (журфак) — 76, ВШЭ (журфак) — 76, ЕГЭ по литературе — на 100, по английскому языку — 90, по русскому языку — 96, по обществознанию — 88:
— Изначально я поступила в РГПУ им. Герцена на иняз, но потом поняла, что это совершенно не мое. С 9-го класса мне нравилась сфера медиа, но было даже страшно представить, что я смогу учиться на этом направлении: думала, что не смогу поступить из-за большого конкурса и высоких проходных баллов. Я выросла в маленьком городке Тульской области, в школе было всего 300 человек.
Когда я заканчивала первый семестр в РГПУ, поняла, что все же готова рискнуть и попробовать поступить на журфак или медиакоммуникации в МГУ или в другие вузы.

Кристина Литвиненко
Начала я свою подготовку к ДВИ с изучения структуры. У каждого вуза она своя. В МГУ на журфак требовались знания по истории, на медиакоммуникации — обществознание. В других университетах свои особенности.
Я стала заниматься в онлайн-школах по подготовке к ДВИ на журфак. Самой сложной была история. В школе нам преподавали историю куда более поверхностно, чем то, что требовалось на ДВИ в МГУ.
К тому же я привыкла к формату ЕГЭ. На ЕГЭ важен шаблон, упоминание мнения автора, а не своей позиции. На ДВИ, наоборот, — это свобода мысли, поэтому было сложно.
На ДВИ ценят творческий подход. Нужно знать куда больше, чем дает школа, интересоваться разными сферами культуры и жизни.
Когда я готовилась, я долго писала по шаблону ЕГЭ, но мне на курсах говорили, что так делать не надо. К тому же до ДВИ я еще пересдавала литературу.
Практически каждый день у меня состоял из подготовки к экзаменам. Я вставала в 8 утра, готовилась к литературе, смотрела вебинары, лекции по истории, писала сочинения. Помню, тема революции тяжело давалась, над ней долго сидела.
Я, конечно, переживала, потому что понимала, что сделала все, что могла, но дальше многое зависело не от меня, а от тех, кто будет проверять ДВИ.
Подавала документы в пять вузов: в МГУ, РУДН, ВШЭ, ТулГУ и МГИК. Вступительные испытания я сдавала в первых трех вузах. В остальные я подавала документы на тот случай, если не пройду в три первых. Все ДВИ я сдавала дистанционно. Я сильно переживала за возможности интернета, но все прошло хорошо.
Первый экзамен я сдавала в РУДН. Там были тесты по русскому языку на 45 вопросов из разных областей. Там надо было больше додумываться, чем знать, в отличие от ЕГЭ. Еще был этап с профессиональным экзаменом. Там были вопросы из географии, массовой культуры, истории. К нему сложно подготовиться заранее.
На ДВИ на журфак МГУ мне досталась тема «Семейные ценности ХХ века». Нужно было написать эссе и выполнить редакционное задание по этой теме. В редакционном задании, где нужно задать три вопроса трем историческим личностям, которые жили в приведенный период, я писала вопросы Маяковскому, Цветаевой и кому-то еще, уже точно не помню. На медиакоммуникациях надо было написать эссе на тему «Роль технологических изобретений в жизни общества». Я приводила в пример «Прощание с Матерой» Распутина, строительство Беломорканала, ГЭС. Помню, что эту работу я писала в виде дневниковых записок.
В ВШЭ на вступительных испытаниях надо было написать эссе либо на литературную тему, либо на журналистскую. Я писала о духовной самореализации героев русской литературы XIX века. Приводила в пример «Капитанскую дочку», «Обломова», «Героя нашего времени» и писала об историческом контексте.
Когда пришли результаты, я расстроилась, но в итоге смогла поступить на медиакоммуникации на бюджет.
«На ДВИ вываливаешь все, что знаешь»
Василий Талачанов, учится на биологическом факультете МГУ-ППИ (Пекинский политехнический институт), сдал ДВИ по биологии в МГУ на 84 балла, по химии — на 34, в МГУ-ППИ по химии — 74 балла, ЕГЭ по русскому языку — 87, профильной математике — 74, биологии — 79, химии — 84:
— Я учился в специализированной школе №171 в Москве в химическом классе. Нас готовили к вступительным испытаниям по химии, давали задания высшей сложности в классе. Но я нацелился на биофак и готовился к ДВИ по биологии.
Когда уже закончились ЕГЭ и пришли результаты, я начал ходить в библиотеку им. Ленина, какие-то материалы в интернете искать. То есть я сам не очень понимал, к чему мне готовиться. Просто знал, что у меня будут три вопроса, по которым нужно дать максимально развернутый ответ. Я повторял буквально всю теорию по биологии и сдавал ДВИ в июле. К тому моменту я прочитал большой объем литературы и, наверное, был готов ко всему.

Василий Талачанов
По итогу я сдавал три ДВИ. Первым была химия, и я ее сдал очень плохо, потому что я не готовился, она была не нужна, но подвал документы, так как родители уговорили. Потом уже была биология.
ДВИ по биологии сильно отличается от ЕГЭ. ЕГЭ по биологии затрагивает много тем, могут достаться вопросы из любой сферы. Выучить все просто нереально. И нет такого человека, который выучил всю теорию биологии. Обычно люди специализируются в какой-то одной сфере, которая им интересна. Часто даже олимпиадники по биологии не могут сдать ЕГЭ по этому предмету на высокие баллы. Тебя могут спросить то, что ты не знаешь. Может не быть вопросов по теме, в которых ты хорошо разбираешься, но зато могут быть совершенно неожиданные вопросы на темы, в которых ты не разбираешься. То есть знания оцениваются необъективно.
Возможно, выпускник даже знает больше, чем надо для ЕГЭ, но есть определенные шаблоны и формат, под который нужно подстраиваться. В итоге вариант ответа вне формата ЕГЭ оценивается неправильно. Такие ситуации бывают часто, в итоге школьникам нужно запоминать и неправильные ответы, чтобы правильно ответить на ЕГЭ.
Тестовую часть в ЕГЭ по биологии я сдал хорошо. Думаю, мне повезло. У меня была всего одна ошибка. А вот в другой части, где надо писать развернутый ответ, были сложности. Например, в мой год в ней был вопрос о том, почему самцов рыб не привлекают самки, которые больше стандартных в два раза. Ответ: это происходит из-за того, что у самки, которая в два раза больше, в два раза меньше частота махания плавниками. Как для этого должен догадаться выпускник, не особенно понятно. И такие вопросы часто попадаются, из-за них многие теряют баллы.
ДВИ в этом плане мне нравится гораздо больше. После ЕГЭ я был даже рад начать готовиться к вступительным испытаниям. Появилась новая цель, и я уже целенаправленно изучал то, что мне интересно, уже без математики и русского. К тому же к ЕГЭ по биологии лучше читать только специализированную литературу для ЕГЭ, а тут можно более глубокую. Я уже не так нервничал, спокойно читал литературу, которая мне интересна, изучал новые термины.
На ДВИ ты приходишь и буквально вываливаешь все, что ты знаешь. Главное, что у тебя есть время и ты знаешь, что пишешь. Работу смотрит эксперт, который оценивает сами знания, а не то, насколько они подходят под общий формат.
На ДВИ ты не боишься ошибиться, потому что пишешь огромное количество теории, и тебя оценивают, наверное, больше за углубленность знаний.
К тому же, заранее известно, что будут вопросы из разных разделов благодаря кодификатору. Если ты готовишься ко всем разделам и понимаешь, что за ними стоит, всегда можно выйти через вопрос в тему, которую ты изучил более глубоко и продемонстрировать свои знания. Например, я хорошо знал работу гипофиза и гипоталамуса, о чем смог написать.
Вступительное испытание по биологии длилось 4 часа. Были вопросы об эндокринной системе, о покрытосеменных растениях и о генетическом коде. Мне повезло, потому что эндокринную систему я знаю достаточно хорошо. Это буквально моя любимая тема. Поэтому я там расписал, наверное, листа на четыре. На остальные темы у меня оставался час. Я уже не мог полностью раскрыть все свои знания.
Когда объявили результаты, я мог созвониться преподавателями, которые объяснили мои ошибки. Мне сняли баллы за то, что я дал не точное определение генетического кода. Я написал, что генетический код — это последовательность молекулы ДНК, благодаря которой происходит синтез определенных веществ. Экзаменатор сказала, что это плохое определение, что если бы она проверяла, то вообще бы его не засчитала. Из этого можно сделать вывод, что нужно давать научные формулировки, а не от себя. То есть нужно стараться излагать мысли научным языком. Еще я не упомянул некоторые фундаментальные процессы.
В любом случае важно показать, что ты знаешь школьную программу по заданной теме и даже чуть больше, потому что ты поступаешь в МГУ. Хотя бы по теме, которая больше всего интересует. И снять баллы могут из-за формулировки, за фактические ошибки и за недостаток информации.

За пять экзаменов у меня в сумме было 410 баллов, а в МГУ на биофак проходной балл в 2023-м — 420. Но я еще подавал документы в МГУ-ППИ (Пекинский политехнический институт). Это филиал МГУ в Китае.
Диплом у меня будет от МГУ, здесь преподаватели и программа этого вуза, хотя я учусь в Китае, а не в России. В Китайском филиале лаборатории мне даже интереснее, чем в Москве.
В МГУ-ППИ я сдавал вступительные по химии, но поступал по результатам вступительного испытания по биологии, которое сдавал в МГУ. Можно поступить в МГУ-ППИ по результатам ДВИ МГУ, но обратно это не работает. Это некая лазейка для абитуриентов.
Главная сложность для некоторых — это китайский. Но я изучал китайский, и так получилось, что мне удалось совместить и любовь к биологии, и к китайскому языку при поступлении. Хотя, казалось бы, это интересы совершенно из разных сфер.
Фото: freepik.com и из личного архива героев публикации