Где двое, там и… десять

Источник: "Вода живая"

Предлагаем вашему вниманию материал из нового номера журнала “Вода живая”.

Многие в детстве мечтают, что у них будет дружная семья и много детей. В семье Веденкиных из Луги эта мечта сбылась, причем путь отца Александра и матушки Ирины к много-много-детности был довольно коротким: от первого замысла до его воплощения прошел… всего-то год. Сегодня Веденкины воспитывают десятерых детей и не различают, где свои, а где приемные.

Ты помнишь, как все начиналось?

«Не знаю, как я все успеваю, но, слава Богу, как-то справляюсь. Я сама выросла в многодетной семье и всегда знала, что много детей — это очень хорошо», — рассказывает матушка Ирина. «А я не из многодетной семьи, — вступает в разговор отец Александр. — Но по светскому образованию медик, всегда работал с людьми». Иерей Александр Веденкин до рукоположения много лет служил фельдшером на «Скорой помощи». Ирина — педагог-логопед, но сейчас не работает: занимается домом и детьми.

Что послужило толчком к совершению этого подвига любви, почему супругов не испугали психологические трудности, бытовые проблемы? «Спросите любого человека, как он пришел к Богу: практически никто не сможет назвать какую-то конкретную дату или событие, — отвечает отец Александр. — Вот и я не могу точно сказать, когда возникло желание брать детей: это произошло постепенно. Я часто посещал Дом малютки, ходил туда крестить и причащать малышей, это была инициатива главврача. И когда видишь детей, которые никому не нужны, что-то в душе переворачивается. Да, ответственность страшит. Когда появляешься в детском доме, все дети бегут к тебе и спрашивают: „Ты мой папа?“ Женщину еще могут ничего не спросить: их окружают нянечки, воспитательницы, медсестры, а вот мужчину непременно. Все это становится предпосылками».

Родных детей у Веденкиных двое — двойняшки Серафим и Ксения. «Когда у нас родились двойняшки, я гуляла с ними и часто проходила с коляской мимо Дома малютки, — рассказывает Ирина. — Очень больно видеть брошенных детей. У нас в городе много детских домов, а сам город небольшой, поэтому часто видим детей, растущих без родителей. Мы подумали, где двое, там и трое, и решили взять приемного ребенка. Одного. А остальными детьми нас наградил Бог. Получилось так: нам очень понравилась девочка Света, она сразу пошла к отцу Александру на руки, но оказалось, что у нее есть брат и сестра. Директор Дома малютки нам сразу сказала: „Если вы эту девочку хотите взять, желательно их не разлучать“. Мы решили, рискнем. Сначала познакомились с братом и сестрой, они уже большими были, а нашим детям и Свете в ту пору было всего по два годика. Маша жила в другом детском доме, Виталик находился в коррекционном интернате».

«Родители Маши, Виталика и Светы лишены родительских прав, — вступает в разговор отец Александр. — Мы родителей не видели, только родственников. Дядя, брат их матери, не очень интересовался, а вот женщина, с которой он живет, заинтересовалась, они пару раз приходили. Но мы особо не хотим с ними общаться: ничего, кроме психологической травмы, от посещения родственников ждать не приходится. Дети уходят в себя, замыкаются. Да, они знают, что у них где-то есть родители, но лучше лишний раз об этом не напоминать».

Потом Маша попросила взять на лето подругу Люду и ее брата Костю. К концу лета расставаться никому не хотелось, и Веденкины окончательно взяли детей в семью. Так за один год отец Александр и Ирина обзавелись сразу пятью детьми, причем четырьмя довольно взрослыми.

«Маленькие дети быстро привязываются, а вот с большими очень сложно, — признается Ирина. — Если ребенок хорошо помнит своих родителей, он не перестает надеяться, что они приедут и его заберут. Дети помнят любые, самые малейшие проявления родительской заботы. Мама могла один раз за всю жизнь навестить их и час с ними погулять, а они будут потом все время об этом вспоминать, рассказывать, какое мороженое мама им купила, какую шоколадку…»

«Мы куда только их не водили и не возили, какие только подарки не дарили, но все равно они помнят именно это. Надо привыкнуть: не ревновать, а просто терпеть», — объясняет отец Александр.

Ирина вспоминает: «Меня старшие дети никак не называли поначалу, вообще избегали обращений. А сейчас все зовут нас мамой и папой, хотя мы никогда не заставляли. Да, это мои дети, считайте, я их родила!» Добавлю, что сейчас дети в этой семье произносят «мама» и «папа» с особенным удовольствием на разные лады, нараспев, часто даже без особой надобности. И, конечно, большое счастье от этих слов испытывают приемные родители.

Взяв в семью Свету, Виталика, Машу, Люду и Костю, Веденкины не собирались останавливаться. «Яну, Василису и Артема мы усыновили, у них никого нет, — говорит отец Александр. — Они по документам — наши дети, носят нашу фамилию. А над детьми, которые знают своих родителей, оформили опеку. Если усыновляешь ребенка, государство тебе не платит, а за опекунство платит. Для нас эти пособия на пятерых детей — большое подспорье. Хотя я считаю, что это неправильно. Если государство заинтересовано в укреплении семьи, оно должно назначить пособия и на усыновленных, и на родных детей не единовременно, как сейчас, а до 18 лет. И чтобы это были реальные деньги, а не мизерная подачка».

Как живете? Как животик?..

Многие родители опасаются, что отношения между родными детьми и приемными могут не сложиться. Много детей, постоянные мелкие выяснения отношений, и родители в таких случаях играют роли мудрых арбитров. Кроме того, будущие приемные родители должны быть готовы к тому, что ребенок, наверняка, нездоров, его нужно не только любить, кормить-одевать и учить, но и лечить.

«Между нашими детьми и приемными нет конфликтов, — рассказывает отец Александр. — Больше ссор у приемных между собой, выяснения, кто самый лучший. У Виталика и Маши отношения очень напряженные, натянутые, но они осознают, что они родные брат и сестра… Каждый день мы решаем эти проблемы».

Как организовать досуг, когда в семье дети разного возраста, с разными интересами? Трудно, но можно. Правда, существует «транспортная проблема»: машина у отца Александра пятиместная, если выезжают куда-нибудь вместе, приходится каждому старшему ребенку держать на коленях кого-нибудь из младших. Хотя это, конечно, нарушение правил дорожной безопасности. Во время пеших прогулок (невероятно, но факт) дети слушаются, если разбегаются, собираются вместе по первому слову.

«Мы с удовольствием ездим куда-нибудь все вместе, — говорит Ирина. — Младших за руки держим, старшие за порядком следят. Стараемся выбрать такие развлечения, чтобы всем было интересно: и в парках гуляем, и в музеи ездим, в Петербурге бываем часто. То, что дети разного возраста, еще и удобнее: старшие помогают младшим».

Интересно, учиться младшие старшим не мешают?.. «У старших девочек, Люды и Маши, своя комната, — объясняет отец Александр. — Там они спокойно могут делать уроки. А несколько детей у нас учатся в туберкулезном интернате». «Мы решили их оттуда в обычную школу не забирать, наоборот — подлечить и, возможно, диагноз снять, — вступает в разговор Ирина. — У всех детей проблемы со здоровьем, все нуждаются в специальном развитии. У Светочки, например, плохая дикция. Но мы надеемся, что все наши ребята выровняются. Конечно, с каждым надо заниматься». «У Василисы, — рассказывает отец Александр, — в детском доме был диагноз „гепатит С“, забирая ее, мы очень рисковали. К счастью, диагноз не подтвердился: заболевание было у матери, но ребенку не передалось».

Родители, лишенные родительских прав, дети-отказники… Семья Веденкиных хорошо знакома с этими явлениями. Кого, как не отца Александра, спрашивать о проблеме ювенальной юстиции в России? «Нам нужна своя ювенальная юстиция, не такая, как западная, — убежден священник. — То, что делается на Западе, чуждо любой религии, любой культуре, просто здравому смыслу! Ребенку лучше быть в своей семье, не может чужой дядя или тетя любить ребенка больше, чем его собственные родители. Конечно, бывают случаи, когда в семье такая обстановка, что детей лучше оттуда изъять, но экстраполировать это на все общество — безумие! Все проблемы семьи надо решать в индивидуальном порядке. Ювенальный юрист должен быть подвержен общественной цензуре, его деятельность должна быть прозрачна. Субъективизм здесь недопустим, один человек не должен решать, нужно забирать детей у родителей или нет. Конечно, судьба ювенальной юстиции в России во многом зависит от позиции Церкви. Церковь — это не только священноначалие, это сообщество верующих. Каждый человек по мере сил должен бороться!»

Но мой плот вовсе не так уж плох!

Часто православные люди опасаются, что возьмут они детей, а удастся ли воспитать их в вере? «Наши дети поначалу были некрещеные. Конечно, мы их крестили, они охотно ходят в храм. Старшие легко каноны вычитывают перед причастием, мальчики рвутся помогать в алтаре», — рассказывает Ирина. Повезло? Безусловно. Но большую роль играет то, что дети попали не просто в православную семью, а в семью священника, и у матушки есть богословское образование: закончила Свято-Иоанновские богословские педагогические курсы при Отделе религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии.

Еще одна проблема, встающая перед приемными родителями — где жить. Тут Веденкиным тоже повезло: «Мы все прописаны в маленьком деревенском доме за железной дорогой. Иногда туда ездим летом, как на дачу. Мы бы там не поместились. Хорошо, что у нашего кума есть свободная квартира, он нас пригласил сюда жить, разумеется, бесплатно, мы платим только за коммунальные услуги», — продолжает Ирина. Квартира хоть и четырехкомнатная, но не слишком большая, и главное неудобство — крохотная кухня, где могут поместиться максимум три человека. «Странно, — удивляется отец Александр. — Наверное, все же предполагается, что в четырехкомнатной квартире живет много людей. Где же, по мысли проектировщика, они должны есть?» Сейчас собраться за одним большим столом для семьи — недостижимая мечта, приходится есть в несколько приемов: сначала маленькие дети, затем старшие, а потом родители. Сделать столовую в одной из комнат невозможно: у каждого ребенка должна быть кровать, у старших — рабочий стол, у младших — место для игр…

«Телевизор у нас есть, но детям там смотреть нечего, поэтому мы покупаем DVD и смотрим с ними хорошие фильмы и передачи, — говорит отец Александр. — Конечно, детей невозможно уберечь от негатива, который их окружает. Они задают вопросы, приходится искать ответы. Мы не собираемся их от всего ограждать: неподготовленному человеку жить гораздо сложнее».

Многодетные родители часто вызывают у населения раздражение, ощущение собственной ущербности. Познакомились с этими странностями отечественного менталитета и Веденкины: «Поначалу на нас косились, распускали нелепые слухи, например, что я с детьми хожу на вокзал милостыню просить», — рассказывает Ирина. «А потом как-то к нашей семье привыкли, — продолжает отец Александр. — В Луге сейчас довольно много семей, взявших приемных детей. Да и мы были не первые, а примерно третьи». «Две семьи с приемными детьми — прихожане Воскресенского собора, где служит отец Александр», — добавляет Ирина.

«Брать детей — все равно, что плыть по реке на плоту, — рассуждает отец Александр. — Не знаешь, что случится дальше. И мы не знаем, какими вырастут наши дети. Каждого Бог ведет своим путем, наша обязанность — вырастить их, дать им любовь, это главное. Но как они смогут взрастить в себе эту любовь, тут мы ничего не можем сказать, на все воля Божия».

Татьяна Кириллина

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского. Великий канон…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: