Главная Церковь Люди Церкви Праведники Новомученики

«Это же мощи! Это святой!»

Сначала мы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненный возле храма. Но нам сразу бросились в глаза некоторые странности. Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи – желтого, плат на лице – красного.

Обретение мощей новомученика: воспоминания очевидцев

«Сначала мы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненный возле храма. Но нам сразу бросились в глаза некоторые странности. Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи – желтого, плат на лице – красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такое впечатление, что священника хоронили второпях и собрали для погребения, что попалось. Еще одна странность – тело сохранило подвижность, руки у батюшки сгибались, как у живого. А потом была судмедэкспертиза, и в виске у покойного обнаружили отверстие от пули. Нас вдруг как озарило: «Это же мощи! Это святой!»»

Пять лет назад в селе Меркушино Екатеринбургской епархии были обнаружены нетленные останки священика Константина Богоявленского, расстрелянного большевиками в 1918 году. В большинстве случаев места захоронений мучеников, погибших в XX веке, остаются ненайденными. Возможно, когда-то они будут явлены людям, но пока известно только несколько случаев обретения мощей новомучеников. Мы публикуем воспоминания очевидцев одного из этих редких событий – явления святых мощей новомученика Константина Меркушинского.

Батюшка благословляет и после смерти

Дмитрий Безнутров, участник восстановления Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино:

— Это было в 2002 году. Ново-Тихвинский женский монастырь начал восстанавливать дореволюционный храм в селе Меркушино. Сестры пригласили меня помочь. В мои обязанности входило руководство работами по перезахоронению останков, которые часто попадались при рытье канав и котлована. В основном это были братские могилы, останки расстрелянных местных жителей – тех, которые пытались бунтовать против советской власти. Как правило, захоронения были сделаны на глубине около двух метров, останки представляли собой истлевшие фрагменты костей. За два года я перезахоронил около 80 человек.

Один раз рабочие по рации мне передают – найден гроб. Ковш экскаватора зацепил его крышку. Через минуту я был на месте. Вижу – крышка гроба немного отодвинута. Вызвал охрану, рабочих, и вместе мы вскрыли гроб. И первое, что бросилось в глаза, — сложенные на груди, сохранившиеся руки, как будто похоронен человек был еще вчера, только кожа была серого, землистого цвета. На усопшем было полное священническое облачение, слегка истлевшее от времени, лицо было закрыто воздухом. Я обратил внимание, что пальцы правой руки у него как будто были сложены в благословляющий жест.

Захоронение было на глубине всего около метра. Удивительно, как многократно проезжавшие по нему груженые КамАЗы не раздавили его. Оставив   охрану, я пошел за священником. Кисточками мы расчистили пыль с мощей, аккуратно подкопали гроб, и, подведя под него доски, достали из ямы. Гроб отнесли в храм и провели богослужение, которое полагалась по чину. Сразу же вызвали судмедэкспертов из Екатеринбурга, чтобы точно установить причину смерти и возраст захоронения для выяснения личности погребенного.

Святой должен покоиться в храме, а не в могиле

 

Монахиня Емилия, благочинная подворья Ново-Тихвинского женского монастыря в селе Меркушино:   

— Сначала мы и не подумали, что это святой. Решили, что просто священник, похороненный возле храма. Но мы сразу обратили внимание на некоторые странности. Во-первых, покойный батюшка был одет не по чину: риза зеленого цвета, поручи – желтого, плат на лице – красного. Под головой вместо подушки два березовых веника. Такое впечатление, что батюшку хоронили второпях. Почему?

Потом обнаружилась еще одна странность. Когда мы переодевали батюшку в новое облачение, то старое не пришлось разрезать, как это обычно делается. Тело было подвижным, руки сгибались, как у живого, поэтому старое облачение просто сняли. А то, что было потом, можно назвать просто чудом. Мы пытались подготовить новую могилу для останков, но у нас это никак не получалось. Могилу два раза заливало водой, хотя она была вырыта на сухом возвышенном месте. Мы уже не раз хоронили останки, найденные рядом с храмом, но ни одну могилу ни разу не залило. Не хотел наш священник быть похороненным… Святой должен покоиться в храме, а не в могиле.

Когда судмедэксперты очистили тело от грунта, мы увидели, насколько хорошо оно сохранилось: руки, ноги, лицо, волосы, борода и даже ресницы. А в других погребениях примерно того же времени останки выглядели совсем иначе: там сохранились одни кости. Эксперты хотели отделить некоторые части тела для экспертизы. Но это было невозможно, ведь это же был священник! Тогда один из экспертов сказал: «Смотрите, в голове трещинки, может, тут даже пуля есть?» В этом месте немного подрезали волосы, отогнули кожу, и мы увидели черное пулевое отверстие. Нас вдруг как озарило: «Это же мощи! Это святой!». Мы все испытывали необыкновенные чувства: и верили, и не верили…

Перед расстрелом священник сам себя отпевал

Схиигумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского монастыря:

— О мученическом подвиге отца Константина Богоявленского мы узнали гораздо раньше, чем обнаружили его мощи. Примерно за год до этих событий сестры нашего монастыря были приглашены на выставку, которую Свердловский государственный архив организовал специально для монашествующих. Там были представлены документы о нескольких новомучениках, материалы о монастырях, в том числе о нашем Ново-Тихвинском. И среди всего прочего был выставлен листок с именами священников, убитых в 1918 году. Наши сестры, которые жили на подворье в Меркушино, тоже приезжали на эту выставку и заметили в списке название «Меркушино» и имя отца Константина Богоявленского.

Вернувшись в село, они начали расспрашивать о расстреле у местных жителей. Одна пожилая женщина рассказала, что еще в детстве мать показывала ей место за сельским кладбищем и говорила: «Всегда крестись, когда проходишь мимо. Здесь расстреляли священника». На вопрос сестер: «Где же его похоронили?» – ответила: «Не знаю, мама рассказывала, что где расстреляли, там и бросили». Так впервые после долгого забвения нам был открыт факт мученической смерти отца Константина Богоявленского.

За кладбищем у леса мы поставили трехметровый крест, чтобы было где служить панихиды и молиться. Нам, конечно, хотелось установить подлинное место захоронения священника, но мы почти не надеялись на это. А о том, чтобы найти его мощи, мы даже и подумать не могли. В то же время документы на канонизацию отца Константина были собраны и отправлены в Москву, а в Меркушино началось восстановление Михаило-Архангельского храма, в котором служил отец Константин. И вдруг мы обнаружили нетленные останки! Естественно, мы сразу предположили, что это мощи отца Константина. Однако прежде, чем открывать их для всеобщего поклонения, мы должны были исключить любые двусмысленные толкования. Нельзя же поклоняться останкам какого-то неизвестного человека как мощам священномученика.

Экспертиза определила, что священника убили из «нагана» или «маузера» – пистолета, бывшего в ходу во время революции и гражданской войны. Примерно обозначили время захоронения: не менее 50 лет назад. Кроме того, в гробу вместе с нетленными останками было найдено Евангелие с надписью на форзаце «свящ. Константин Богоявленский». Графологи определили, что надпись сделана священником Михаило-Архангельского храма Константином Богоявленским.

Сестры нашего монастыря и сотрудники епархиальной комиссии по канонизации святых организовали изучение архивных материалов, опрос старожилов Меркушино, обширную переписку. В результате удалось выяснить важные подробности жизни и гибели отца Константина. Он был выпускником Пермской духовной семинарии, к моменту кончины ему было всего 22 года. В 1918 году он был обвинен большевиками в организации крестьянского восстания и приговорен к расстрелу. Старожилы рассказали, что по дороге к месту расстрела отец Константин пел отходные молитвы. Убийцы заставили его вырыть самому себе могилу, потом застрелили и сбросили в эту яму. Ночью прихожане взяли его тело и похоронили возле Михаило-Архангельского храма.      

Сопоставляя архивные данные с результатами судмедэкспертизы, мы убедились, что нетленные останки принадлежат именно отцу Константину Богоявленскому. Почти одновременно состоялась его канонизация, и вскоре святые мощи были открыты для всеобщего поклонения.

Подготовили Татьяна Малыгина, Константин Саломатин

P . S .: Село Меркушино Екатеринбургской епархии не впервые стало местом обретения святых мощей. В XVII веке здесь чудесным образом явились мощи святого Симеона Верхотурского. Гроб с его нетленными останками сам собой вышел на поверхность земли, а из его могилы забил неиссякаемый чудотворный источник. В XVIII веке над могилой был построен Свято-Симеоновский храм, сохранившийся до наших дней. Он соединен галерей с собором в честь Архистратига Божия Михаила. Собор построен на месте того храма, в котором любил молиться святой Симеон Верхотурский и возле которого он был похоронен.

В 1917–18 гг. в Михаило-Архангельском соборе служил священномученик Константин. Сейчас мощи новомученика находятся в восстановленном Михаило-Архангельском храме и открыты для поклонения. Сестрами Ново-Тихвинского монастыря написана икона и составлено житие священномученика Константина. В 2006 году в Меркушино освящен еще один храм – во имя священномученика Константина Меркушинского.

Статья подготовлена в редакции сайта «Сестры.ру» для портала «Правмир«

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.