Электроуглишок, или зачем при храме уличный фестиваль

|

В праздник Святой Троицы — в день рождения христианской Церкви и престольный праздник храма — 23 июня в подмосковном городе Электроугли пройдет 10-часовой уличный фестиваль. Он подведет первый итог трехлетней концертной деятельности и соберет на своих площадках ярких представителей живой музыки (фолк, рок, джаз). На малой сцене в программе выступят фольклорные коллективы и барды. На большой — группы «Мегаполис», «Маша и Медведи», Инна Желанная, «Отава Ё», «Троiца» (Беларусь), «Волга», Алексей Айги,  «Комба Бакх» и другие. Идея концертной деятельности в городе принадлежит прихожанам городского храма и священникам Александру Лыкову и Андрею Виннику.

о. Андрей Винник и о. Александр Лыков на концерте The Shin

О том, как получилось, что подмосковный храм стал центром притяжения для многих известных музыкантов, почему электроуглинские бабушки традиционному просмотру сериалов предпочитают танцы на концерте группы «Маша и медведи» и что такое «электроуглишок», мы поговорили со священником Храма Святой Троицы г. Электроугли протоиереем Андреем Винником.

 Мы стали делать концерты от безысходности

протоиерей Андрей Винник

 –  О. Андрей, вот уже несколько лет в Электроуглях…

– Никогда не отцветает жасмин…

– Да, никогда не отцветает жасмин. И, видимо, это чувствуют многие люди, кроме вас, – из других городов, из других стран, – потому что они стремятся приехать сюда. Это очень талантливые люди, известные в нашей стране, а многие – и во всем мире. Как начинались эти концерты? Как появилась эта идея? 

Я бы не ограничивал все только концертами. О них говорят больше всего, но мы используем и другие способы воздействия на окружающий мир. Кроме музыкантов, мы приглашаем писателей, художников, поэтов, мыслителей – таких людей, как Андрей Зубов, Андрей Кураев, Александр Архангельский. Концерты – это только одна из сторон деятельности, которой мы вынуждены заниматься, потому что, к сожалению, никто этим больше не занимается. По крайней мере, в нашей округе. Приятно жить среди людей развитых, обладающих вкусом и культурой. Но ждать, когда этот вкус и культура сами появятся вокруг тебя – не очень по-христиански. Христос обычно предлагает не ждать от кого-то, а делать самому то, что ты можешь делать в этом времени, в этом обществе. Если бы этим занималось государство, у нас нашлось бы много других не менее важных дел. Так что мы делаем концерты от безысходности. Приглашаем музыкантов для того, чтобы люди развивали себя. Развитая душа облегчает развитие духа.

– За три года в Электроуглях прошло очень много концертов. Музыканты приезжали самые разные – от этнических исполнителей, известных во всем мире, («The Shin», «Бело платно») до звезд рок-музыки (Леонид Федоров, группа «Мегаполис», группа «Маша и медведи»). Вы с о. Александром Лыковым лично приглашаете каждого исполнителя, или люди уже как-то сами проявляются?

– Музыкальный мир довольно-таки тесен, люди общаются друг с другом, рекомендуют другу друг приехать к нам, чтобы выступить. В последнее время мы, в общем-то, никого и не зовем.

на концерте группы “The Shin”

Вообще, начиналось все с молодежного рок-фестиваля, который мы назвали «Выход есть». Он сейчас продолжается – проходит в Подольске. Мы собрали многих молодых музыкантов, которые были прихожанами разных храмов, и выпустили на сцену. Получилось здорово, всем понравилось.   И так пошло одно за другое цепляться и дошло до мэтров. Но мы стараемся мэтров разбавлять молодыми. И вот, приглашая музыкантов на грядущий фестиваль, мы старались эту пропорцию соблюсти – будет сбалансировано количество известных музыкантов и не известных, но талантливых.   

От рок-музыки  – к вере 

– Бывает ли, что люди, изначально невоцерковленные, сначала приходят на концерты, а потом – в храм?

– Да, бывает, конечно, и нередко. Молодежь 18-20 лет боится всего, что связано с верой, храмом, Церковью. Благодаря концертам, они, по крайней мере, перестали бояться меня и отца Александра.

о. Александр Лыков, настоятель храма Святой Троицы г. Электроугли

Вообще, я понял, что эта концертная деятельность, скорее, даже не для наших людей, а для людей, с которыми потом столкнутся музыканты. Было множество случаев, когда человек, разделяя господствующее ныне среди творческой интеллигенции отношение к вере и Церкви,  после посещения нашего храма, после знакомства с членами нашей общины меняет свое мнение. Бывали случаи, когда к нам приезжали музыканты, скептически настроенные к церковной иерархии, к церковному устройству, а потом происходило какое-то общение, взаимодействие, и они свое мнение меняли.

о. Александр Лыков и Сергей Старостин

И это не только со священниками общение.  Священник говорит какие-то вещи, потому что ему по долгу службы положено их говорить. А это именно общение с людьми, которые живут нормальной человеческой жизнью, – не только просфорами питаются,  работают, у них свои заботы, у них есть семьи. И вот люди, отпавшие от Церкви или не вошедшие в нее, где-то на краешке стоящие, после такого неформального общения как-то меняют свое отношение к Церкви. Служба в храме – это совсем другое, это не время и не место для общения.

– То есть вы рассматриваете организованные вами концерты и в миссионерском аспекте? 

Нет, задача другая – просвещение,  развитие души окружающих нас людей, чтобы человек воспитывал свой вкус, знакомился с чем-то, что ему в телевизоре не покажут, по радио не включат.

Андрей Котов, Леонид Федоров, Сергей Старостин

В миссионерских целях мы другие мероприятия продумываем. Проводим миссионерские службы, на которых прихожанам подробно объясняем, что сейчас происходит, что означает то или иное действие во время литургии.

У нас есть дискуссионный клуб, куда к нам приезжают разные люди, в том числе и сектанты, где мы с ними общаемся в рамках живого диспута. Так, членов Московской Церкви Христа мы теперь нередко по праздникам видим, стоят на службах со свечками, все как положено.

С осени мы планируем начать деятельность, скажем так, клуба – что-то вроде интеллектуальной гостиной. Много есть наработок в плане  встреч с интересными людьми, каких-то посиделок, общения.

– Вы зовете разных музыкантов, не обязательно верующих и воцерковленных?

– Да, мы принимаем всех. Цензуры у нас никакой никогда не было, мы никогда не обговаривали с музыкантами, что они будут играть. Они сами решают  и исполняют то, что душа попросит. Независимо от стилистики мы принимаем всех людей. Но если у нас захочет выступить группа  «Нэнси» или «Премьер-министр», то я их, конечно, приглашу к нам пообщаться, чай попить, но выступать – нет. Кстати, тут не только мой вкус. К организации концертов причастно множество мирян. Мы собираемся неким штабом, обсуждаем, кто к нам приедет, кого еще можно позвать.

о. Александр Лыков и группа “PERVOE SOLNCE”

– Многие рок-музыканты, да и просто поклонники рок-музыки, нередко становятся воцерковленными, верующими людьми. Почему?

– Это те, кто изначально искал какую-то правду, а, как правило, в рок-музыке заповедь «блаженны алчущие и жаждущие правды» исполняется. Ну и возраст, конечно. Ребенку, да и подростку, весело и хорошо, о спасении он пока не задумывается. А когда человек уже приглядывается и к себе самому, и к окружающему миру, он начинает чувствовать, что «только этого мало».

Электроуглишок 

 – Маша Макарова после выступления сказала, что у нее «электроуглишок». Грузинская группа «The Shin» была в Москве проездом, у них был только один день на выступление, и они выбрали выступление в Углях (второй раз!) вместо Дома Музыки (куда, кстати, билеты стоят весьма недешево). Многие музыканты рассказывают, что так душевно, как в Углях, их больше нигде не принимают. В чем феномен ваших концертов? Почему многие музыканты потом зовут  своих друзей, тоже музыкантов, играть у вас?

группа “Маша и медведи”

– Мы специально что-то для этого не делаем. Жизнь идет как идет. Мы принимаем всех, кто появляется на горизонте, не только музыкантов. Это естественно. Неестественно было бы как-то по другому. Это естественно со времен Авраама. Или  со времен Христа, который идет вместе с Лукой и Клеопой в Эммаус,  – ты не знаешь, где ты с Богом столкнешься и через кого он тебя испытает. 

– Я знаю, что недавно вы провели с одним моим приятелем некий «эксперимент». Вы ему сказали, что если он просто среди ночи зайдет в ваш прихрамовый домик и попросит чего-нибудь поесть, то его посадят за стол и покормят, даже не зная, кто он такой вообще. И так действительно было – его покормили, чаем напоили.  То есть, я так понимаю, такое отношение не распространяется только на каких-то известных музыкантов?

– Для христиан это нормальное отношение друг к другу. Жаль, что для мира это удивительно и редко. 

Черный Лукич

– Ваша принципиальная позиция – делать концерты бесплатными для зрителей. Почему?

– Те, кто у нас выступают, часто сами не заводят разговор ни о каком гонораре, так почему мы должны просить денег со зрителей? За что? Мы сами, как организаторы, тратим деньги только на телефонную связь, так за что со зрителей брать деньги? Да и без денег как-то спокойнее, нас никто не трогает – налоги, отчисления не надо платить. Зал нам дает городской Дом Культуры бесплатно. Сейчас мы строим приходской дом, там у нас будет свой зал. 

зрители на концерте группы “Отава-Ё”

 – Меня всегда удивляло, что такую музыку – интеллектуальную, где-то сложную для восприятия,  – адекватно воспринимают бабушки, хлопают, танцуют. 

Да, под «Мегаполис» и Машу Макарову бабушки танцевали. А вкус воспитать просто – то, что в ушах звучит, то, что часто, регулярно навязывается, и будет нравиться. Человек – существо социальное, апостол Павел говорил:  «Дурное общество развращает добрые нравы». Если очень воспитанный ребенок будет общаться со сверстниками, которые матерятся, он тоже начнет материться. И наоборот:  «С преподобным преподобен будешь». Когда ты общаешься с афонским монахом, который живет христианской жизнью, то и самому хочется жить христианской жизнью. Когда слушаешь хорошую музыку, смотришь хорошие картины, читаешь хорошие книги, то ты сам становишься немного лучше, даже без каких-то особых внутренних усилий.

концерт группы “Мегаполис”

Сначала бабушки уходили с концертов, потом стали все меньше и меньше уходить, постепенно  свыклись. Тому, кто первый раз ест маслины, они не нравятся. Сложную музыку надо распробовать, не всегда с первого раза получаешь от этого удовольствие. Один раз пошел на это посмотреть из любопытства, другой раз себя пересилил, досидел до конца, потому что неловко уйти, а третий – уже и понравилось.

– Что самое сложное в организации концертов?

– На первом этапе сложнее всего донести до людей, что это действительно надо слушать.Но вообще, перед каждым концертом я все время хожу и всем говорю, что это последний концерт, который мы вообще тут организовываем, что никому ничего не нужно, что все повесили на меня, народу пришло мало. В общем, главное искушение – это желание все бросить и заниматься только своим священническим делом.  Честно говоря, я был бы рад, чтобы этим всем занимался кто-то другой, чтобы кто-то из наших «штабов» сказал наконец: «Все, отец Андрей, хватит, мы все это берем на себя».  А если это скажет власть, что «вот, мы упустили этот момент, но сейчас мы берем все это на себя», то вообще было бы прекрасно.

Нас прижали к стенке, и пришлось сделать фестиваль 

 – Расскажите о фестивале «Троица. Все живое».

– Предстоящий фестиваль «Троица. Все живое» – это некий первый итог всей нашей концертной деятельности. Мы не являемся инициаторами это фестиваля. Мы, как сэр Уинстон Черчилль – если можно сидеть, мы сидим, если можно лежать, мы лежим. По крайней мере, мы к этому стремимся.

Вопрос о фестивале впервые начал озвучиваться теми музыкантами, которые к нам приезжают. Они друг с другом постоянно заговаривали об этом: «А что бы нам всем вместе не собраться? Почему бы нам здесь не сделать фестиваль, потому что хорошо здесь у вас быть».  И мы, прижатые к стенке, решили всё-таки сделать этот фестиваль. К тому же, есть еще и повод – престольный праздник Троицы. Это, во-первых, день рождения Церкви, во-вторых – престольный праздник. На тот и на другой праздник принято приглашать гостей – точнее, они сами съезжаются. В общем-то, на этот фестиваль съезжаются те, кто у нас когда-либо пел, играл, выступал – собираются гости на день рождения Церкви и на наш престольный праздник.

на концерте группы Dikanda

Как объединить всех этих исполнителей, которые играют в разной стилистике? Очень просто – все они играют живую, настоящую музыку, не «мертвяк». Фолк, рок, джаз, какие-то элементы классики – так у названия фестиваля «Троица» появился «поддевиз» «Всё живое». Это отсылка к Клиффорду Саймаку, историю про цивилизацию цветов, про то, как некий человек понял, что они просто нуждаются в любви.

Фестиваль будет проходить в день Святой Троицы. Утром будет главное – литургия, будем причащаться. Многие участники фестиваля, особенно те, кто из-за границы,  приедут накануне, переночуют у нас, и утром будут причащаться. После литургии начнется сам фестиваль.

Думаю, времени хватит на всех участников, потому как музыка будет идти нон-стоп. Будет две сцены: одна для более сложных райдеров, другая – для более простых. Кто-то будет выступать в виде флэшмобов – среди народа, на набережной.

Группы будут разные. Приедет замечательная группа из Беларуси «Троiца». Они давно не играли в Москве. Все больше в Европе выступают. Вот они, кстати, одни из инициаторов этого фестиваля. Собственно, из зарубежных музыкантов мы позвали только «Троiцу». Мы специально не звали многих зарубежных гостей, потому что не знаем, как все пройдет, но подумали, что если уж позориться, то хотя бы только перед своими. Среди участников  – группы «Мегаполис», «Маша и медведи», «Волга», Инна Желанная, Сергей Старостин, «Отава-Ё», Алексей Айги, «Комба Бакх» и многие другие.

группа “Комба Бакх”

группа “Отава-Ё”

Инна Желанная и Сергей Старостин

Вести фестиваль будут Тутта Ларсен и музыкальный журналист Андрей Бухарин. Приглашаем зрителей к нам на фестиваль! Вход, как всегда, бесплатный.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: