Главная Церковь Дорога к храму Православные праздники в 2022 году Рождество Христово – 7 января в 2022 году

Цифровой рассказ о Рождестве: pro et contra

Перед празднованием Рождества Христова по ново-юлианскому календарю 25 декабря на сайте YouTube появился мультипликационный ролик по мотивам Рождества Христова.

Перед празднованием Рождества Христова по ново-юлианскому календарю 25 декабря на сайте YouTube появился мультипликационный ролик о Рождестве Христовом. Этот ролик получил феноменальное количество просмотров: более 9 миллионов за всего 3 недели.

К нему оставлено более 3 тысяч комментариев, большинство из них – восторженные, многие написаны атеистами.

Нужно ли рассказать о евангельских событиях так? Публикуем мнения искусствоведа, декана факультета церковных художеств, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, художника Елены Черкасовой, известной своей замечательной религиозной живописью, и публициста и фотографа священника Дмитрия Свердлова.

CONTRA

Протоиерей Александр Салтыков: С помощью новых технологий передавать знание о Евангелии нужно благочестиво!

Мне показалось, что создатели этого ролика неблагоговейно относятся к евангельской истории Рождества Христова, поэтому я могу назвать его кощунственным. Создатели ролика насмехаются над Сыном Божиим и Его рождением. Человек не может стать христианином, если он насмехается над Христом. Это произведение не только кощунство, но и хамство по отношению к Пресвятой Деве Марии и Иосифу Обручнику. Авторы ролика видимо не понимают, что сводя евангельскую историю Рождества к «бытовщине», они умаляют высокие чувства святого семейства, которые они переживали во время поворотного события в человеческой истории. Такие произведения имеют не миссионерский, а антимиссионерский характер, они никого не могут привести к Богу.

Перед нами снова, на этот раз в негативной форме, встает вопрос о изобразимости событий священной истории средствами искусства. Мы помним, что несколько лет назад вышел фильм «Страсти Христовы». Появляются другие фильмы, пишутся картины и книги на евангельские и библейские темы. С одной стороны, эти события принадлежат вечности, с другой – ныне живущие люди хотят их осмыслить. Как это сделать правильно? Мне кажется, что ответ на этот вопрос дала Церковь. Икона, это то искусство, которое в максимальной степени достоверно человеческими средствами может изобразить то, как соединяются вечность и время, Божественное и человеческое в истории.

Но появляются новые виды искусства новые технологии, возможно ли с помощью этих новых средств, предать знание людям о Евангелии. Конечно, возможно, только делать это надо благочестиво.

Относительно того, можно ли изображать Христа и святых в игровом кино я должен дать отрицательный ответ. Как может человек думать, что он «играет» Христа? Или что получится, если актер, «играющий» Серафима Саровского встанет на камень и будет молиться Богу в течении тысячи дней и ночей? Если он это сделает, то он, несомненно, спасется, но будет ли он это делать? А если не будет делать, то он будет делать вид, что молится? Общим принципом, чтобы определить, что мы можем играть, а что нет, является постижение. Мы можем играть то, что мы можем постигнуть и не должны играть то, чего мы не можем постичь. Мы можем играть друг друга, пожалуйста, никто не мешает актерам играть литературных персонажей. Но как можно постичь Бога или жизнь святого?

У мультипликационного кино в этом смысле есть будущее. Если кто-то попытается сделать анимационный фильм, формой которого будет иконопись, то есть это станет анимированием иконописи, это может стать тем языком, на котором можно говорить с современным человеком, при помощи современных технологий о вопросах вечного Евангелия.

PRO

Священник Дмитрий Свердлов: Если бы Спаситель пришел в мир сейчас, он бы пользовался мобильным телефоном?

Для начала — тест на взаимопонимание: если бы Спаситель пришел в мир сейчас, он бы пользовался мобильным телефоном? Если вы готовы ответить «да», «возможно», «вероятно», «почему бы нет» — можно читать дальше. Если вы точно знаете, что «нет», или даже сама постановка вопроса вам кажется кощунственной – смело нагибайтесь за камнями.

Мы берем сегодняшнего жителя мегаполиса возраста плюс-минус тридцати c небольшим лет. У него обязательно ноутбук, возможно Мак. Вероятно, у него есть смартфон, может быть, iPhone. Есть цифровая зеркалка, даже если он особо не умеет с ней обращаться, так, например, чтобы поснимать детей. Дома проведен wi-fi. С друзьями в других городах и странах он говорит по Skype’y. У него есть свой блог в ЖЖ, аккаунт Вконтакте или на Facebook, страница на каком-то из сайтов-фотохранилищ. Рабочее утро он начинает с новостей в интернете. И вполне вероятно, что он христианин. И очень даже может быть, что православный – если он житель Москвы, Киева, Афин, Белграда, Софии или, например, Нью-Йорка.

Да, такова культура жителей мегаполисов. В ней сочетается работа, забота о семье и современные телекоммуникационные технологии. И, часто, вера.

Он переписывается с женой, которая может сидеть в соседнем офисе, по смс или через Google Chat. Если заболели дети, он кидает пост друзьям в Facebook или Twitter (а если аккаунты связаны – то и туда, и туда одновременно). Пересылает друзьям по е-мейлу ссылку на видео на YouTube со свадьбы или венчания. Размышлениями о прожитом дне он делится в ЖЖ. А книжка, которую он сейчас читает, у него закачана в FB Reader — читалку телефона. Туда же закачан и походный молитвослов. Маршрут паломничества он выстраивает по GPS-навигатору, предварительно справившись относительно деталей на Google Maps. Информацию о стоящих посещения достопримечательностях он черпает на Вики. На Flickr’е у него фотоотчет о поездке.

Об этом, собственно, этот ролик про «электронное» Рождество. Про то, что жизнь современного жителя мегаполиса сейчас пронизана «электроникой». И версия авторов ролика заключается в том, что если бы то, что произошло две тысячи лет назад, происходило сегодня – то и для информационных технологий нашлось бы место в известной вечной истории.

Стоит посмотреть последний кадр, а лучше – досмотреть до конца. В последнем кадре титры, слоган: жизнь меняется, чувства неизменны. Неизменны чувства, ощущения от того, что святой сюжет происходит в мире пронизанном сигналами 3G, GPRS, GPS и wi-fi. Происходящее свято, и чувства святы – декорации только иные.

Версия авторов ролика в том, что технологии не портят человека, не оскверняют его, сами по себе не несут в себе греха. И с одной стороны, с этим легко согласиться: мобильные телефоны есть сегодня у самых засекреченных от мира аскетов, и самые благочестивые богословы сегодня набирают свои пламенные проповеди в Word’е…

С другой стороны, инерция сопротивления новому присуща почему-то части церковной общественности. Помните проклятия начала девяностых годов на предмет того, что компьютер – исчадие ада? Или предостережения относительно пользования мобильным телефоном? Наименование сети интернет не иначе, кроме как «бесовской сетью»?.. Призывы и предостережения эти канули в Лету – самые ультраконсервативные зилоты проповедуют через интернет сейчас свои апокалиптические пророчества. Предостережения канули в Лету, но дух страха нового остался.

Дух страха нового – и дух неприятия иного: оба равно живы и здравствуют… Неприятие иного, не своего, не моего в принципе рождает патологическое неприятие в практической жизни проявлений иных культур. В ином видится дьявольское, без вхождения в суть – говорящий на ином языке, он априори хуже, неправее…

С этим искушением боролся Христос. Помните недоумение Его окружения на разговоры с самарянкой, хананеянкой, римским сотником? Помните бешенство фарисеев на обещание того, что возлягут на лоне Авраамовом иные народы от востока и запада? Протест против «несть еллина ни иудея»? Гнев правоверных, который испытал апостол Павел, проповедуя ромеям?

Смысл проповеди Спасителя иудеям в том, что иной не обязательно плохой. А может быть, он даже лучше – и много лучше – своих, таких своих, которые считают себя истинными «детьми Авраама». Христос призывал своих преодолевать животный, биологический инстинкт стада, племени, который можно выразить так: человек моего племени, моего языка, моей культуры хорош – человек другой культуры плох. И даже эта Его проповедь была не очень успешной: понадобился благодатный чрезвычайный энтузиазм апостола Павла для того, чтобы «раскачать» апостолов-иудеев на миссию другим народам.

Через это искушение прошли византийские греки с их снобистским высокомерием по отношению к иным культурам – «мы ромеи», звучит гордо, остальные же – варвары. И потеряли навсегда для себя и своей Церкви национальные окраины – Эфиопию, Египет, Сирию, Армению… Железобетонная укорененность в правоте собственной культуры и римских христиан, и православных византийцев крайне поспособствовала разделению церквей, трагичному и болезненному разделению, которое сперва, вероятно, вполне можно было уврачевать… Через этот искус прошли и католики с их «трехязыкой ересью»: правильных языков (а, стало быть, и культур) – языков, на которых может звучать Священное Писание – только три: язык Ветхого Завета, латынь и греческий… Все остальные языки и культуры, породившие эти языки – профанные, неправильные… Прошел через это и западный мир с его колониальной политикой, не оставлявшей места и права на существование сотням уникальных национальных культур… И продолжает проходить, навязывая через глобализацию англо-американские стандарты…

Язык YouTube’а и Facebook’а, сам новый информационный формат общения – это всего лишь иная культура. Она не плоха, и не хороша – она для многих просто иная. И она может казаться «неправильной» только в том случае, когда «своя» культура кажется единственно правильной… Но когда иная культура выражения в бытовой плоскости кажется просто «неправильной», то для религиозного человека иная культура в религиозной плоскости приобретает такие черты… ну, как-будто она неспособна в принципе быть освященной, неспособна нести своими – иными — средствами выражения Божье Слово, Божественную истину.

То, что не свойственно сегодня провинции (ноутбук, wi-fi, Twitter) – норма жизни для Москвы. Но если у тебя нет ноутбука или, например, банально в силу возраста ты не можешь его освоить – то почему неправ я, который ноутбуком пользуется?.. Проблема возможного неприятия кем-то сегодня культуры новых информационных технологий, это та же самая старая проблема: он говорит на другом языке? Ага, он чужой! Ату его!

А ролик этот рождественский – трогательный, добрый и по-хорошему смешной – разве не видно, что он с большой любовью сделан? С большой любовью к тем обстоятельствам, про которые рассказывает? Такая милая деталь: Иосиф публикует в Facebook’е открыточного младенца в колыбельке — и мгновенно несколько десятков тысяч пользователей на своих страницах нажимают кнопку «Мне нравится»… Кто знает, что такое Facebook, тот понимает, как это значимо. А кто не знает – ну не торопитесь, пожалуйста, говорить, что это кощунство?

Потому что в противном случае скажу я: кощунство – это торопиться говорить «кощунство».

Цифровое Рождество?

Художник Елена Черкасова:

Когда этот ролик попался мне первый раз, я его быстренько выключила. По Вашей просьбе сегодня досмотрела его до конца. Могу сказать, что он мне не нравится, мне вообще чужда компьютерная эстетика. Кого-то, наверное, это может согреть. Чего-то особенно плохого я не заметила, так, чтоб уж очень ругаться, даже, пожалуй, пошлю ссылку невоцерковленным родственникам. Может, это для них?

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.