Проповедь прот. Владимира Воробьева — не столько о святых, память которых мы праздновали неделю назад, сколько о каждом из нас. Умеем ли мы делать правильный выбор между Богом и всем остальным? Соглашаемся нести свой крест, каким бы он ни был, или придумываем красивые оправдания своему малодушию и маловерию?

Мученицы Вера, Надежда и Любовь были маленькими девочками. Мать их, София, была христианкой и воспитала их в вере. И, когда в середине II века, в 137 году, император Адриан воздвиг гонения на христиан, то ему донесли, что здесь, в Риме, есть такая семья, христианка-матерь и христианки-дочери. Он призвал их, очень ласково уговаривал принести жертву идолу. Но они, заранее настроенные матерью, поученные ею, совершенно спокойно и твёрдо отказались и были подвергнуты пыткам. И в пытках они все были казнены на глазах матери. А мать после этого их похоронила по-христиански, и на третий день на их могиле сама скончалась от горя.

Такая мрачная, с земной точки зрения, история. Современные люди назвали бы её «апофеозом фанатизма». Зачем это — подвергать детей таким опасностям, посылать их на мучения, на смерть, на пытки? Почему нельзя было попробовать найти компромисс?

Но сейчас другой вопрос: а как это удалось матери воспитать этих трех девочек, которые ничего не убоялись? Не убоялись ни императора, ни воинов, ни пыток, и проявили удивительную твёрдость. Как ей удалось это сделать?

Совершенно очевидно, что это — подвиг её веры. Страдания и мученическая смерть её дочерей — это результат, плод и изображение её удивительной веры. Это пример того, как мать может воспитать своих детей.

Нам ничего не говорится об отце этих мучениц. Возможно, она одна воспитывала своих трёх дочерей. И в наше время нередки случаи, когда мать воспитывает своих детей одна и говорит, что она воспитать их не может, потому что вокруг — агрессивная, злая, развращенная среда, которая даже склоняет детей на всевозможные грехи… Но если мы вспомним тот период, о котором говорится в житии святых, то он был ничуть не лучше сегодняшнего дня. Это был мир языческий, жестокий и необыкновенно развращённый. Римский разврат вошёл в пословицу. В Риме творились всевозможные безобразия. Разврат превосходил все мыслимые формы.

И вот, тем не менее, Софии удалось воспитать своих дочерей чистыми и непреклонными христианками. Готовыми умереть за Христа.

Умереть за Христа может, конечно, только тот, кто Христа полюбил всем сердцем. Не только поверил, но и полюбил. Тот, для кого совершенно очевидной является истина, что смерть — не конец жизни, а переход к жизни вечной, смерть не разделяет, а наоборот, соединяет нас со Христом. Это путь ко Христу. Тот путь, о котором говорил так замечательно апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21).

И вот для этих трех девочек смерть была прямым, очень быстрым путем ко Христу. Поэтому они ничего не боялись, поэтому они шли с радостью на смерть. Они верили во Христа и любили Его, желали Его, хотели скорее придти к Нему. И слова матери, которая наставила их скорее устремиться к Нему, пострадать за Него, они обладают удивительным авторитетом и силой, которую может дать только вера.

И вот, София — это достойный пример всем матерям, который показывает, как мать должна воспитывать своих детей. А три маленькие мученицы, которые имеют такие удивительные имена: Вера, Надежда и Любовь (как говорят, «богословские добродетели» — перечисленные апостолом Павлом как самые наибольшие добродетели), эти три мученицы показывают пример всем взрослым людям, пример веры и решимости, готовности страдать за свою веру.

Так горько бывает слышать и видеть, когда приходит на исповедь какая-нибудь Вера и кается в том, что у неё веры нет. Или приходит Любовь и говорит, что у неё любви нет. Или приходит унылая Надежда, у которой надежды в сердце не осталось.

У мучениц было всё наоборот. У них не было святых покровителей. В те времена — да и сейчас в Греции — называют не так, как у нас в России. У нас называют по именам святых. А там просто дают имя. Вот им дали имена добродетелей. У них святых покровительниц не было, но они приняли в сердца эти имена, они эти добродетели воплотили в своей жизни.

Это тоже замечательный урок всем нам. Ведь все мы, христиане, должны иметь веру, надежду и любовь в своём сердце. И можем молиться этим святым мученицам о том, что они научили бы нас — своим предстательством, своим примером, подвигом — научили бы нас верить, надеяться и любить.

София, как вы знаете, это тоже добродетель — это премудрость. Мать этих мучениц, София, тоже явила на деле величайшую премудрость. Премудрость, которая может и должна посрамить мудрость века сего. По всем разумным рассуждениям людей всех времён (а людей нашего времени — в особенности), нужно уметь, нужно сообразить, как выйти из тяжёлого положения и сохранить самую большую ценность в своей жизни. Конечно, если есть ум, есть мудрость, то можно и разбогатеть, можно и добиться высокого положения в обществе, в государстве. Можно быть директором фирмы, может быть, даже и членом правительства. Вот мудрость века сего: добиваться большего, добиваться высот в этой жизни. И эта мудрость века сего вполне оправдана той верой, которая движет современными людьми.

Фото: Mistral, photosight.ru

Фото: Mistral, photosight.ru

Современные люди — они, по существу, не верят в Бога. Их вера — это такой гедонизм. Они хотят от жизни — такой короткой и нетвёрдой жизни — хотят успеть взять как можно больше приятного для себя, ухватить как можно больше всяких удовольствий. Удовольствия эти оказываются, к сожалению, по большей части очень низменными.

Прежде всего, это просто животные страсти и похоти. И люди почему-то думают, что, удовлетворяя эти похоти, они будут счастливыми. На самом деле, конечно, это невозможно, потому что человек — это, прежде всего, дух. И не может дух удовлетворяться похотями.

Удовлетворение скотских, животных страстей никогда не сделает человека счастливым. Доставить человеку радость и счастье может только что-то духовное, высокое, духовные ценности.

Вот когда человек определил свои ценности (может быть, не очень чётко, но, во всяком случае, в сердце своем он уже определился), то он, естественно, свою жизнь строит в соответствии с таким определением.

Если для меня важнее всего деньги, то естественно, что я буду всюду и везде пытаться только деньги в карман загрести. Если мне нужна власть, то я буду всюду и везде стремиться к власти.

А вот для мучениц, которых память мы сегодня празднуем, для них — целью жизни был Христос. Поэтому они готовы были всё отдать, им ничто не было дорого здесь, в этом мире. Они готовы были всё променять на то, чтобы быть со Христом. И даже самую жизнь они готовы были с радостью отдать для того, чтобы быть со Христом в жизни вечной. Они верили в эту жизнь вечную и ради неё решились на страдания.

И вот такую веру, которая на самом деле определит наш путь к вечности, к Богу, такую веру в наше время встретить трудно даже среди тех, кто называет себя верующими людьми. Сейчас мы проводим статистическое исследование и выясняем, что 80% — это люди верующие или близкие к вере, симпатизирующие вере. Но вот что, если завтра вдруг объявят, что вера вне закона, и все верующие люди, если не отрекутся, то должны отправиться в тюрьму или будут расстреляны?

К сожалению, я уверяю вас, если было бы можно провести статистическое исследование в этот момент, то остались бы, думаю, сотые и тысячные доли процента людей, которые назвали бы себя верующими, согласились бы страдать и умирать за веру. А все остальные мигом отрекутся, потому что их вера — не настоящая, не подлинная. Эта вера не направляет их жизнь. Вот именно тем, как мы живём, проверяется наша вера. Потому что мы живём по той вере, которая действительно есть в нашем сердце, которая действительно определяет наши ценности.

И сегодня, вспоминая трёх маленьких мучениц, детей, которые дают нам такой удивительный пример, мы должны себя проверить: а как мы будем себя вести перед лицом искушения? Необязательно перед пистолетом, перед винтовкой или тюремной решёткой, а просто перед лицом обычного искушения. Нам каждый день встречаются довольно серьёзные соблазны: или разбогатеть, или в карьере продвинуться, или получить какие-то удовольствия. Нас соблазняют на разные беззакония, соблазняют на очевидные ещё для наших родителей грехи. Те грехи, которые теперь объявлены нормой жизни.

Для родителей и дедов наших было очевидно, что воровать — грех. Сейчас считается, что коррупция — даже никто не говорит, что это воровство, это коррупция — это совсем другое, это способ жизни. И всюду и везде коррупция, во всех государствах коррупция, во власти коррупция, на самых высоких постах везде коррупция. И каждый, кто получает власть, он уверен, что это для того, чтобы разбогатеть, это лучший путь, прямой путь к богатству. Эта коррупция уже не называется грехом. Если уже как-то грубо, слишком много, тогда, может быть, преступление, а если в каких-то разумных размерах, то это естественно. Так теперь думают люди.

Точно так же блуд. Для наших близких предков было совершенно понятно, было известно, что, если молодой человек зовёт девушку к себе домой наедине, то это значит, что он её скомпрометировал, так это называлось. И никакая девушка бы не пошла к нему, потому что знала, что это бесчестие для неё. В наше время — наоборот: всё можно. Всё, что угодно, можно. И даже самые гнусные, безобразные грехи объявляются теперь чуть ли не искусством. Это такое искусство теперь, как поведали нам эти все толоконниковы и так далее, что это у них просто такое искусство — блудить на глазах у всех людей.

Вот, то есть все грехи объявляются теперь нормой. Поэтому они делаются особенно опасными для нас, очень трудно им сопротивляться, потому что всё общество теперь хочет признать это нормой жизни. Для того, чтобы сопротивляться, нужно иметь веру, нужно иметь твёрдую веру. Нужно быть готовым идти против всех, идти за Христом, только за Христом.

Все остальные авторитеты этого мира — несравнимы со Христом. Они ничего не значат для нас, если мы действительно верим во Христа, они ничего не значат для нас, они не должны быть для нас соблазнами. Нужно сегодня нам об этом подумать и проверить себя: как мы живём, как мы готовы жить сами, и как мы будем воспитывать своих детей. От этого и зависит завтрашний день — и наш, и наших семей, и наших детей, и нашего народа, и нашей страны, и всего мира.

Сумеем ли мы быть христианами не на словах только, а на деле? Не по имени только, а по жизни своей? Сумеем ли мы нашу веру явить этому миру так, как это сделали древние мученики? Тогда мир очень быстро обратился ко Христу. Благодаря мученикам, которые показали, что им жизнь не дорогá, для них дороже всего Христос. И язычники, которые видели это, удивлялись и говорили: что это за вера такая? Удивительная вера, когда люди готовы умирать за неё! Кто такой Христос, если за Него люди идут на пытки? Они начинали узнавать, выяснять, Кто это такой, что это за учение — и, увидев его высоту и красоту, обращались ко Христу. И вот так весь мир очень быстро был завоёван для Христа, весь европейский мир.

Этот подвиг совершили мученики. И поэтому они называются по-гречески «свидетелями». Свидетелями Христа, свидетелями веры. Они засвидетельствовали веру свою подвигом, смертью, подвигом мученичества. Мы же теперь наоборот: мы так немощны, так убоги, мы ничего не можем засвидетельствовать. Наша жизнь ни для кого не стала теперь примером. Она абсолютно неубедительна для окружающих нас людей.

Теперь Церковь очень часто является предметом поношения и, к сожалению, очень часто справедливо, потому что христиане — они только по названию христиане (очень часто бывает), а на деле живут совершенно по-другому. И внешние люди, современные язычники, говорят: «Да это же обман! Эти христиане проповедуют одно, а живут совершенно по-другому, живут так же, как и мы. Они только нас осуждают, нам всё запрещают, а сами грешат точно так же. Это лицемерие и обман».

Если мы будем так жить, то на нас сбудутся слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23:13). И никто не осуждён с такой строгостью, как эти лицемеры, как эти фарисеи. Вот и мы так легко можем оказаться фарисеями христианскими, лицемерами. А мученицы сегодняшние показывают нам путь другой, путь подвига, путь подлинной веры. Нужно обо всём этом обязательно подумать, нужно обязательно им помолиться. Нужно обязательно попросить у Бога помощи для того, чтобы обрести в своём сердце веру, надежду и любовь. Ещё раз поздравляю всех именинниц с днём Ангела.

Читайте также:

Вера, Надежда, Любовь, София: любящих Христа не сломить

Вера, Надежда, Любовь, София и Христос

Вера. Надежда. Любовь. София. Паломничество в Эшо (+ фото)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.