«ЕГЭ сдан на 300 баллов, но дочь не может успокоиться. Это невроз?»
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Подросток весь последний год безотрывно учился и сдал все ЕГЭ на максимум, но продолжает интересоваться только учебой. Стоит ли беспокоиться родителям? Отвечает психолог и профориентолог, член Ассоциации понимающей психотерапии Иван Брушлинский.

Вопрос. Дочка сдала ЕГЭ на максимальные баллы. Не просто училась, пахала буквально. Но все мысли были и остаются только про учебу, ничего за ее пределами неинтересно. Она даже на выпускной не ходила. Может быть, это форма невроза?

Иван Брушлинский

Ответ. Часто интеллектуально активный подросток, с высоким уровнем мотивации и дисциплины, входит в режим гиперфокуса. Много времени и сил посвящает той цели, которую хочет достигнуть, в данном случае учебе. Однако, если ЕГЭ сданы, а фокусировка не поменялась, то есть ребенок остается привязан к той же учебе, вероятнее всего, его цель лежит дальше ЕГЭ. Экзамены лишь промежуточный этап.

Неплохо понять, зачем подростку нужны высокие баллы ЕГЭ. Часто это связано с желанием поступить в конкретный вуз. Но и определенное учебное заведение также может быть очередной промежуточной ступенью. Скорее всего, подросток не будет расслабляться до тех пор, пока не достигнет конечную, часто далекую цель. 

Гиперфокус не равно невроз

Родителям может казаться, что подросток ведет себя как робот, находясь в суровом ритме и жестком графике. Бить тревогу нужно лишь в том случае, если из-за этого режима возникают какие-то проблемы в жизни. 

Например, гиперфокус на учебе приводит к тому, что в жизни больше ничего не остается. Есть проблемы со сном (мало и плохо спит) и питанием (отсутствует аппетит), нет никакой физической активности (даже прогулками пренебрегает), и дружеское общение со сверстниками свелось на нет. Если родитель наблюдает такие негативные изменения, это может быть проблемой. Но если у подростка остаются сбалансированными другие стороны его жизни, считать это проблемой преждевременно.  

Опасным состояние гиперфокусировки становится тогда, когда начинает серьезно вредить другим сферам жизни. Если замечаете повышенную тревожность, замкнутость, рассеянность, подавленность или агрессивность, жалобы на головные боли, обмороки, проблемы с ЖКТ — все это требует внимания и помощи со стороны взрослых. 

Почему стоит обратиться к психологу?

Начните с доверительного разговора. Попытайтесь понять, как сам подросток видит ситуацию и оценивает свое состояние. Спросите, какие цели перед собой ставит, когда, как он считает, может позволить себе отдохнуть, расслабиться, переключиться на другие темы. Поняв позицию, предложите помощь. 

Если он говорит, что помощь не требуется, тогда задачей родителей остается участливое наблюдение и готовность быть на связи.

Некоторые опасения должно вызывать, если такого плана у подростка нет. Потенциально это может говорить о том, что ребенок вошел в состояние чрезмерной фокусировки и уже не способен самостоятельно из него выйти. Может и хочет переключиться, но не находит способов преодолеть это. Уже на автомате встает утром с кровати, начинает учиться, проводит за тестами и какими-то материалами, книгами, учебниками весь день. В целом все свое свободное время тратит на то, чтобы что-то повторить, что-то дополнительно посмотреть, что-то подучить и так далее. 

Попытки вывести подростка в другой режим включают в нем тревожность. Он подскакивает и чувствует, что делает что-то не так, неправильно, что ему надо срочно идти учиться, иначе произойдет нечто ужасное, страшное, катастрофа. Например, он не поступит в вуз, у него будут плохие результаты и он проиграет в конкурсе по баллам. Иными словами, родителям важно отслеживать перемены настроения и поведения. 

Если дошло до стадии, когда тревожность зашкаливает, если наблюдаете признаки ситуативного беспокойства о будущем, навязчивые мысли, повышенное раздражение, напряжение, трудности с концентрацией внимания, катастрофизацию и в целом избегающее поведение, тогда стоит обратиться за помощью к специалистам. Это может быть как невролог, так и психолог. Порой, чтобы выйти из штопора, подросткам требуется медикаментозная поддержка и психологическое сопровождение. 

Задайте 12 вопросов

В моей практике были одаренные подростки, нацеленные на высокие достижения, включенные. Вначале их целью было ЕГЭ, потом поступление, потом учеба в вузе, то есть наблюдалась постоянная смена цели, приоритетов и того, чем человеку надо заниматься прямо сейчас. 

Но порой именно это приводило к кардиоистощению. У организма заканчивался потенциальный ресурс из-за когнитивных нагрузок. В какой-то момент для истощенного интеллектуально и физически подростка трудностью становилось утром встать с кровати, умыться, поесть, а самым угрожающим состоянием была депрессия. 

Не все подростки понимают, что истощение приводит к ухудшению их эффективности. Усиленное повторение старых тем, корпение над книгами без сна и отдыха часто оборачивается неожиданно низким результатом.

Подростку оказывается сложно выполнить требования в рамках учебной или экзаменационной программы. Не стоит пугать этой информацией, однако говорить о потенциальном риске нужно.

Старайтесь сохранять максимально доверительные отношения. Говорите с ребенком о его чувствах, переживаниях, о своих наблюдениях за ним, ваших собственных эмоциях. Осторожно переходите к темам желаний, фантазий, планов, тревог. Такие беседы дадут вам понимание, стоит ли прямо сейчас тащить подростка в кино или поход на байдарках, или имеет смысл оставить в покое. В качестве диагностики задайте несколько вопросов:

  • Как ты себя чувствуешь после такого напряженного года? 
  • Расскажи, что ты испытываешь — радость, облегчение, усталость?
  • Что для тебя значит этот результат в 400 баллов? Какие чувства он у тебя вызывает?
  • О чем ты мечтаешь сейчас, после сдачи экзаменов? Какие планы у тебя на будущее?
  • Почему ты продолжаешь так активно заниматься? Что тебя мотивирует?
  • Не кажется ли тебе, что стоит сделать перерыв и отдохнуть?
  • Какие предметы ты сейчас изучаешь и почему именно их?
  • Хватает ли тебе времени на отдых, встречи с друзьями, хобби?
  • Что бы ты хотела делать в свободное время, если бы оно у тебя было?
  • Может быть, тебе нужна какая-то помощь или поддержка с моей стороны?
  • Беспокоит ли тебя что-то в текущей ситуации?
  • Какие мысли тебя посещают по поводу дальнейшего обучения?

Помимо конструктивного диалога значимой помощью станут варианты досуга и отдыха. Предлагайте поехать на дачу, в небольшое путешествие, чтобы выйти из привычного режима. Делать это надо тогда, когда глобально тревожащий ребенка вопрос уже решен. Например, экзамены позади, а объявление о зачислении еще нескоро. 

Договаривайтесь, предлагая варианты, не обижайтесь, если подросток на них не соглашается. Не хочет отдыхать с вами, дайте денег, чтобы он весело провел время с друзьями. Проявите со своей стороны фантазию и терпение. Этот оптимальный сценарий позволит сохранить доверительные отношения и поддержать ребенка. 

Подростку, который год готовился к поступлению, так же непросто восстановить дыхание, как и марафонцу, пробежавшему сорок с лишним километров.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.