Эрик бросил школу в 7 лет, а уже в 12 поступил в вуз
Учился, путешествуя с отцом
Родители Эрика, Мартин Демейн и Джуди Андерсон, жили в городе Галифакс, регион Новая Шотландия. Мартин основал первую в Канаде студию по изготовлению стеклянных фигур. Единственный сын провел все детство рядом с папой: когда ему было два года, родители расстались. Так как горячее стекло может быть опасно для малыша, отец рано научил его читать и отвлекал его книгами, изначально предназначенными для детей постарше, в том числе учебниками по программированию и математике.
В шесть лет Эрик начал учиться в школе, а в семь был признан вундеркиндом и перестал посещать уроки на регулярной основе. Вместо этого он путешествовал с отцом-стеклодувом по Канаде и США. Вместе они основали компанию «Erik and Dad Puzzle Company», которая продавала головоломки ручной работы. Они участвовали в ярмарках и ремесленных выставках, давали мастер-классы, и, по словам Эрика, у них не было четкого плана перемещения, единственным критерием было «это место кажется интересным».
Отец учил сына по пособиям для домашнего обучения. В девять мальчик начал справляться самостоятельно.
Сложности возникли только с орфографией. Но Мартин и Эрик разработали систему запоминания, основанную на определенных обнаруженных ими словесных алгоритмах, чтобы справиться и с ней.
Иногда канадский вундеркинд посещал школы в тех городах, где они с отцом задерживались, «чтобы проверить, что ничего не упущено». Дольше всего он пробыл в школе в Майами — месяц. Эрик утверждал, что его заинтересовала симпатичная девочка, и он согласился отправиться дальше, только когда понял, что ей неинтересен.
— Главное, что я понял, — это то, как много времени тратится в школе впустую. Если убрать обеды, перемены и другие перерывы, учебный день с девяти до трех сокращается примерно до одного часа полноценного обучения. Домашнее обучение гораздо эффективнее, — вспоминал Демейн-младший.

Еще в раннем детстве ребенок сказал отцу, что хотел бы разобраться, как устроены компьютерные игры, как их делают. Мартин ответил, что для этого придется подналечь на точные науки. С тех пор вундеркинд в каждой игре искал определенные математические закономерности, старался вскрыть ее структуру и обнаружил, насколько сильно связаны игры, искусство и математика — те три вещи, которые ему нравились больше всего в жизни.
Стал самым молодым бакалавром в своем вузе
После пяти лет кочевой жизни Эрик решил поступить в вуз. Ему было 12 лет. Он вернулся из США в Канаду, экстерном сдал выпускные экзамены и поступил на инженера-программиста в Университет Далхаузи. Свою первую программу он написал еще в 7 лет, поэтому спустя два года, в 14, он уже закончил бакалавриат и отправился дальше, в университет Ватерлоо в Онтарио.
В Ватерлоо Демейн учился на математика. В то же время подросток заинтересовался оригами; привитая отцом любовь к ремеслам и искусству привела его на выставку бумажных скульптур, и он был так очарован, что с головой нырнул в новое увлечение.
Итогом стал ряд его научных работ на тему корреляции оригами и математики, а также других точных наук. Он писал об использовании искусства складывания и превращения двухмерных объектов в трехмерные в разрезе инженерии, биоинженерии и медицины, цифровых технологий, химии, строительства, дизайна.

В год получения своей бакалаврской степени Эрик посетил конференцию Science Atlantic, благотворительной канадской организации для выдающихся студентов, и был включен в Зал Славы за успехи в учебе.
Его нередко спрашивают о том, комфортно ли ему было, такому юному, среди людей старше себя, не отняли ли у него детство научные изыскания. Эрик отвечает, что все, чем он занимался, доставляло ему искреннее удовольствие. Он подчеркивает, что во всех вузах у него были отличные отношения с однокашниками.
— Я с теплотой вспоминаю, как проводил время с однокурсниками в комнате отдыха, мы дурачились, смотря и переозвучивая своими силами прямо на ходу «Звездные войны» с выключенным звуком, — рассказывает Демейн в интервью.
В 16 лет Демейн закончил магистратуру в области математики, а в 20 лет защитил диссертацию и получил звание доктора наук.
Его работа была посвящена связи оригами и математики. Он стал самым молодым доктором наук в Массачусетском технологическом университете и принял приглашение стать частью постоянного преподавательского состава вуза.
Снимал кино, писал книги, организовывал выставки
К тому времени, как Демейн получил докторскую степень в 2002 году, он уже сотрудничал с 90 соавторами и написал 80 научных статей. В 2025-м вышла его книга «Вычислительная трудность: руководство по алгоритмическим нижним границам», ранее были изданы еще четыре: «Посвящение математику», «Игры и вычисления», «Жизнь головоломок», «Геометрические алгоритмы складывания: связи, оригами, многогранники». Кроме того, сегодня на его счету более 300 научных статей.
В 2008 году он снял фильм про искусство бумажной скульптуры под названием «Между складок» и стал соавтором в еще двух кинопроектах — документальном «Лино Тальяпьетра: стеклянный волшебник» и «Краткая история путешествий во времени». Все это время он работал в МТУ на полторы ставки, чтобы вести занятия и по программированию, и по математике.

После того, как Эрик остался преподавать в Массачусетском технологическом университете, его отец Мартин переехал к нему и обустроил студию при университете. Вместе они устраивали выставки двухкомпонентных скульптур: бумажных внутри, покрытых стеклом снаружи. Отдельные выставки Демейна-младшего проводились в более чем 30 городах мира, и сегодня его бумажные скульптуры можно увидеть во множестве музеев современного искусства США и Канады, а также на Тайване, в Испании, Корее, Великобритании. Самые большие постоянные экспозиции — в музее MoMA в Нью-Йорке и музее науки и промышленности в Чикаго.
Увлечение оригами привело ученого к желанию создать лист с универсальным шаблоном — набором сгибов, из которого можно сложить все что угодно. Пока он преуспел только в создании робота, который может принять форму лодки и самолета, но это уже немало.
Стремление быть «современным Леонардо да Винчи» приводило его в исследования разнообразных сфер жизни: однажды он создал по заказу алгоритм для наложения на электронные карты для наиболее эффективного размещения точек общепита, в другой раз — написал приложение CoAutor, помогающее студентам и научным сотрудникам кооперироваться для написания совместных текстов.
Почти всю сознательную жизнь Демейн обожает видеоигры и не пропускает ни одной новинки. Еще среди его увлечений есть жонглирование, импровизационный театр, фокусы, особенно карточные, а также создание фигур из веревок.
Источники: scholar, themindoftheuniverse, uwaterloo, erikdemaine, craftinamerica, news.mit.edu, mobilia-gallery, moma, dal.ca, mobilia-gallery