Еще
Туристическому бизнесу повезло меньше всех. Локдаун, закрытие границ, ужесточение визового режима, самолеты, стоящие на земле, — все это похоже на железный занавес и на страшный сон, который все никак не кончается. О том, что сейчас происходит в индустрии путешествий, мы поговорили с президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько. 

В Крыму заработали больше, в Москве терпели убытки

— Эта пандемия стала самым суровым испытанием для отрасли или бывало похуже?

Сергей Шпилько. Фото: ratanews.ru

— Я думаю, это самое тяжелое испытание для туризма со времен формирования массового туристского рынка в середине XIX века, в эпоху Томаса Кука. Хуже Второй мировой войны, поскольку в ней все-таки далеко не все страны участвовали, и не все границы закрывались. 

— В результате пандемии международный туризм парализован, а вот внутренний небось не нарадуется?

— Вообще, при экономическом кризисе внутренний рынок обычно выигрывает. Падает курс отечественной валюты — и турпотоки перемещаются внутрь страны. А тут еще и выезд закрыли. Но это не абсолютный, а относительный выигрыш, и он не однороден по России. 

Если мы возьмем показатели доходов гостиничного хозяйства за 2020 год, то увидим, что за 7 месяцев гостиницы и санатории в Крыму заработали на 14% больше, чем за весь 2019-й. И это понятно: все социологические опросы с 2014 года показывали, что это самое желанное внутреннее направление для россиян.

В условиях ограничения выезда люди стали говорить: «А, ну вот и повод наконец съездить в Крым».

В то же время краснодарские отели и здравницы по итогам года оказались в небольшом минусе — на 4%.

А Москва, например, просела по доходам гостиничного хозяйства на 61%, Питер — на 67%, потому что эти города живут не за счет каникулярного, а за счет делового внутреннего, также въездного международного туризма. Плюс событийный туризм — концерты, спектакли, выставки.

Поэтому, когда мы говорим, что внутренний рынок выигрывает, нужно понимать, что какие-то направления выигрывают, какие-то обваливаются.

Подальше от больших городов

— Можно ли сказать, что в результате пандемии стали востребованы какие-то виды отдыха, которые раньше были менее популярны?

— В относительном выигрыше оказался санаторно-курортный комплекс. Пандемия оказалась связана не только с самой «короной», но и с ухудшением ситуации в других секторах здравоохранения, а людям надо как-то заботиться о своем здоровье. Тем более что отечественные здравницы предложили отличные программы постковидной реабилитации. 

Фото: Елена Сазонова

Еще выиграл весь комплекс природоориентированных видов туризма — пляжный, экологический, спортивно-приключенческий, то есть связанный с активными способами передвижения: квадроциклы, сплавы, конные маршруты, восхождения. Туроператоры, которые серьезно и успешно ведут этот бизнес (их не так много), наблюдают большой рост спроса на Сибирь, Дальний Восток, Русский Север, на посещение национальных парков и других особо охраняемых территорий, вплоть до Таймыра, Кольского полуострова и Чукотки. 

Простор, природа, воздух, безлюдье, меньше рисков заражения. Люди хотят оказаться подальше от больших городов.

Не повезло деловому, событийному, экскурсионному, детскому туризму и, конечно, MICE-индустрии, которая связана с организацией массовых мероприятий. Ну и, конечно, въездной и выездной туризм в проигрыше.

— Когда в ситуации дефицита начинается ажиотажный спрос, то товар неизбежно становится хуже и дороже. Не произойдет ли это с успешными сегментами нашего внутреннего туристического рынка?

— Вы рассуждаете как человек, который предпочитает отдыхать за границей. Но таких, как вы, меньше 10% населения, и это, конечно, кредитоспособная публика, хотя цены за границей могут быть ниже.

— Вот именно! За границей зачастую не только комфортабельнее, но и дешевле, чем в России. Камчатка — фантастическое место, но это отдых для миллионеров.

— И тем не менее, для внутреннего рынка важно, что часть потребителей, которая традиционно ездила за границу, все-таки побывала на наших курортах. Кому-то они не понравились, а кому-то очень понравились. Мы видим, что народ, в том числе выезжавший за рубеж, открыл для себя санаторно-курортное лечение. Сейчас у нас есть много здравниц с приличным уровнем сервиса.

— И стоят они, как ракета.

— Некоторые — да. Я не хочу называть конкретные гостиницы и курорты, но если взять программу «детокс» в одном довольно востребованном месте, то она начинается где-то с 28 тысяч рублей в сутки на человека. Это уровень 5 звезд. 

И такие цены у них не потому, что они жадные, а потому, что у них с удовольствием этот продукт покупают.

Но есть и другие санатории, где курс «детокс» стоит от 7,5 до 10 тысяч в сутки. Люди неожиданно для себя открыли, что в санаториях Подмосковья, курортного района Санкт-Петербурга, Карелии, Поволжья, Сибири, Черноморского побережья выгодно и удобно не просто отдыхать, а одновременно и лечиться. Возьмите, например, Кисловодск. Там огромный парк в черте города, а в цену путевки иногда заложены такие процедуры, как, например, барокамера, курс которых в Европе стоил бы дороже, чем вся эта путевка.

Чартеры в Хакасию

— Что же иностранцы к нам не едут?

— Едут бывшие наши — израильтяне, например, которые знают хорошо Россию. На тех же Кавказских Минеральных Водах до 10% загрузки составляли гости из тех стран ближнего зарубежья, с которыми было налажено прямое воздушное сообщение. 

Хочу получить бесплатную путевку в санаторий. Что для этого нужно?
Подробнее

Конечно, это очень мало. В России примерно 430 тысяч санаторных коек — больше, чем в любой стране. Просто все то по-настоящему хорошее, что есть у нас в санаторно-курортном лечении и что можно было бы раскрутить за рубежом, отлично продается и на внутреннем рынке. Зачем экспортировать, если и так покупают? 

То, что выездные турпотоки частично повернулись внутрь страны, имеет свои плюсы для регионов. Да, это во многом вынужденный выбор, но когда туристы поехали бы в Бурятию, Хакасию, Мурманскую область? А сейчас уже чартеры туда запускают. 

— Но морской отдых в Турции и горные лыжи в Альпах — вне конкуренции. Горные лыжи в России просто не сравнимы с европейскими по протяженности и качеству трасс.

— Ну понятно, что у нас пляжный отдых — не Мальдивы, и даже не Мраморное море. Достаточно на карту взглянуть. Что касается горнолыжки, то в России за последние 20 лет совершен большой прорыв. Однозначно выстрелила Красная Поляна, где очень высокая загрузка. Конечно, могут быть отдельные претензии, что уровень катания не тот, подъемники не те, но все же туда поехала состоятельная российская клиентура. 

Горнолыжный комплекс в Апатитах в Мурманской области, Архыз — новый курорт на Северном Кавказе, Шерегеш — все это тоже пользуется спросом. А знаете, где находится самый популярный горнолыжный курорт в России? В Дмитровском районе Подмосковья. Там восемь горнолыжных комплексов.

Почему туры так стремительно дорожают

— Почему туристические поездки — в первую очередь, конечно, заграничные — дорожают год от года? Дело только в изменении курса валют или есть еще причины?

— Дорожает все, что можно навязать турбизнесу и потребителю, пользуясь своим экономическим положением и административным ресурсом: стоимость авиакеросина, аэропортовые сборы. Кроме того, для операторов обязательно страхование ответственности по договору о реализации турпродукта. Сейчас пытаются вменить еще и платную электронную путевку.

— То есть мы, клиенты, платим за снижение рисков зарубежных поездок?

— В известной мере да. В туризме риски и предпринимателей, и потребителей всегда очень велики. Хотя не во всех секторах одинаковы. Заглянув в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вы увидите огромную разницу между требованиями к туроператорам по внутреннему и въездному туризму, и требованиями к туроператорам по выездному туризму.

Фото: Елена Кирпичникова

Компании, которые отправляют туристов за рубеж, должны обеспечить кардинально более высокую страховку своей ответственности, быть в обязательном порядке членом ассоциации «Турпомощь» и вносить ежегодно средства в два ее фонда. Один, так называемый «резервный», предназначен для финансирования эвакуации туристов, в случае ухода с рынка туроператора или чрезвычайной ситуации. Другой — «фонд персональной ответственности» — на тот случай, если у страховщика не хватит денег для возмещения ущерба за несостоявшуюся поездку.

Все эти расходы, естественно, конвертируются в стоимость тура.  

Птичий грипп обвалил въездной рынок

— В доковидные времена почти каждое лето случался какой-то скандал с туроператором, который набрал денег и всех обманул.

— В любой сфере есть мошенники, и в турбизнесе их не больше, чем где-то еще, но в основном во внешнем туризме. 

На рынке внутреннего и въездного туризма банкротство — редчайший случай. Эти сферы можно считать образцовыми с точки зрения выполнения обязательств перед клиентом.

Я не говорю про качество сервиса и дорог, — это отдельная тема. Но процент невыполнения обязательств по договору с партнером или клиентом здесь микроскопически мал. 

В международном туризме все сложнее из-за чрезвычайных ситуаций, а в последние годы — также из-за геополитики.

— Что это за ситуации?

— Во-первых, природные катаклизмы. Помните цунами в Индийском океане в 2004 году, извержение вулкана в Исландии? А сколько за это время было наводнений, лесных пожаров. Помните смог в Москве в 2010 году? Во-вторых, теракты каждые несколько лет, а в последнее время, почитай, ежегодно, начиная с расстрела туристов в Луксоре в 1997-м. Далее — обострение политической напряженности, войны, революции. 

И, конечно, эпидемии только за последние два десятилетия: SARS (атипичная пневмония), H1N1 («свиной грипп»), потом MERS, за ним H7N9 («птичий грипп»), лихорадка Эбола 2014–2015 годов и теперь вот — COVID-19.

«Никто еще с таким не сталкивался». Что происходит с туризмом в период пандемии
Подробнее

Да-да, мы сталкивались с эпидемиями и раньше, хоть и в несопоставимых масштабах. Птичий грипп, например, во многом благодаря Роспотребнадзору в 2013 году, обрушил весь въездной рынок от Урала до Дальнего Востока, хотя ни одного случая тогда так и не было выявлено. 

Кстати, благодаря интернету повысилось информационное давление, поскольку те события, которые раньше могли пройти незамеченными, освещаются онлайн и бурно обсуждаются.

Наконец, самые разные страны используют туризм как оружие в геополитической борьбе. Он занимает в структуре мировой экономики одно из главных мест, на него приходится больше трети мировой торговли услугами, поэтому удары по туротрасли — самые болезненные. 

Россия на 39-м месте по безопасности 

— Если одна страна хочет наказать другую, она перекрывает туда турпотоки? 

— К сожалению, это стало повсеместной практикой. Это рекомендации Госдепа США и внешнеполитических ведомств других стран. Например, китайские власти обрушили выездной поток в Южную Корею после размещения там американского воинского контингента.

Не последнюю роль в туристской геополитике играют различные рейтинги. Например, согласно рейтингу Всемирного экономического форума за 2019 год, отражающего конкурентоспособность стран в области туризма, Россия по безопасности занимает лишь 39-е место. Скажите, вы давно слышали, чтобы в городе Москве, например, что-то произошло с иностранным туристом?

— Я не следила.

— Когда я работал руководителем Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, мы получали эти данные. В год насчитывалось не больше 20–30 происшествий с иностранными туристами, и то в абсолютном большинстве преступления не тяжкие. Для такого мегаполиса, как российская столица, это высочайший уровень безопасности. По стране в целом ситуация, конечно, отличается, но в отношении безопасности иностранных гостей она на порядок лучше, чем и в США, и во многих других популярных странах. 

Но главное, что и на международном уровне, и у себя дома турбизнес все чаще сталкивается с перекрытием турпотоков.

В 2014 году МИД РФ не рекомендовал российским туристам летать в Турцию, после того как там был сбит наш бомбардировщик. В 2015-м, после взрыва самолета с российскими туристами над Синайским полуостровом, закрыли Египет — второе самое массовое зарубежное направление в России. Причем так и не открыли, хотя туда уже давным-давно поехали немцы, англичане, французы и представители многих других стран, в которых правительство печется о своих гражданах ничуть не меньше, чем наше. 

Только что опять закрыли для отправки туристов Турцию и Танзанию. 

А теперь представьте себе положение турбизнеса, который вкладывает деньги в подготовку к сезону, заключает контракты, тратится на рекламу, на предоплату гостиницам, авиакомпаниям, после чего государство ему говорит: «Все, мы больше не летаем». То есть решение приняли мы, а компенсировать расходы туристам должны вы. И как вы будете возвращать эти деньги от авиакомпаний, гостиниц и других зарубежных партнеров (которые сами в шоке) — дело опять-таки ваше.

Фото: Анна Швец

— Удивительно, что вообще кто-то еще занимается турбизнесом в нашей стране. Риски огромны, а доходы не очень. 

— Авиакомпании тоже в заложниках, но у них сильнее лобби, не говоря уже об административном ресурсе национального перевозчика — Аэрофлота. Но в целом все это, конечно, не добавляет устойчивости турбизнесу на выездных направлениях. При этом я мог бы назвать десятки компаний, которые полностью выполняли свои обязательства и возвращали туристам деньги до копейки, иногда продавая собственную недвижимость. 

И все равно банкротств туристических компаний на порядок меньше, чем, скажем, банков или страховых.

«Пока что выезд будет сильно ограничен»

— Авиакомпаниям, кстати, вообще непонятно, как выжить. Мало кто сможет себе позволить летать, как раньше, ведь цены взлетят до небес.

— Ну а как иначе? Спрос намного превышает предложение, да и рубль упал. Прогнозировать ситуацию довольно сложно. Въездной рынок может запуститься не раньше, чем через полгода после того, как откроют границы, потому что еще нужно сформировать продукт и продвинуть его за рубежом. 

С выездом тоже ничего не понятно. Идет активная работа со стороны Ростуризма и предпринимательских объединений, в том числе нашего Российского союза туриндустрии. 

Росавиация всячески старается расширить направления полетов. Но куда дадут возможность летать, из каких аэропортов поднимать чартеры, когда?

Думаю, выезд будет пока сильно ограничен. Скорее всего, этот год все еще будет годом внутреннего туризма. Южные курорты уже отлично проданы.

И не только они, а вообще все, что за чертой города. Мы сейчас смотрим, насколько по мере открытия музеев выздоровеет экскурсионка. Реанимируются ли Москва, Питер и другие города как направления экскурсионного, делового, детского туризма? Я только что встречался с агентами из разных городов по продаже московских туров, группы уже поехали и формируются новые. 

Образованным людям путешествия необходимы, как хлеб

— В России есть немалое количество людей, которые не могут себе позволить путешествия. Для них пандемия что-то изменила? 

— Конечно, у нас страна, где значительная часть населения живет за чертой бедности, в лучшем случае — от зарплаты до зарплаты. Ездят ли они куда-то? Если это пенсионеры, то по линии социального страхования они могут поехать в санаторий, где для них есть бесплатные программы. Но, если не брать случаи крайней бедности и говорить об условном «среднем классе», то, как показывает анализ тенденций формирования спроса на поездки, главным фактором являются не деньги.

— А что?

— Уровень образования. Потребность в путешествиях растет по мере осознания человеком необходимости открывать для себя окружающий мир. И те люди, которые испытывают потребность в путешествиях, как правило, путешествуют в любом случае, выбирая то, что им по карману. Это может быть поход с палаткой за 30 км от дома, а может быть путешествие на другой конец света. 

Фото: gettyimages

В этом смысле пирамида Маслоу, выстраивающая приоритетность человеческих потребностей, несколько сложнее, чем ее трактовал даже сам автор. Он исходил из того, что есть первичные потребности, а дальше — духовные. Но для образованного, культурного человека они насущны, как хлеб, вода и воздух. И если такой человек не может попасть в Пунта-Аренас, а оттуда махнуть на вертушке в Антарктиду, то он поедет…

— …в подмосковный парк птиц.

— Да. И там тоже найдет для себя массу интересного. Большинство тех же москвичей даже своего города толком не знают. У нас более 300 музеев. Во многих они побывали? Даже истории своего района мы подчас не знаем.

Для туризма опасен не вирус, а человеческие конфликты

— Что говорят представители турбизнеса про вакцинные паспорта? Какие ожидания?

— Сейчас над этим вопросом работают разные страны. Один механизм предлагает IATA — Международная ассоциация авиатранспорта. Другой — глобальная система бронирования авиабилетов «Amadeus». Все это требует доработки, но технологически мир давно созрел для единого туристского пространства. В Дубае, например, уже проходят паспортный контроль без предъявления паспорта, по биометрии. 

Это вопрос в большей мере опять-таки геополитики, чем цифровых технологий. Страны должны объединиться — иначе зачем нужны все эти международные организации? Почему бы сейчас не собраться большой восьмерке, или большой двадцатке, и не договориться в общих интересах? Весь мир в последние годы шел по пути упрощения паспортно-визовых формальностей.

— Как бы вакцинные паспорта не стали, наоборот, шагом на пути к закрытию границ. Кажется, что все движется в этом направлении.

— Ну все-таки до сих пор процесс формирования единого туристского пространства для разных стран шел так или иначе по пути либерализации. Если ты не привлекаешь клиентов доступными условиями въезда в страну, то можешь уходить с туристского рынка, делать тебе там нечего.

Поэтому очень важно, чтобы наши министерства и ведомства именно сейчас, под вечным предлогом безопасности, не прекращали работу над внедрением российских электронных виз.

У нас же не полностью закрыты границы, к нам приезжают иностранцы. Кто мешает уже сейчас выдавать им эти электронные визы и технологически налаживать процесс, чтобы потом выйти на мировой рынок и сказать: «Ребята, у нас сюрприз к открытию границ — электронные визы»?

Так или иначе, все двигалось в сторону упрощения, но сейчас возник новый барьер для формирования этого единого туристского пространства: санитарно-эпидемиологические требования. И тут модель становится кардинально более сложной, нужна политическая воля, чтобы ее выстроить, довести до ума.

— А вместо этого начинаются геополитические игры: наша вакцина хорошая, ваша плохая, эту признаем, ту не признаем, и так далее. Из-за этого вируса мир взял курс на тотальную конфронтацию, и скоро никакого международного туризма вообще не будет. Или я пессимист?

— Видите ли, я историк по первому образованию. Потом работал экономистом, потом социологом во ВЦИОМ, заместителем его основателя, Татьяны Заславской. И знаете, я тоже скорее пессимист. Опасен ведь не кризис — сколько их уже было, и они нередко становились предпосылкой для эволюционного развития, — а опасен сам человек своей безбашенностью. 

Не вирус, а мы сами для себя представляем главную угрозу, — с нашим авантюризмом, готовностью конфликтовать и неготовностью учиться на исторических примерах и лучших практиках. Но, знаете ли, путешествия существуют со времен антропо- и социогенеза. И туризм из нашей жизни точно никуда не денется. Наоборот, будет играть в ней все большую роль. Так что счастливых всем путешествий. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.