Есть столько, «чтобы быть только живу» – как определить меру поста

«Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее» размышления святителя Иннокентия (Вениаминова) о мере поста поясняет инокиня Евгения (Сеньчукова).

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Говорят некоторые, что мы не можем приобщиться Святых Таин, потому что не держали поста. Конечно, Церковь наша повелевает нам поститься и говеть, потому что и Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, но что есть истинный пост? Многие думают, что пост состоит только в том, чтобы не есть мяса и масла, и даже рыбы, но употреблять все то, что не мясо, не масло и не рыба. Конечно, так! Прежние христиане в пост не употребляли скоромной пищи, но они и самую простую пищу употребляли известною мерою и количеством.

Для чего установлен пост? Для того, чтобы облегчать и смирять тело, обуздывать пожелания и обескураживать страсти. Вот цель поста! И потому Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее, – для того ли, чтобы усмирять и облегчать твое тело, обуздывать твои пожелания и умерщвлять твои страсти. Итак, пост есть подвиг и важное средство для того, чтобы душа могла свободнее устремляться к Богу и выше возноситься к Нему молитвою: Брашна нас не поставят пред Богом, – говорит апостол Павел.

Итак, если ты и поступаешь по правилам Церкви и разбираешь, когда есть мясо, когда рыбу и прочее, но в то же время не постишься душой, то есть не воздерживаешь себя от грехов, не удерживаешь язык свой от зла, то все пощение твое совершенно напрасно. Были примеры, что даже монахи, как например святой Иоанн Лествичник, употребляли во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Таин и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым.

Святитель Иннокентий (Вениаминов),
митрополит Московский и Коломенский

На Дальнем Востоке святителя Иннокентия любят и почитают. Не только Православная вера, но и грамотность, и медицина (святитель способствовал прививанию оспы). Он был мудрым человеком и грамотным миссионером и отлично понимал, что важно для христианской жизни, а что вторично.

Как минимум четыре раза в год православные христиане начинают ожесточенно дискутировать о необходимости или бесполезности поста.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Между тем, ответ лежит на поверхности: пост нужен для облегчения тела. Облегчение тела способствует более глубокой молитве.

Что умеренное питание полезно для духовной (в широком смысле слова) жизни – факт достаточно очевидный по меньшей мере из опыта. В том или ином виде такая форма аскезы существует во всех исторических религиях и локальных религиозных традициях. Вероятно, тому есть какое-то материальное объяснение: возможно, организм тратит больше энергии на переваривание белка и животных жиров, а следовательно, сил на работу духовную остается меньше.

Действительно, можно заметить, что при интеллектуальной работе высока скорее потребность в углеводах (“съесть что-нибудь сладенькое”). С другой стороны, все индивидуально: кто-то на безбелковой диете не может не только работать и молиться, но и даже общаться с людьми.

Святитель Иннокентий трудился в тяжелейших условиях. Он был знаком с бытом северных народов, у которых зачастую вообще ничего, кроме мяса, не было. Его ученик, священник Димитрий (Хитров), будущий первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий, чуть не потерял здоровье, попытавшись поститься в миссионерских поездках по Якутии. Да, собственно, зачем смягчать “чуть не”? Потерял он здоровье – уезжал из Якутии после десятилетий подвижнического труда больным стариком.

Так вот, телесные подвиги – это важная, но индивидуальная часть духовной жизни. В целом же церковный устав “подгоняется” под соответствующие условия, и святитель Иннокентий резюмирует эту икономию словами: “Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее”. И, возвращаясь к самому началу поучения святителя, от достойного принятия Святых Даров если что и отторгает, то вовсе не несоблюдение поста, а пренебрежение им, отказ от аскезы самой по себе, как факта духовной жизни.

Как бы сказал совершенно не благочестивый персонаж советской сатирической литературы Остап Бендер – не делайте из еды культа. Но на прямой вопрос: “Зачем ты ешь?” – в период поста должен быть столь же прямой ответ: “Для поддержания физических сил организма”. Или, как это формулирует святитель Иннокентий, “чтобы быть только живу”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
И как мы нарушаем иерархию, возлагая на детей ответственность за взрослые отношения

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: