Опубликован проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)».  Общественные организации  и заинтересованные граждане приглашены предложить поправки к документу. О том, какие положения законопроекта вызывают вопросы у волонтеров и нуждаются в доработке — Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Текст законопроекта, размещенный для обсуждения, совершенно неудобоварим для внесения в него каких-либо предложений, кроме предложения заменить его на другой.

Самые основополагающие и принципиальные моменты, которые там есть, это то, что государство названо организатором добровольческой деятельности, а главной задачей добровольческой деятельности является помощь государству. При этом по закону этому добровольческая  деятельность не может подменять деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (замечу, что любые социальные инициативы по сути делают то, что должны,  но не делают эти самые органы). Это концептуально неправильный подход к развитию добровольчества, как гражданской, общественной инициативы, которой она является во всем мире.

Также там очень много странных пунктов. Начиная от ограниченного, абсолютно не исчерпывающего списка того, что является добровольческой деятельностью, и заканчивая зачем-то прописанным порядком того, каким образом координатор организации работает с волонтерами. Потому что это дело каждой организации — как она обустраивает эту работу. Каждая организация делает это по-своему, и подходов множество.

И конечно, вызывает сильное напряжение момент, связанный с реестром, договорами и личными книжками. Пока в этом законопроекте все добровольно, условно обязательно. Но мы прекрасно понимаем, что будет, если вдруг текст законопроекта попадет на реальное обсуждение в Госдуму. Те, кто будет работать с ним, не понимают истинной природы добровольческой деятельности, но понимают то, что в закон редко пишут в формате «вы можете делать, а можете и не делать».

Непонятно вообще, зачем писать закон, если это опционально и текущее законодательство спокойно позволяет многое из того, что предлагается сделать. Никто не запрещает выдавать книжки волонтерам, более того, они уже выдаются всякими комитетами по делам молодежи своим государственным волонтерам. Для того, чтобы сделать интернет-сайт, не нужно писать об этом специальное законодательство на федеральном уровне. Точно так уже есть реестр волонтеров, которые делают сами общественные организации, та же  «карта помощи», где люди фиксируют свою возможность помогать тем или иным способом в тех или иных ситуациях и друг друга находят.

Но если вдруг обсуждение в Госдуме будет идти именно в подобном формате, есть большой риск, что все эти вещи попадут под ужесточение — чтобы законопроект не выглядел непонятным набором идей. И если это станет для всех обязательным, вот это уже будет катастрофа.

Наша организация предлагала альтернативный текст законопроекта, от которого здесь торчат какие-то «рожки да ножки». А главное – мы предлагали Совету Федерации, что нельзя начинать такие законопроекты, пока не будет понятна абсолютно вся сфера волонтерской деятельности и необходимость ее регулировать, пока не будут обсуждены самые основные моменты: какая вообще есть добровольческая деятельность, чего не хватает волонтерским организациям, которые бывают очень разные. Нужно концептуально изучить – в чем отличия экологического волонтерства, культурного, социального, спортивного… Они все очень разные.

Я могу сказать, что, судя по этому тексту, в его составлении, видимо, частично участвовали люди, которые занимаются спортивным государственным волонтерством, частично — люди, которые с государственной точки зрения смотрят на участие волонтеров в чрезвычайных ситуациях. Здесь нет никакой информации о тех организациях, которые занимаются экологическим волонтерством и практически отсутствуют интересы социальных организаций, их нужды и понимание того, как они работают. Этот текст как бы составлен из надерганных кусочков, без серьезного понимания того, какие типы волонтерства есть и какие у них есть проблемы, что им нужно реально, чтобы получать поддержку и лучше развиваться.

Только после создания концептуального текста, учитывающие реальные интересы разных сфер в которых развивалось и развивается добровольчество в России сегодня ,учитывая и опыт и наработки, можно писать законопроект о волонтерстве. Сделать такую вещь на скорую руку – непонятно зачем, нецелесообразно. Нет никакой спешки и нужды, чтобы он уже завтра был. Не одна из известных мне крупных добровольческих организаций, а мы общаемся с организациями из многих регионов, не страдает от отсутствия этого закона. Я первый раз слышу, что кому-то очень тяжело от его отсутствия.

Возможно, есть какие-то узкие  группы, те же волонтеры в ЧС, либо какие-нибудь спортивные волонтеры, для которых есть принципиально важные моменты. Какие? Давайте их вместе обсудим и поймем, как нам это все между собой согласовать. Потому что мы действительно очень разные, с очень разными проблемами и нуждами.

Записал Артем Левченко

Проект Федерального закона о добровольчестве (11.01.2013)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.