«Фитнес-монополия»,
Фото: Freepik
Фото: Freepik
Как удаленно преподавать физкультуру? Без спортивного зала, снарядов, командных игр да и просто живого общения? Но учителя жертвовать своим предметом не собираются. О том, как преподавать физкультуру на дистанте, рассказывает руководитель кафедры спорта «Новой школы» Сергей Злобин. 

— Сергей, вы — методист программы «Учитель для России». Много общаетесь с коллегами из разных регионов. Как сейчас обстоят дела с физкультурой в школах?

Сергей Злобин

— Ситуация в школах по всему миру сложная вообще по всем предметам, физкультура не исключение. Если класс, условно говоря, перевести в зум можно, то спортивный зал в онлайн не перенести никак. 

И когда учителя физкультуры берут на работу, его компьютерную грамотность и ориентацию в интернет-пространстве никто не проверяет, да это и не нужно было до недавних пор. Поэтому сейчас трудно ожидать от всех без исключения учителей, что они легко перестроятся.  

Но перестраиваться надо. И, как показывает опыт, это вполне возможно. Что касается официальных методических пособий, если они и есть, я об этом ничего не знаю. 

Но сейчас происходит настоящее объединение учителей физкультуры по всей стране. В начале дистанта мы организовали конференцию физкультурников, в которой приняли участие более 100 учителей. Много ценных практических советов прозвучало. 

Например, мне очень понравилось, что физкультура во многих школах идет каждый день. Мы тоже для детей младшего возраста стали вводить такие короткие занятия между другими уроками. 

Играм — да, рефератам — нет

— Какие интересные идеи для проведения физкультуры на дистанционном обучении вы переняли?

Те, в которых есть элемент игры. Мы постоянно ищем новые идеи для уроков. К счастью, сейчас существует много сообществ учителей по всему миру, особенно в англоязычном интернете. Вообще, сейчас я вижу смысл в профессиональном объединении учителей, в активном обмене опытом. В одиночку не справиться.

Так мы нашли «Фитнес-монополию» — игру, которая полностью повторяет всем известную «Монополию», но ее система завязана на физических упражнениях. То есть ребенок кидает кубик, ему нужно, например, сделать 10 отжиманий, чтобы купить электростанцию. Примерно так же работает игра «Поле чудес», только в ней не бросаем кубик, а крутим виртуальный барабан. 

А вот лототрон, устройство для перемешивания шариков в лотерее, у нас нашелся, кажется, в школе. В конце занятия учитель добавляет в него фамилии желающих, после чего проводит жеребьевку. Победитель получает право провести разминку на следующем занятии. В итоге даже за два месяца не все желающие успели выиграть в этой лотерее, а атмосфера на уроках была очень позитивной.

— Такие уроки детям нравятся. Но в большинстве школ урок выглядит так: «Петров пишет доклад на тему “История бадминтона в России”, а Сидоров — “Бег: виды, особенности, польза”». В этом есть смысл?

— Ключевой принцип физкультуры в школе — уроки должны укреплять здоровье детей. Сомневаюсь, что он соблюдается, когда дети сидят перед компьютером и пишут рефераты. Думаю, вреда в этом больше, чем пользы.

«Не убирайте котиков от компьютера». 10 советов как пережить дистант от учителя Ирины Лукьяновой
Подробнее

Но это не значит, что от теории по физкультуре надо совсем отказаться. Просто подходить к вопросу нужно иначе. Мы в нашей школе, например, теорию подаем так: записали небольшие видеоролики, в которых рассказываем о правилах питания, в частности, в период пандемии; о гиподинамии и о том, как она влияет на работу организма в целом, на обучаемость, на интеллектуальные способности; ролик о важности режима дня записали совместно с учителями биологии, потому что там есть физиологическая часть. Эти ролики в основном очень короткие, 3–5 минут. После них ученикам предлагается выполнить тестовые задания на проверку понимания материала.

Да, ребенок в это время сидит и смотрит в компьютер. Но, во-первых, недолго, во-вторых, знания, которые он получает, помогают как раз сохранению его здоровья. И этот баланс обязательно должен соблюдаться. 

Не контроль, а обратная связь

— Наверное, контролировать учеников удаленно сложно? Как вы это делаете?

— На удаленке первостепенной становится задача вовлечь ребенка в занятия физкультурой. Как показывает практика, больше чем восемь окошек, в которых мы видим учеников, выполняющих упражнения, контролировать невозможно. Значит, полноценно следить за техникой выполнения упражнений тоже не выйдет. Поэтому надо сразу признаться себе, что обучать физкультуре в классическом понимании мы на дистанционном обучении не можем.

Правда, я знаю одну учительницу из Воронежской области, которая этот вопрос решила, она всем своим ученикам дает обратную связь. Она объясняет, как выполнить упражнение, дети делают, записывают видео и отправляют ей. Она все их смотрит и каждому отвечает, что нужно исправить. Это могут быть и 200 видео в неделю. Конечно, не все учителя на такое способны. Но обратная связь все-таки обязательно должна быть.

Что же делать учителям, если мы вынужденно отказываемся от традиционного преподавания физкультуры?

Самое главное — мотивировать детей двигаться. И это уже немало.

Можно, как это сделали весной мы, предложить детям вести дневник физической активности. Пусть дети просто записывают, сколько они не сидят. Погулял с собакой, вынес мусор — считается все. Минимум — час движения в день. Никаких оценок, конечно, не ставим, зато обсуждаем с детьми итоговые цифры за неделю.

Но сейчас мы уже и дневник решили упразднить. Предлагаем детям скачать приложение-шагомер и делимся друг с другом результатами. Хорошо мотивирует именно то, что они обмениваются и с учителем, и друг с другом своими успехами. Дополнительно мы используем это как повод еще раз поговорить о том, насколько человеку важно движение, как двигательная активность влияет на умственную. Одновременно мы стали вводить онлайн-тренировки в зуме. 

«Держу рядом фото класса, чтобы видеть глаза детей». Учителя со всей страны — о жизни и работе в пандемию
Подробнее

При этом очень важно соблюдать одно простое правило: для мотивации у детей и особенно у подростков обязательно должен быть выбор. Например, мы не говорим «вот сегодня вы будете делать то и то», мы предлагаем на выбор несколько комплексов или даже предлагаем самим составить такой комплекс из предложенных упражнений. Дети голосуют и выполняют тот, за который больше всего голосов, и делают это куда охотнее, чем если бы не было альтернативы.

Или вот недавно выпал первый снег, пропускать такую прекрасную погоду не хотелось. Мы предложили детям, кажется, это был седьмой класс, выбор: или они занимаются с учителем в зуме, или выходят на улицу и лепят снеговика, делают фото и высылают в гугл-класс. Из шестнадцати человек четверо пошли лепить снеговиков и поделились своими фотографиями. И я не уверен, что такая активная прогулка хуже занятия.

При этом те дети, что остались заниматься с учителем онлайн, тоже чувствовали, что сделали свой выбор сами.

Вообще, понятие выбора — ключевое. Выбор надо предоставлять по возможности всегда. Пусть это будет хотя бы выбор музыки, под которую вы будете тренироваться.

И учат, и учатся

— Есть еще какие-то секреты мотивации?

— Не то чтобы секреты, но принципы есть. Мне очень помогла модель Майкла Мура. Она широко известна, особенно в англоязычных источниках, доступна всем желающим. Написана давно, но сейчас по горячим следам прочитана и осмыслена многими заново. 

Эту модель можно применять для повышения эффективности онлайн-уроков. Важно, чтобы в уроках присутствовали все четыре фактора модели: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-содержание и последний — интерактивность. То есть урок должен быть выстроен так, чтобы дети общались между собой, чтобы у них была обратная связь от учителя, чтобы содержание урока было интересным и чтобы использовались новые технологии.

Например, мы проводили круговые тренировки в зуме, на которых дети голосовали за конкретный набор упражнений, обсуждая их между собой. Я не заставлял учеников включать видео или даже звук. При этом дети со мной за компанию делали упражнения по несколько подходов, хотя мы договариваемся, что обязательно сделать только один.

Готовых решений, как сделать уроки интересными — нет. Нужно придумывать самим, обмениваться опытом друг с другом.

И я повторюсь, мне кажется, развитие профессиональных сообществ сейчас на первом месте. Учителям нужно обязательно делиться своими наблюдениями и наработками. Мы даже провели онлайн-встречу «Школы физруков» для всех желающих и планируем еще одну конференцию в таком же формате, а весной очень хотим собрать инициативных учителей очно. 

— Кажется, что теперь больше заботы о том, в каком виде подать физкультуру, чтобы заинтересовать, а содержание урока второстепенно?

— Важно и то, и другое. Адаптация традиционного содержания к онлайн-занятиям — сложная задача, далеко не всю физкультуру можно перенести в зум, но это значит, что не надо даже пытаться. При этом над содержанием онлайн-уроков тоже приходится думать серьезно. 

Например, любое упражнение должно быть посильным, а это возможно, только если его можно подстроить под каждого. То есть его должно быть возможно как упростить, так и усложнить. У детей разная подготовка, и упражнения должны подходить всем, чтобы кто-то мог усложнить себе задачу, а кто-то облегчить, и это должно быть предусмотрено в содержании урока. 

Другое дело, что cпортивным детям может быть неинтересно заниматься с общим потоком, но это проблема не только удаленных занятий и решать ее нужно индивидуально, чтобы никому не было скучно. Для таких детей можно придумать свои принципы аттестации, но мотивировать только оценкой на физкультуре сейчас практически невозможно, да и не нужно этого делать. По-моему, нужно делать ставку не на дистанцию между учеником и учителем, а на создание уроков, которые бы заинтересовали как можно больше детей. При таком подходе ничего не теряешь. Наоборот.

Про самых маленьких 

— С подростками наверняка это так. А стоит ли ждать осознанного подхода от начальной школы?

— С младшими школьниками принцип тот же: надо заинтересовать. Только инструменты другие. Мы предлагаем детям упражнения с использованием их любимой игрушки, и за это они с радостью берутся. В сети есть ролики, где упражнения надо повторять за Спайдерменом или Бэтменом. Они сами выбирают персонажа и делают комплекс вместе с ним.

Есть вообще виртуальный спортзал. Там можно сделать мультяшного персонажа по своей фотографии и перемещаться по залу, брать разный инвентарь и делать упражнения, которые предлагаются. То есть привычный комплекс может быть упакован так, что ребенок чувствует себя участником игры. Сейчас это используют многие прогрессивные учителя.

Спортивный врач Борис Поляев о последствиях большого спорта и бичах нашего времени
Подробнее

Еще я веду футбольную секцию, и для нее мы разработали игру «Мир футбола». В основном там упражнения с мячом, некоторые требуют выхода на улицу. Ребенок осваивает новый навык и добавляет его на виртуальную карточку игрока, как бы прокачивает персонажа. Потом дети делятся друг с другом своими достижениями. 

Мы в итоге даже заказали и напечатали именные футбольные карточки персонально каждому ребенку. Такой формат у детей вызвал большой интерес. Обсуждения выходят за пределы урока. Радуюсь и умиляюсь, когда читаю в чате, как дети обсуждают видео тренировки друг друга. Поправляют один другого, делают упражнения заново и переснимают. 

— А родителей надо вовлекать в этот процесс? Понятно, что все предметники хотят родительской помощи, но, может, с физкультурой можно обойтись без родителей? Или для физкультуры особенно важен семейный подход?

Вообще у нас есть нацеленность на работу именно с семьей. В обычном учебном режиме у нас даже проходят утренние зарядки для детей и родителей, если, конечно, они хотят присоединиться. Но сейчас и на учителей, и на родителей легла огромная дополнительная нагрузка из-за дистанционного обучения и ничего дополнительно требовать ни от одних, ни от других я бы не стал. Хотя, когда дети на занятиях подключают братьев и сестер, мы только рады. Если родители присоединятся, тоже будет отлично и всем на пользу.

Новое по плечу, но хочется по-старому

— После вашего рассказа онлайн-уроки физкультуры уже не кажутся чем-то невозможным. Но у вас есть и заочная школа и для нее разработан свой курс. Что можно предложить школьникам на заочном обучении — у них же нет группы? 

— Да, с заочной физкультурой все труднее. Все-таки заниматься вместе, пусть и удаленно, и стимулировать заниматься в одиночку — вещи разные. И второй сценарий куда сложнее. Мы заочный курс, можно сказать, придумывали с нуля, но я думаю, эти наработки могут пригодиться и для дистанционных уроков. 

Мы предлагаем в течение триместра ребенку изучать какой-нибудь вид спорта, любой на выбор. При этом задания у всех одинаковые, но ученик выполняет их на примере того, что ему действительно интересно. Например, предлагаем сделать и записать на видео разминку, ведь у каждого вида спорта она своя, или даем задание посмотреть видео с выбранным спортсменом и описать его технику.

Кстати, это действительно интересно, я сам узнаю много нового, потому что невозможно знать все обо всех видах спорта. А в конце полугодия мы проведем конференцию, на которой ребята расскажут об изученных видах спорта и любимых спортсменах.

— Можно ли сказать, что дистанционная физкультура может быть даже лучше, эффективнее привычных уроков?

Вот с этим не соглашусь. В долгосрочной перспективе мы хотим все-таки вернуться к привычным урокам, может быть что-то из нововведений приживется и впишется в традиционную схему преподавания, но все-таки сложностей больше, чем кажется. Развивать физические качества детей в онлайне намного сложнее, чем в спортивном зале. Но сдаваться мы не собираемся, потому что это борьба за здоровье наших детей, ее мы не можем позволить себе проиграть.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.