«Если
Священник Майкл Тассос, в прошлом бухгалтер, считает, что на исповеди нужно каяться не только в общепринятых грехах, но и в бездумной трате денег. Ведь эти действия приносят боль — не только себе, но и ближнему.

От сердца до кармана

Священник Майкл Тассос, клирик храма св. Луки в Гарден Гроув (Калифорния, США), в прошлом — бухгалтер

Сегодня я бы хотел затронуть необычную тему: исповедь и финансы. На первый взгляд, какая тут может быть взаимосвязь? С одной стороны — одно из важнейших и прекрасных таинств, которые нам дает Церковь, а с другой — самая обычная и крайне приземленная сфера: деньги.

Об исповеди написано много замечательных книг и статей. Но практически нигде вы не найдете публикаций, затрагивающих тему покаяния в так называемых «финансовых» грехах. Есть очень мудрая еврейская пословица: «Самый долгий путь — от сердца до кармана». Попробуем понять, в чем тут дело.

Однажды мне на глаза попалось любопытное исследование, опубликованное в американском журнале финансовой тематики. В нем говорилось, что у среднестатистической американской семьи остаток долга по кредитной карте составляет свыше 8 000 долларов. К сожалению, складывающееся из-за этого сальдо, разность между поступлениями и расходами, не позволяет среднестатистическому американцу накопить денег на будущее, в том числе на учебу детей в колледже и университете. Можно, конечно, сколько угодно рассуждать о том, что православных христиан такая статистика не касается — однако на сегодняшний день у меня нет ни одного аргумента в пользу этого утверждения. 

Не отделены же христиане какой-то «финансовой» стеной от прочего населения!

В чем же тут дело? Ответ очень простой: в грехе. Но ведь большинство из нас вовсе не желает проблем себе и ближним! Нам совсем не нужны финансовые трудности, мы не мечтаем выбросить с кредитной карты тысячу долларов на какую-то ерунду, не грезим роскошной квартирой за огромную ипотеку или дорогой машиной с автокредитом на десять миллионов… Просто в жизни практически каждого современного человека возникают ситуации, когда приходится брать в долг. Важно, однако, при этом помнить о своей ответственности перед Богом. Ведь это Он подает нам блага — в том числе и материальные. Поэтому следует относиться к ним бережно, не растрачивая бездумно и эгоистически.

Бог благословляет нас разумно распоряжаться не только временем, но средствами. И если по какой-то причине нам не удается разумно тратить свои деньги, то логично и важно говорить об этом на исповеди. Покаяние — величайшее сокровище Церкви, потому что, раскрывая грехи перед Богом, человек получает силу и возможность победить их, обновив свою жизнь. Все это возможно именно благодаря таинству исповеди.

Вера, любовь, деньги

Три вещи в этом мире для большинства людей дороже всего. Это вера, любовь и деньги. И для нас, православных христиан, было бы естественно разделять эти ценности. Однако по собственному опыту могу сказать, что должное внимание уделяется лишь двум пунктам из трех. На самую проблематичную и порой болезненную тему — тему денег — почему-то не принято говорить на исповеди. А как естественно было бы каяться не только в унынии, раздражении на близких, маловерии и тому подобном — но и в бездумном оформлении кредита или потере большей части сбережений на фондовой бирже. Ведь и такие действия приносят боль — не только тебе, но и ближнему!

В трудах, посвященных исповеди, часто говорится о том, что не следует описывать свои грехи священнику во всех подробностях. И, хотя в большинстве случаев это верно, нужно понимать, что иногда духовник, слушающий вашу исповедь, вряд ли сможет помочь или дать полезный совет, если не услышит о конкретных деталях.

Митрополит Каллист (Уэр) в своей книге «Внутреннее Царство» отсылает нас к очень важному отрывку из святых отцов: «Если вас преследуют нечистые мысли, не скрывайте их, но скорее скажите их своему духовнику, осуждая их. Чем больше мы скрываем свои мысли, тем большую силу они обретают над нами, умножаясь… Но если открыть духовнику хотя бы одну — она тут же исчезнет. Открывающий помыслы быстро исцеляется».

Понятно, что священник — это не брачный агент, не финансовый эксперт и не медик. Но совет духовный он может дать, а честная, подробная, настоящая исповедь, помимо прочего, положит начало подлинному исцелению. Ведь мы исповедуемся Богу, а священник — свидетель.

Ничего общего между финансами и духовной жизнью

Большинство из нас, если быть честными перед собой и Богом, могут с уверенностью сказать, что никогда не учились правильно распоряжаться своими деньгами. Начинается все с детской мечты накопить побольше монеток в свинке-копилке. Затем — первый счет в банке, первая кредитная карта, первый автокредит и, наконец, — ипотечный кредит.

Многие из нас на собственном опыте успели оценить разницу между радостью от звона монеток в свинке-копилке и чувством, сопровождающим ежемесячное списание средств на погашение ипотеки.

Нас учили, кажется, всему на свете: и как водить машину, и как наводить порядок в доме, и как найти хорошую работу. Но, к сожалению, никаких напутствий по распоряжению деньгами мы не получали. Стоит ли потом удивляться, что большинство семейных скандалов разгорается именно из-за денег? Бывает, конечно, что с детьми разговаривают о деньгах — но что усваивает ребенок из этих разговоров? «Накопи побольше и сможешь купить кучу игрушек». Или: «Деньги — благо, которым нужно делиться»? Большинство людей не видят ничего общего между финансами и духовной жизнью.

Деньги сами по себе — плохо или хорошо?

Не хорошо и не плохо. Деньги — результат нашего труда. Господь не оценивает нас по количеству денег, в отличие от многих людей. Лично для меня деньги — это инструмент, с помощью которого можно совершать как добрые, так и злые дела. Можно воспринимать деньги как одну из составляющих нашей земной жизни: есть воздух, есть вода, есть пища и есть деньги. Они имеют отношение почти ко всему, что мы делаем. Деньги нужны нам, чтобы заботиться о себе, своих близких и об обществе в целом. И подобно тому, как использование природных ресурсов свидетельствует о человеке, многое можно сказать о нас и по нашему обращению с деньгами: кто мы и во что верим.

Знакомый священник однажды рассказал мне о своей поездке на Афон. Он приехал в один из монастырей и попросил игумена его поисповедовать. То, что он услышал в первую же минуту, поразило его до глубины души. «Ты слишком толстый, — строго сказал ему игумен, — чтобы быть хорошим священником». От неожиданности батюшка даже обиделся, но затем понял, что игумен на самом деле прав: покушать мой знакомый весьма любил. И сейчас поспешу вас обрадовать: он стал сдержаннее в пище, похудел довольно сильно и теперь является преданным духовным чадом этого игумена. Однако такие благие перемены не были бы возможны без искренности и доверия, проявившихся в таинстве исповеди. Исповедь раскрывает то, что пока у нас не получается и не дает жить по воле Божией.

Перевод Елизаветы Терентьевой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.