Форум
Главной темой второго Московского международного форума «Религия и мир» стало сотрудничество государства и традиционных религий — «во имя мира и общественной стабильности», как гласит официальный релиз.

Форум собрал большое количество участников, благо тема была актуальной для всех: тяжелую руку секулярного общества ощутили на себе представители разных религий — и христиане, и мусульмане, и иудеи. Единственное, чего собравшимся не хватило, так это времени, чтобы обсудить заявленные темы.

 

Чужой беды не бывает

«Единство в главном, свобода во второстепенном, во всем — любовь»… Так, словами святых отцов Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн задал тональность Форума.

«Единство в главном — пояснил он, — заключается в том, чтобы мы поняли, что мы живем на одной планете — не такой большой, как кажется. И что эта планета, данная Богом, нуждается в том, чтобы мы жили в мире. От наших разногласий и войн страдает все живое, сотворенное Богом. Важно, чтобы мы стремились к единству в любви не просто по дипломатическим соображениям или политической конъюнктуре — чтобы наше сердце принадлежало этому единству. Во второстепенном мы свободны — во взглядах на то, как устроить свою жизнь. Это проистекает из неповторимой природы каждого из нас. Но важно личное всегда согласовывать с тем, что приносит благо всем».

С приветственным словом выступил Архиепископ Езрас, глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви, Патриарший Экзарх в России:

«…Сегодня наше волнение пересекло все мыслимые рубежи и вылилось в тревогу за судьбы мира. Можем ли мы отстраниться от единства морально-нравственных ценностей и сознания своей ответственности? Такое единство исконно положено в основу жизни самим Творцом. Мы вплотную подошли к тому рубежу, о котором Он предупреждал: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Жизнь отвергает путь гибели, к которому ведет секуляризация общества, предлагающая избавление от абсолютных нравственных ценностей. Именно равнодушное отстранение от них привело к геноциду армян, к трагедии на Украине, в Сирии, в других местах. Чужой беды не бывает! И не только потому, что человек как высшее творение обязан быть чуток к чужой беде. Но и потому, что эта беда, как эпидемия, рано или поздно войдет в дом к равнодушному. Если вы готовы каждым своим поступком, каждым словом ограничивать зло, то его шествие не станет победным никогда».

IMG_3231

«…Можно констатировать, что повестка дня Форума продиктована самой жизнью. Вопросы войны и мира, проблемы взаимодействия государства и религиозных организаций в России и в зарубежных странах, укрепление традиционных и поиск новых форм взаимодействия и сотрудничества в социальной и духовной сферах, противойдействие экстремизму и ксенофобии, осознание роли и значения миротворческих религий в обществе…» — так председатель Духовного Управления мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» муфтий Альбир Крганов очертил круг основных тем этого Форума.

«Нас всех беспокоит рост числа вооруженных конфликтов — на севере Африки, на Ближнем Востоке, на Юго-востоке Украины. Такие конфликты всегда связаны с многочисленными нарушениями прав человека, с разрушением жилья, гибелью и страданиями людей. Люди там обожжены болью и страданиями. Они нуждаются в добром слове и в нашей духовной поддержке. Верующие разных конфессий и их лидеры не могут стоять в стороне, когда бомбят наши Божьи храмы, мечети, синагоги, наши города. Миротворчество вне политики и ангажированности. Хотя нас и пытаются отождествлять с политикой российских властей, вне сомнения, нами движет исключительно религиозное братское чувство любви к к нашим братьям и сестрам…»

Выступили также Дамир Гизатуллин — первый заместитель председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, (он также зачитал послание председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина), и главный раввин России Берл Лазар.

Любовь долготерпит

Пленарная сессия называлась «Война и мир. Вклад верующих в процессы умиротворения и преодоления последствий гуманитарных катастроф». Модератором выступила Елена Зелинская, президент Общероссийской организации «Медиасоюз».

Открывал сессию митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. «Говори кратко — позовут еще» — с этих слов он начал свое выступление.

«У нашего форума 2 функции. — сказал он. — Одна критическая — посмотреть, что же произошло, и дать оценку. А вторая — терапевтическая: посмотреть, как уврачевать проблемы, которые есть. Сегодня мы живем в постсекулярном обществе: из-за недоверия социальным доктринам люди перестали доверять даже тому, что видят и слышат. В сердцах поселилась тревога. Необходим какой-то фундамент, более прочный, чем новейшие социальные доктрины. Поэтому идет обращение к религии, к догматам. Теология входит в политику, ее используют повсеместно. Очень важно сейчас разглядеть угрозу неправильного использования теологии.

Приведу пример. Отцы — основатели Соединенных штатов создали на христианских доктринах миф о том, что Христос спас не всех, а избранных. Поэтому нужно заботиться об избранных, а остальные должны стремиться к тому, чтобы самим стать избранными. Потом они к этому «догматическому» утверждению прибавили критерии избранности: свободное демократическое общество, либеральные ценности и так далее. И тех, кто не соответствует этим критериям, надо воспитывать.

Мы видим, как Исламское государство вырывает из ислама удобные для себя постулаты, которые в руках у них превращаются в оружие уничтожения! И никто уже не понимает, что истинный ислам говорит о другом. Выдернутые из доктрин отдельные высказывания становятся экстремистским инструментарием. Еще один пример мифа из числа тех, что нас окружают. Почему-то мы уверены, что если живем в России, то нас должны любить… на пространстве бывшего Советского союза. Но пространство изменилось — прежде всего, духовно. Появилось ожесточение — аналогичное тому, что уже было однажды в истории. Воюют мифы, которые или возрождены в первозданном виде, или пересмотрены. Они взяты на вооружение теми же националистами на Украине. Как нам ответить на эти вызовы? Прежде всего, надо дать им теологическую оценку. Вот, где мы можем объединиться — и православные богословы, и католические, и протестантские.

Сегодняшние мифы создают отчуждение между людьми, ожесточают нас. В частности, у украинцев по отношению к тем, кто живет в России, появилось ожесточение. Даже беженцы, с которыми мы активно работаем, через некоторое время начинают во всем обвинять Россию. Хотя находятся на российской территории. Чтобы развеять этот миф — что Россия во всем виновата, требуются усилия…

Нам необходимо включить систему диалогов. Что я имею в виду? Например, сейчас в Украине служит порядка 80 священников — выпускников Белгородской духовной семинарии, где я являюсь ректором. Чтобы узнать, что там происходит, мне не нужно смотреть телевизор — достаточно позвонить. Они готовы способствовать этому диалогу. И мы уже договорились о том, что у нас будут приходы-побратимы, чтобы наладить паломнические связи — то, что называется народной дипломатией… Но самое главное — это все-таки наша вера. Большинство приходов в Украине — приходы Московского Патриархата. Сегодня нам необходимо возвысить роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, потому что он носит этот титул — «всея Руси», т. е. России, Украины и Белоруссии. Он — духовный страж нашего мира.

Мы прилагаем усилия, чтобы приходы не вышли из лона Русской православной Церкви. Если это случится — будет действительно трагедия. Я знаю, что сейчас происходит много провокаций по захвату храмов. Но, даже если священнослужители отдают храм Киевскому патриархату или другим раскольникам, они уходят с приходом, с людьми! И они обязательно вернутся.

Нам необходимо создать пространство для встречи. Вступить в диалог культур, как это происходит на фестивале «Три сестры», который проводится на стыке трех областей — Черниговской, Гомельской и Брянской. Ежегодно собираются тысячи людей! Надо говорить и об этих явления, чаще говорить. А если смотреть только страшные, пугающие картинки, мы еще больше удалимся друг от друга. Необходимо изменить образный ряд наших информационных каналов. Уже закончилась информационная революция, идет революция образов. Образный ряд — угрожающий. У нас и так тревог хватает в России. Если их будет еще больше, изменится ситуация в самой России… Это серьезный фактор, нельзя закрывать на него глаза.

Хватит прятаться за слова, надо приложить свое сердце. И вспомнить о том, что «любовь долготерпит. Любовь не ищет своего. Любовь не бесчинствует. Любовь не завидует. Она всегда сорадуется истине» Это слова апостола Павла. Дай Бог, чтобы мы всегда «сорадовались истине».

О конкретных делах помощи украинским беженцам со стороны Русской православной Церкви рассказал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Рассказывал много, подробно:

«В центр, созданный по благословению святейшего Патриарха Кирилла в Новокосино в Москве, обратилось около тысячи человек. Я сам был в этом центре и удивился: люди, которые приходят туда, внешне спокойны, хорошо одеты. И за этим внешним спокойствием не видно той трагедии, которую они пережили. А одеты они в то, что успели взять из дома. У них нет зимней одежды, нет средств гигиены. Иногда они вынуждены голодать. Был случай: пришли две женщины. Одна молодая, а вторая постарше, причем беременная. И та, что постарше, нашла себе работу в Москве. Неофициально, потому что Москва не входит в список регионов, куда беженцев размещает ФМС. Она работает за койку в общежитии, на которой они спят вместе с этой беременной! Они были очень испуганы, сначала даже не хотели поесть (бывают случаи, когда к беженцам относятся не очень хорошо). И только потом беременная шепотом сказала своей спутнице «я хочу кушать».

Конечно, помощь, которую оказывает Церковь, несравнима с той, которую оказывает государство. Государственные действия, как вы знаете, масштабны, охватывают многие тысячи людей, но очень часто им не хватает некоторой деликатности, точечности. И как раз эту работу осуществляет Церковь…

Летом беженцам оказывали разную помощь. Сестры милосердия дежурили в палаточных лагерях, туда приезжали священнослужители, там были установлены походные часовни. На деньги, которые мы собрали, покупались продукты (вначале, когда был большой поток беженцев, в Ростовской епархии только на кормление тратили 8 миллионов рублей в день).

…Конечно, приоритетное значение для нас имеет помощь многодетным семьям, одиноким женщинам с детьми, больным, инвалидам и людям преклонного возраста, которые оказались без всякой поддержки. Только сегодня, например, мы отправляли, одну многодетную семью в Ковров, где ФМС нашла ей временное жилье. По словам матери — Кристины, их вывезли из Луганской области на танке. Она была беременной и родила ребенка уже здесь, в Москве. С ней еще четверо детей — 11, 7, 5 и 2 лет. Помогли, чем могли, утром их должен был отвезти в Ковров на своей машине наш доброволец Сергей. В этой работе — помощи беженцам, принимают участие не только епископы и священники, но и многие добровольцы, некоторые из которых не ходят регулярно в храм. Считают себя православными христианами, но в церковь пришли в первый раз, когда принесли что-то необходимое для этих людей.

Наша задача заключается в том, чтобы, познакомившись с каждой семьей, с каждым человеком, постараться им помочь. У каждого есть какие-то свои проблемы, и далеко не все может решить государство. Ну, например, мы хоронили людей, которые приехали сюда и здесь умерли. Некоторым семьям с какими-то тяжелыми диагнозами помогали в лечении.

Самая активная работа по помощи беженцам велась в Ростовской епархии. Поток людей не иссяк до сих пор — многие не могут жить в городах, разрушенных бомбардировками, артобстрелами. В городах, где нет электричества, горячей воды. Многие хотят остаться в России хотя бы на зиму. Они не собираются принимать каких-то решений в отношении своей судьбы, но при этом все равно нуждаются в помощи. Помощь таким людям особенно трудна, потому что они не стремятся получить статус временного убежища, постоянное жилье, не хотят устроиться на работу. Но помочь им пережить зиму — тоже наша задача.

…Еще одна задача — дать нашим согражданам возможность быть милосердными, Помочь им оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Хорошо, что помогают разные люди — по-своему, понемногу. Кто-то, как я уже говорил, семью отвез в Ковров, кто-то пожертвовал деньги, кто-то принес вещи, кто-то купил что-то. Кто-то снял для беженцев комнату или домик, предоставил для них какое-то свое жилье. Нет народа, когда в народе нет гостеприимства, нет любви. Говорят о противостоянии России и Украины, а я не вижу в наших людях никакого противостояния. Мы хотим помогать. Хотим, чтобы прекратилась страшная беда, которая случилась на этой земле.

По благословению Патриарха была создана рабочая группа по оказанию помощи мирным жителям Украины, в которую вошли представители всех синодальных учреждений. Она изначально приняла рекомендации для епархий, как работать с беженцами. Ну, конечно, есть некие особенности у этих людей, некая особенность ситуации. Нужно понять, как и чем им можно в первую очередь помочь. Было предложено брать на работу беженцев в храмы, предоставляя им бесплатное питание и кров. Оказывая поддержку тем, кто живет в частных домах и на квартирах. Те, кто находится в пунктах временного размещения, питаются бесплатно — их обеспечивают всем необходимым. Но очень часто беженцы живут у знакомых или у малознакомых людей на частных квартирах и подобную продуктовую помощь не получают. Было предложено найти их и помогать на дому, организовать на приходах центры гуманитарной помощи.

В Москве был организован общецерковный штаб помощи беженцам, открыта горячая линия. По телефону уже обратилось около тысячи человек. Не так много, но каждый звонок — это чья-то беда. Штаб регулярно собирается на заседания, рассматриваются просьбы, которые поступают по разным каналам — по телефону, по электронной почте, или люди приходят сами. Координирует работу всех епархий, которые участвуют в помощи беженцам, помогает им принять правильные решения…

Склад в Новокосино организован по типу бесплатного магазина. Есть примерочная, есть детская комната. Некоторые беженцы принимают участие в разборке гуманитарной помощи. Дети могут поесть, поиграть в игрушки. Дух, который там царит, это дух настоящей любви. Ежедневно туда обращается от 70 до 150 человек. Информация об этом центре быстро распространяется.

Один из видов помощи — приобретение билетов. У нас была такая история. Из Донецкой области уехала Наталья с подругой Ольгой, инвалидом, которая передвигается только на коляске. Сначала они жили у племянницы Натальи, но та сказала, чтобы они искали другое жилье. Это — проблема. Мы боимся, что первоначальный энтузиазм, желание помочь пропадет. И наша задача — донести до людей, что помощь не может ограничиваться какой-то одноразовой акцией. Многие люди останутся в России до лета, будут жить здесь. И, конечно, они хотят есть, не всегда сразу могут найти работу, и психологически им бывает трудно выходить на работу, особенно если специальность для них новая… Этим женщинам — Наталье и Ольге купили билеты до Петропавловска-Камчатского, и они уехали. Мы, когда отправляем беженцев в другие регионы, сообщаем в храмы, которые находятся рядом, чтобы там тоже оказывалась помощь.

В Церкви сейчас размещено не так много беженцев — около 2 тысяч человек, более 500 живут в церковных учреждениях и почти полторы тысячи — в частном секторе. Они размещаются в 22 епархиях на территории России…

Церковь старается помочь и с трудоустройством, но это сложная задача. Не надо на них обижаться, говорить — вот, мол, не хотят работать! Мы все работать не особенно хотим, приходится, это тяжелая обязанность. Особенно если это работа не творческая, если за нее мало платят, и неизвестно, получишь ли ты свои деньги. Часто работают без всяких документов, надеясь только на слово человека. Иногда обманывают. Но все-таки помочь с трудоустройством можно. Мы разработали памятки для беженца, как им найти работу, где ее найти, какие у них есть права, как оформить документы, необходимые для получения работы…

Один российский святитель говорил — «придет время, когда в России будет столько вер, сколько голов». Мы видим, как умножаются разные веры. И даже если человек не принадлежит к какой-то конкретной конфессии, у него есть какая-то вера. Знаете, как люди говорят — «у меня своя вера, Бог и в сердце, и в душе»… Здесь нам трудно достичь какого-то взаимопонимания. Мы плохо понимаем, кто во что верит. Но объединиться в добром деле, в деле милосердия, конечно, можем. Тем более, когда происходят такие трагедии, как та, что случилась на украинской земле».

Муфтий Альбир Крганов рассказал о том, какие проблемы существуют у мусульман в Крыму, почему так получилось, и что с этим делать.

«…Религиозная ситуация в Крыму не простая. Длительное время осуществлялась радикализация крымских мусульман, создавался противовес умеренной позиции большинства населения Крыма. Русофобия закладывалась в качестве главного объединяющего крымских мусульман фактора. Это отвечало интересам прежней политической элиты, было частью политики. На Крымской земле свободно чувствовали себя структуры радикальных исламских организаций под патронажем украинских и зарубежных хозяев, чья деятельность подрывала основы Крымско-татарской древней исламской традиции, стабильность и согласие в умме и на всей территории Крыма.

Недавно один из мусульманских деятелей Крыма заявил: «Мы хотим возрождать учение традиционного ислама, чтобы противостоять экстремизму и терроризму, радикализации и политизации религии. Мы будем противостоять таким сектам, как ваххабиты, и прочим, потому как если они будут так же развиваться и распространяться в Крыму, то это может плачевно сказаться на всей территории полуострова и всей России. Ведь они настроены радикально и сильно искажают ислам»… Интеграция Крымских мусульман в российское духовное пространство — главный вектор развития их деятельности…

Интеграция крымских мусульман в российские духовные институты опирается на воссоздание общин, мечетей, структур управления религиозной жизни мусульман, традиционной крымско-татарской ментальности, не принимающих русофобию как идею и принцип деятельности. Важное значение имеет проблема создания институтов исламского образования и просвещения в Крыму. И здесь, я считаю, надо использовать имеющийся позитивный опыт России, а именно Российского исламского института Казани…

При всех трудностях обозначился устойчивый процесс интеграции крымских мусульман в русские духовные институты, и этот процесс надо приветствовать и поддерживать. Между тем, люди, которые представляются от имени народа и религии, не должны спекулировать прошлым. Они должны вместе уверенно идти вперед».

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока РАН коснулся проблемы взаимодействия не просто религий между собой, но — религии и секулярного общества.

«Я — первый выступающий перед этим залом, который и представитель секулярного общества и вполне себе атеист. Что вовсе не означает неприятия религии и, уж тем более, ее оскорбления. Мне в 70-е годы довелось найти у себя жития святых — некую религиозную литературу, которую мамины подружки по школе в 30-е годы оставили ей перед тем, как их выслали в Сибирь. Потому что было понятно, что к ней придут в последнюю очередь. Она эти книги сохраняла всю жизнь, и они до сих пор лежат у меня.

Секуляризм не означает одобрения преступлений против религии, разрушения храмов. Он с глубоким подозрениям относится к таким удивительным новшествам, как все, что касается однополости или отсутствия родителей — когда во Франции папу и маму меняют на родителя 1 и родителя 2. В современном обществе есть люди верующие, есть люди соблюдающие, а есть люди, которые сохраняют традиции и все то, великое, ценное и замечательное, что разные религии тысячу лет несли человечеству. Потому что тысячи лет все, что было в культуре, и все, что было в цивилизации, было и в религии. Это сохранялось и сохраняется в том числе и в секулярном обществе. Нас достаточно разделяют и стравливают между собой, чтобы мы еще делились дополнительно по этой линии. Когда мы вместе, когда мы воюем в одном окопе, как это было в годы Великой Отечественной войны, как это сегодня в войне с террористами. Надо или быть вместе, или нас просто не будет…

У нас война. Если кто-то еще не понял, она не только на границах России — она идет к нам. Попытка провести терракт в Грозном, которая была предотвращена недавно ценой жизни героических миллиционеров, это война террористов против всех тех, кто живет у нас. Потому что единственное место на планете, где был салафитский имарат Чечня, и где его больше нет — это Чечня на территории РФ.

Им удалось сегодня захватить в Ираке и в Сирии земли, где живет 6 миллионов человек. Им удается захватить колоссальные территории в северной Африке. Они опять захватывают Афганистан, поскольку наши американские коллеги, разрушая всю государственность, которая стояла на Ближнем Востоке, открывают дорогу средневековью — самому зверскому, самому жестокому, не имеющему к сегодняшнему исламу никакого отношения, потому что это люди разрушают все, что было накоплено почти за полтора тысячелетия исламской цивилизации. Называя себя при этом мусульманами, они физически уничтожают мавзолеи суфиев, мечети, гробницы, библиотеки. Мало кто знает, но в 1998 году в Саудовской Аравии была уничтожена могила матери пророка. А сегодня в Саудовской Аравии — государстве вполне религиозном — рассматривается вопрос об уничтожении могилы самого пророка Магомета. Потому что считается: если вы приходите на могилы и отдаете дань памяти, то вы язычник.

Это те самые люди, которые уничтожают церкви — любые. Все, что им не нравится, будет уничтожено. Мы видим это. Мы видим, как миллионы становятся беженцами, как сотни тысяч убивают самым жестоким образом. Вчера официально издано постановление, которым на территории образования, кощунственно названного Исламским государством, разрешили рабство, которое, казалось, ушло навсегда. И эти люди называют себя мусульманами! С их точки зрения других — в том числе других мусульман — быть просто не должно. Поэтому главным предметом их атак сегодня являются священнослужители. Война против муфтията, в том числе на территории РФ — а мы ее видим, это безусловно, война на уничтожение…

Также в сессии выступили Массимо Интровинье, социолог, религиовед, профессор Папского салезианского университета, Борислава Манойлович, директор научно-исследовательских проектов Школы дипломатии и международных отношений Университета Сетон Холл (США) и атаман Горячеводской казачьей общины города Пятигорска, который предложил весьма оригинальное и неожиданное средство борьбы с лезгинкой на улицах и площадях российских городов. Он предложил ее перетанцевать!

Смотреть на мир двумя глазами

Пока мужчины занимались политикой и социологией в соседних залах, где параллельно проходили экспертные сессии «Духовные инициативы в общественном пространстве как фактор укрепления гражданского мира», «Верующая молодежь: образование, социальное служение, культурные и спортивные проекты» и «Межрелигиозный диалог и вызовы современности», пока они отвечали на все эти вызовы, женщины размышляли о том, как построить и сохранить традиционную семью в посттрадиционном обществе. Модерировала эту сессию главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова.

Марина Белогубова, советник полномочного представителя президента в ЦФО рассказала о сохранении духовного наследия, традиций и роли женщины в этом процессе:

«Сегодня как в обществе, так и в сознании людей, сильны эгоистические устремления. В их основе лежит забвение традиционных нравственных ценностей. На первый план выходит поклонение инстинктам, что несет не созидание, а разрушение человеческой души. Происходит деградация личности и разрушение семейных и общественных устоев. В связи с этим очень важно, определяя будущее России, строить политику на основе критериев, отражающих ценности, традиционные для нашей страны. К ним прежде всего стоит отнести духовно-нравственное состояние общества, оцениваемое по соблюдению заповедей «не убий», «не укради», «почитай родителей», «не прелюбодействуй». Немаловажными ценностями являются: продолжение рода человеческого, удовлетворенность работой и жизнью в первую очередь с точки зрения понимания смысла того и другого.

Перед нынешним поколением стоит непростая задача — сохранение и передача последующим поколениям тех многовековых традиций, которые создавали особый тип хозяйствования, благотворительности, попечения слабых и больных, отношения к старикам. Я на всю жизнь запомнила слова своей бабушки, которая рассказала, как мне тогда казалось, сказку (но сколько глубокого смысла было в этой притче!). В семье жил очень старый дедушка, который много болел и стал надоедать своим сыновьям. И вот один из них посадил его на телегу и повез в лес. Привез, привязал к дереву и вдруг услышал какой-то шорох в кустах, обернулся и увидел своего сына — внука этого дедушки. «Что ты здесь делаешь?» — спросил он сына. Мальчик ответил: «Я смотрю, как мне надо поступить с тобой, когда ты станешь старым и больным».

Та многовековая мудрость, которую приносили наши предки — особого уважения к человеку, важна и для нынешних поколений. Понимая это, мы должны создавать такой экономический, социальный уклад, который позволит гармонично согласовывать как духовные устремления, так и материальные интересы. Сейчас, как никогда, необходима подлинная соборность — такое состояние общества, когда бы все работали на общее благо, ощущая ответственность за своего ближнего, за семью, за российский народ, за нашу Родину, за мир и благополучие за рубежами нашей страны.

Ведущее значение в бережном сохранении духовного наследия имеют религиозные организации. Религия всегда была одним из ведущих социальных институтов общества и стояла в одном ряду с такими категориями, как мораль, право, семья, государство. Существенный фактор повышения религиозности в нашей стране — это потребность в преодолении бездуховности и нравственного кризиса. Примечательно, что многие неверующие относят себя к представителям тех или иных чаще всего традиционных религий…

Верующая женщина имеет особое значение и в сохранении традиций, и в бережном сохранении того, что за многие века и тысячелетия передали нам наши предки. Я сама по специальности биолог и знаю о том, что женщина и мужчина — разные по своей природе. Женщина, как мать, продолжательница рода, призвана сохранять традиции, а мужчина — нести прогресс. Мы смотрим на мир двумя глазами. Если вдруг закроется один глаз, то какая-то часть мира будет для нас невидима.

В исторической памяти нашей страны колоссальное значение имеют женщины. Если мы возьмем пример великих княгинь, среди которых была Мария Ясыня — аланская княжна, что они могут передать нам? Это, например, многочадность. Это целомудрие — то, что сейчас не очень-то приветствуется… Вспомните Иулианию Вяземскую, которая была олицетворением женского целомудрия. Или Февронию — олицетворение женской преданности. Чем мы, верующие женщины сильны? Сохранением традиций, своей жертвенностью и молитвой. Поэтому многие женские инициативы поддерживаются и руководством страны. Ведь не так просто были приняты нашим президентом решения о том, чтобы в сердце нашей страны, в Кремле, восстановить Вознесенский Собор, который был создан Евдокией Московской, и Чудовский монастырь, олицетворяющий те традиции нравственности, государственного служения и жертвенности, которые были характерны для наших предков».

Марина не просто так обратилась к теме к женских инициатив, поскольку сразу же вслед за ней выступила Наталья Якунина, председатель попечительского совета Всероссийской демографической программы «Святость материнства». Она рассказала о своей программе:

«…Представители основных религий сходятся в сущностных чертах понимания традиционной семьи. Проведенный недавно нашей программой международный форум «Многодетная семья и будущее человечества», участниками которого были и святейший Патриарх Кирилл, и главный раввин Берл Лазар, и верховный муфтий Талгат Таджуддин, лишь подтвердил близость наших взглядов. Встает вопрос: как претворить эту солидарную точку зрения на практике и оказать реальную и действенную поддержку семье в современном мире? Именно на это с первых дней своего существования нацелена программа «Святость материнства», содержание которой в первую очередь обращено к ценностному измерению человеческой жизни. Благословение на реализацию этой программы мы получили у покойного Патриарха Алексия Второго. Хотя мы и говорим о роли женщины, наша программа является совместной с мужчинами. В центр своей деятельности мы ставим семью в целом — и мать, и отца, и детей, и родственников…

Первый шаг программа сделала в 2006 году в Красноярске… В Сибири с ее бескрайними просторами и колоссальными природными ресурсами демографическая ситуация ощущается особенно остро. Именно там начал реализовываться основной проект нашей программы — «Ты не одна», направленный на психологическое консультирование беременных женщин, которые под грузом жизненных обстоятельств намереваются сделать аборт. Поддержка психолога позволяет женщине принять единственно правильное решение — сохранить жизнь своему ребенку. В настоящее время результаты нашей работы таковы: 9 тысяч сохраненных жизней малышей, и их матери нашли всеобъемлющее счастье.

Мы инициировали разработку программы «Повышение квалификации психологов по доабортному консультированию», по результатам прохождения которой выдается диплом государственного образца. В настоящий момент более 500 психологов и других работников системы родовспоможения из 20 регионов прошли обучение по этой программе на курсах, специальных семинарах, тренингах. Также при нашей программе развивается направление поддержки деятельности центров защиты материнства. В частности, при нашей поддержке в Нижегородской области был открыт и действует Центр помощи семье и детям «Быть мамой».

Будущее российской семьи — это сегодняшняя молодежь. И при нашей программе развивается волонтерское служение. Волонтеры, помимо того, что помогают людям, подают верный и очень востребованный жизненный пример как своим сверстникам, так и многим взрослым. На протяжении последних лет мы организуем и проводим развивающие программы для молодых добровольцев, занятых в социальном служении и желающих повысить уровень своей личной и профессиональной компетентности. Для студентов, которые действуют по нашей программе, по окончании ВУЗа, помимо диплома о профессиональном образовании, выдается диплом о социальном служении, который в дальнейшем очень помогает при устройстве на работу… Впрочем, по итогам работы стало понятно, что работать надо не со студенчеством, и даже не со школьниками, а с детьми детсадовского возраста, поскольку в играх малышей в детских садах уже почти не встречается игра «Дочки-матери». Теперь у них совершенно другая шкала ценностей. Но мы пока до детских садов не дошли, остановились на школе…»

Руководитель Союза мусульманок России Наиля Зиганшина остановилась на роли женщины в исламской традиции:

«…Когда мы встречаемся с представителями других религий, никогда не обсуждаем различия в наших вероучениях. Для нас важно находить то общее, что объединяет и дает возможность развивать деятельность в общем направлении. Есть же общие заветы — не убей, не укради, возлюби ближнего своего.

Нас радует то, что в Татарстане женщины всех конфессий единого мнения, что платок на голове является символом целомудрия и чистоты. Он никому не мешает. У российских мусульманок есть право сфотографироваться в платке для паспорта. Но мы живем в обществе, где не все люди думают одинаково. К сожалению, исламофобская пропаганда затуманивает сознание, поэтому в некоторых регионах РФ возникает неприятие по отношению к платку мусульманки. Требование снять платки звучат и в некоторых европейских странах. Носить закрытую одежду женщине предписано Всевышним — кто на земле может оспаривать законы Бога? Право выбора вероисповедания и исполнения канонов своей веры прописано в Конституции… Я очень уважаю христиан — за сердечное отношение к религиозной одежде своих женщин. Я в жизни ни разу не слышала, что черный цвет и широкие балахоны монахинь их не украшают. Хочется ставить их в пример людям всех вероисповеданий. Как нужно чтить духовность и не следует обижать сердце, которое полюбило Всевышнего. Изучая законы Всевышнего и законы государства, я не могу найти противоречий. Порядок должен быть и в стране, и в душах у людей. Кто искренне соблюдает каноны Творца, тот не нарушит и Конституцию страны.

Исторически сложилось так, что роли мусульман — мужчины и женщины в обществе были разграничены. И, если перед мужчиной открывался целый горизонт возможностей реализовать себя в этом мире, то женским призванием было лишь создание и сохранение семейного очага, рождение и воспитание детей. Но современная жизнь постепенно вносит свои коррективы в эти устоявшиеся взгляды. Перед мусульманкой теперо стоят и другие, не менее важные задачи, которые выходят уже далеко за рамки домашнего очага. Согласиитесь, что уметь соблюсти тонкую грань между требованиями религии и открывающимися возможностями жить современной жизнью — задача не из легких. Но наши мусульманки с этим справляются… Они не живут обособленной жизнью, они умеют гармонично влиться в общество…

Мусульманка — жена и невеста. На женщине женятся из-за четырех вещей — из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее религии… Мусульмане в браке должны стремиться учитывать особенности возраста, природные качества, общую совместимость, добрую волю, свободное согласие, обоюдную опеку, честное намерение и разумную свободу действий. Когда двое вступают в брак, их намерения должны быть чистыми в смысле создания крепкого союза, свободного от случайных современных целей.

Таким образом, ислам рассматривает брак, как очень серьезные обязательства. Он описал определенные обязательства, чтобы сделать супружеский союз как можно более крепким и насколько возможно, гуманным. Многим супружеским парам, чтобы стать счастливыми, не хватает самой малости — понимания и терпения».

По мнению матери шестерых детей Нины Ряховской, все акушеры «должны быть психологами, чтобы учить женщин, что рожать — это хорошо». В самом деле — почему бы и нет?

О роли медиа в деле сохранения традиционных ценностей рассказала главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова:

«Сегодня по количеству разводов в Европе (более 50 процентов) лидирует Украина, затем идет Россия. Это понятно: система традиционных ценностей, которая сложилась в дореволюционной России, была практически разрушена в советский период. Была выстроена новая модель семьи с достаточно свободными отношениями, нуклеарная семья и введение абортов как нормы существования для женщины. Раннее разделение ребенка и матери, воспитание детей в специализированных учреждениях — в общем, несостоятельность этой системы стала ясна достаточно давно. Ну, и затем это все догнала сексуальная революция конца века. Раскрепощение и вседозволенность привели к тому, что к XXI веку российское общество подошло без внятной модели семьи, без ориентиров…

В современную эпоху социализация молодого человека происходит с помощью средств массовой информации. Сегодняшняя девушка, которая хочет узнать рецепт борща, не звонит бабушке, а лезет в интернет. Вместо вертикальной передачи опыта из поколения в поколение опыт передается горизонтальным путем — от сверстников сверстниками.

С другой стороны, отрыв от родительских моделей — не всегда повод воскликнуть «О времена! О нравы!», потому что в противовес многим советским тенденциям в построении семьи приходят какие-то хорошие модели. Видя отрицательный опыт родителей, дети решают, что хотят иметь одну семью — одного мужа или одну жену и много детей. Отказ от неправильного опыта мам и бабушек приводит, например, к успешно построенному грудному вскармливанию или перевозке детей в автокресле…

Так вот, для выбора сценария семейной жизни нужна медиасреда, которая бы позволяла формировать традиционные ценности и традиционные модели семьи. Сегодня существует много исследований — в Америке и в Европе, о том, что, например, спокойствие и удовлетворенность жизнью матери связаны в том числе и с наличием комфортного сообщества в интернете, на которое она подписана, в котором она может поделиться своими проблемами и получить вовремя психологическую, а часто и материальную помощь и поддержку.

Итак, женщина попадает в трудную ситуацию. Причем трудной ситуацией может быть и проблема с грудным вскармливанием, и размышления о том, оставлять ли ей ребенка. 40 тысяч запросов в месяц по словосочетанию «сделать аборт»! Куда она попадет? В сообщество, где ей расскажут, как страшно жалеют об уже сделанном? Или — «твое дело, ты решай…»

…В этом контексте хотелось бы упомянуть портал «Матроны.ру». Сайт, который был сделан православной командой, но не о традиционных ценностях в обычном понимании этого слова. Он был задуман как абсолютно современный, где обсуждаются вопросы моды, психологии, семейного быта. Который никак внешне не отличается от других глянцевых женских изданий, кроме того, что на принципиальные вопросы нравственного выбора (разводов, абортов и т. д.) дается христианский, продуманный ответ».

 

IMG_3106

IMG_3091

IMG_3096

IMG_3104

 

IMG_3119

IMG_3126

IMG_3127

IMG_3139

IMG_3140

IMG_3142

 

IMG_3158

IMG_3160

IMG_3161

IMG_3170

IMG_3172

IMG_3174

IMG_3181

IMG_3183

IMG_3186

 

IMG_3192

IMG_3195

 

IMG_3197

 

IMG_3210

IMG_3214

IMG_3215

IMG_3220

IMG_3222

 

IMG_3227

IMG_3229

 

IMG_3233

IMG_3236

IMG_3237

IMG_3245

IMG_3248

IMG_3250

IMG_3253

IMG_3255

IMG_3257

IMG_3263

IMG_3267

IMG_3274

IMG_3282

IMG_3284

 

IMG_3287

IMG_3290

IMG_3292

IMG_3295

IMG_3298

IMG_3300

IMG_3316

IMG_3336

IMG_3341

IMG_3354

IMG_3358

IMG_3376

IMG_3400

IMG_3405

IMG_3419

IMG_3478

IMG_3579

IMG_3592

IMG_3601

IMG_3615

IMG_3636

IMG_3644Фото: Ефим Эрихман

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.