20 лет назад в этот день скончался архимандрит Софроний (Сахаров) — ученик и библиограф старца Силуана Афонского; основатель ставропигиального монастыря Святого Иоанна Предтечи в Мальдоне, Эссексе, Англии.

(написано в Эссекском монастыре перед праздником Иоанна Предтечи в августе 2011)

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Отец Софроний (Сахаров) (23 сентября 1896 — 11 июля 1993) основал свой удивительный монастырь в английской глубинке, недалеко от Колчестера, древней столицы Британии, где, по преданию, родился император Константин.

Там, в монастыре, носящим имя Предтечи Иоанна, рады каждому, кто приезжает, там встречают его лаской и заботой, там служат паломникам в Христовой любви, не требуя ничего взамен.

И еще — и это самое главное — там молятся за весь мир. Каждый день. Вместе. Читая под сводами храма, в полутьме Иисусову молитву.

Стены храма расписаны фресками — над ними работал отец Софроний и его ученики. Каждая фреска — маленький богословский трактат, она заставляет думать, возвышает ум к богомыслию — и далее — к молитве. К молитве вместе с насельниками и насельницами этого удивительного православного монастыря на юге Англии, среди полей, зарослей ежевики и яблоневых садов…

Итак, мы молитвенно стоим перед фреской-иконой, написанной над алтарным пространством.

На зеленом поле — «траве зелене» Евангелия (Мк. 6:39) — лежат круги белых теней… нет, не теней, ибо это — побелевшие колосья, поспевшие к жатве на нивах (Ин. 4:35), образующие сияющую, пресветлую тень семисвечника трапезы. Они — свет трапезы, распространившийся по всему миру, проповеданный и паки и паки воплощенный в людях, слышащих слово и познающих Христа Бога лицем к лицу.

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». (Откр. 22:4)

«Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу. Ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых». (1Кор. 13:12)

Они поспели к жатве — но столько еще зеленых колосьев…

«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли», — говорил Старец Силуан.

Созревшие, побелевшие колосья — отсвет и Свет трапезы, пресветлая тень семисвечника — символа Эссекского монастыря св. Иоанна Предтечи…

Апостолы — в одинаковых белых ризах. Одинаковых? Но — это плоть Христа, Богочеловечество Сына, которое даровано им, и потому так уникальны, глубоко личны, такие разные и такие схожие, их лики…

Всё то, что желали — сталось
Наоборот,
И ветер не пойман в парус,
А в нем живет.
От полночи до полудня-
Наперекрест —
Закаты стремятся утру
Наперерез,
Сжимать материк не стало
Широт кольцо…

Глядятся галактик стаи
В Его лицо,
А ветер воды тревожит,
Силен и тих.
Друзья на Него похожи,
А Он — на них.

Как различны, и похожи, и прекрасны их лики! Им дана новая плоть, плоть Христа, плоть нового творения, нового мира Божия — нового мира Сына Божия.

Это и есть они — живые колосья, побелевшие на нивах, они и многие другие, входящие в горницу и остающиеся там, и возрастающие в Мужа совершенного. Они касаются руками трапезы — земли, готовой преобразиться. «Уготовал еси пищу им — Яко тако есть уготование — бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсиющи».

Где же Бог Илии — Он Самый? (4 Цар. 2:14)

Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя.

Посреди апостолов, в центре — Совершающий все это, Он Самый, Бог Илии, Приносяй и Приносимый за жизнь мира, в ало-синих ризах — Жертвы жертв, Бога и Человека, Христос Бог — Он Самый.

Он — на земле, земле с созревшими и несозревшими колосьями. Что это? Суд? Но — трости не преломит и не угасит огня…

Он на золотом вневременном Престоле предлагает Жертву Свою — Себя — за жизнь мира. Ту Жертву, которая лежит у истоков мира, Жертву, которой стоит мир…

Его друзья — разные ликами, и каждый удивителен, уникален. Каждый — возлюбленный, каждый — единственный, как Сам Сын Отчий.

Каждый одет в ризы белые, ибо прежнее прошло, новое — сотворено, новое — творится. Каждый — единородный сын в Единородном Сыне, одетый Им и в Нем, и к Нему — одетый в белые ризы плоти Христа Бога, в плоть нового мира, которую новотворит Он.

Новотвориши земныя, Создателю, смертен быв, и Плащаница и гроб являют, еже о Тебе, Слове, таинство.

Тайна Креста и Гроба — тайна всех существующих в мире вещей.

И с ними — тайна Воскресения, тайна будущего века, является в Евхаристии.

И нет Иуды за столом — лишь вдали, в проеме исчерна-синего океана, беззвездной ночи — маленькая фигурка в темных ризах — в своих ризах.

Если продолжить иконописный ряд вправо, то мы увидим, как раскроется тайна Креста, Гроба и Воскресения, — как идет к полудню — югу — солнце, Христос, и в полдень омрачается на Кресте, и сияет в преисподней… Он и там не один — Он единственный, кому должно не быть удержанным в недрах земли, Единственный, кому должно родиться — но Он воздвигает, вытаскивает друзей Своих за Собой…

«Чрез воплощение Свое предвечный Логос Отца дает нам причащаться Его Крови и Плоти, чтобы таким путем влить в наши жилы Его безначальную Жизнь; чтобы мы стали его детьми, плоть от Плоти Его, и кость от Кости Его», — писал отец Софроний.

Вечная и светлая ему память.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.