Февраль 2014
Перейти в календарь →
Ждём Вас!
18
октября
в 19:00

Германия и Россия: медиавызовы и религия (+Фото)

|

5 июня в Санкт-Петербурге состоялось заседание рабочей группы «Церкви в Европе» в рамках форума «Петербургский диалог». Собравшиеся говорили о миссии в интернете, об интернет-этике и формировании новых медиа как вызовов церковному обществу.

Как отметил в начале заседания ведущий, один из руководителей рабочей группы д-р Йоханнес Ольдеманн, главное для человека верующего — нести слово Христа: «В эпоху реформации было изобретено книгопечатание, которое стало главным способом проповеди. Сегодня мы используем цифровые СМИ — и их можно и нужно использовать — чтобы донести благую весть». Однако, коммуникация в соцсетях — это улица с двухсторонним движением: церковь может не просто сообщать какую-то информацию, но может знать, насколько правдоподобно и аутентично передается то, что составляет смысл христианского послания.

В течение рабочего заседания группы для обсуждения было представлено четыре доклада — два с русской и два с немецкой стороны.

Глобальное ток-шоу

Координатор спецпроекта журнала «Фома» Алексей Соколов говорил о христианской миссии и законах современных масс-медиа. Отметив произошедшие в масс-медиа перемены, например, очевидно упрощение системы коммуникаций, появление относительно свободного информационного поля, он обратил внимание на негативный эффект — «проблему глобального ток-шоу»:

«На все современное информационное поле с некоторых пор распространился принцип, хорошо известный завсегдатаям скандальных разговорных телепрограмм. Опытным людям давно известно, что конструктивный диалог по принципу „вопрос-ответ“ в них практически невозможен: в таком формате нельзя отвечать непосредственно на вопросы — нужно говорить в ответ что-то свое, всегда оставаться „на собственной волне“. Иначе зритель воспримет происходящее между собеседниками не как диалог, а как допрос, где вы будете обвиняемым. Что же касается ваших ответов, то в силу формата, времени и общего темпа ток-шоу сделать их достаточно глубокими и содержательными все равно не получится, и вряд ли они смогут удовлетворить слушателя».

Координатор спецпроекта журнала «Фома» Алексей Соколов

Координатор спецпроекта журнала «Фома» Алексей Соколов

Естественно, что в глобальном информационном пространстве нет ни режиссера, ни злого умысла, зато вопрошающих — бесчисленное множество: их вопросы никогда не закончатся, ваши ответы никогда не удовлетворят вопрошающих — вы просто не будете успевать отвечать быстро и содержательно. Такой режим коммуникации утопит в потоке обвинений любой общественный или государственный институт, в том числе и Церковь.

При этом упускаются главные вопросы: для чего существует Церковь? Как она устроена и на каких принципах? Почему, несмотря на многие внутренние и внешние противоречия, люди остаются внутри нее?

«Сегодня многие апологеты Церкви задаются вопросом: что не так? А ответ простой — мы не начинаем говорить первыми. Мы не наполняем информационное поле своей повесткой, своими информационными поводами», — считает Алексей Соколов.

Создавать свою повестку можно в том числе и касаясь острых и больных тем: «Дело не в том, чтобы уходить от них, дело в том, чтобы не допускать задать определенный тон и направление разговора, в котором вы бы могли давать полноценные ответы и упреждать неприятные вопросы». Однако при этом не нужно забывать и о том, что люди, на самом деле, очень мало знают о Церкви, а потому нужно неустанно повторять то, что кажется поработавшим в церковной периодике журналистам очевидным.

«Стяжи дух мирен»

Руководитель рабочей группы, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков) считает, что не стоит сильно уповать на «позитивную повестку дня», что дело и в нас самих:

«У нас есть некое упование на формирование повестки дня, позитивного образа. Но как российское, так и германское общество имели в своей истории период, когда СМИ имели возможность безостановочно формировать позитивную повестку дня. Чем это закончилось, все знают, то есть, сама технология — не есть залог результата. Конечно, рассказывать о хорошем — необходимо. Вот только участвуя во всем этом, не надо забывать, что информационное общество, общество, в котором СМИ могут затронуть любую тему, очень остро реагирует на любые формы лжи.

Архимандрит Филарет, руководитель рабочей группы, заместитель Председателя ОВЦС МП

Архимандрит Филарет, руководитель рабочей группы, заместитель Председателя ОВЦС МП

Вот я читаю новость: „Священники Московской епархии собираются оказать поддержку жертвам теракта во Внуково“. Еще ничего не сделали, еще никому не помогли, но уже в СМИ заявляют! Ну, какая у нормального человека может быть реакция? Не всякое формирование позитивной повестки дня может быть залогом успеха.

У нас есть какая-то духовная неподготовленность, мы вечно кого-то осуждаем: проституцию, эвтаназию, однополые браки. Мы никого давно не любим, а ведь мы должны идти за последней, за самой больной овцой. Общество это очень остро чувствует и отторгает нас с нашими позитивными призывами, особенно, если они не подтверждены личными примерами. Человеку или сообществу, которые учат жить, учат быть хорошими, общество предъявляет повышенные требования. И если мы выступаем против проституции или однополых браков — общество полезет к нам в постель.

Агрессивный либерализм — реакция на усиление церкви в обществе. И чем глубже и больше церковь будет идти, тем агрессивнее будет либерализм. Как говорил прп. Серафим Саровский, „стяжи дух мирен — и тысячи спасутся“. А не будет „духа мирного“, никто и не спасется».

Пророк и журналист — похожие профессии

«Этика средств массовой информации в богословской перспективе» — так звучало название доклада профессора кафедры практической теологии, педагогики религии и СМИ Теологического факультета Университета г. Грайфсвальда Роланда Розенштока. Он попытался объединить рассуждения по данной теме с практическим опытом.

Профессор кафедры практической теологии, педагогики религии и СМИ, теологический факультет университета г. Грайфсвальд д-р Роланд Розеншток

Профессор кафедры практической теологии, педагогики религии и СМИ, теологический факультет университета г. Грайфсвальд д-р Роланд Розеншток

Профессор Розеншток отметил, что в Германии существует своя журналистская этика, которая касается создания контрольных надзорных структур за пиаром, рекламой и прочим. Но кроме этого очень сильна и система самоконтроля, свой Кодекс журналиста: когда те, кто выпускает газету, отвечает за этичность своего продукта.

И если некоторые СМИ оказывались уличенными во лжи, это в итоге приводило к падению рейтинга и тиража издания. Однако в интернете это не действует: например, именно в интернете появляются фотографии жертв насилия, так как эти снимки, согласно немецким законам, нельзя печатать в газете. Другая проблема — сужение прав или урон достоинству человека в ток-шоу.

«Однако территория масс-медиа — это не terra incognita для христианства: по сути, центром коммуникации раннего общества была передача опыта, а первым медийным средством — Евхаристия, когда я как верующий человек нахожусь в вирутальном обществе со Христом», — отметил он.

По мнению профессора Розенштока, пророки могут быть названы журналистами дохристианской эпохи. Пророк и журналист — похожие профессии. В новом завете Христос — это Слово, Логос. И это наша ответственность, какую новость мы несем — хорошую или плохую.

Каждый день — по гамбургскому счету

Доклад журналиста Ксении Лученко «Церковь и новые медиа» коснулся сразу нескольких важных тем: основные проблемы российской религиозной журналистики, характеристика современного медиа-пространства, интернет-расслоение российского общества.

Журналист Ксения Лученко

Журналист Ксения Лученко

Как отметила Ксения Лученко, «на сегодняшний день с информационной точки зрения в русскоязычном интернете есть о православии все — ежедневные новости, церковные документы, электронные версии тысяч наименований книг, катехизические материалы и так далее». Однако это не значит, что все проблемы решены и ответы на все вопросы найдены.

По сути, в России православные СМИ и журналистика о религии в массе своей де-факто занимаются не журналистикой, а пиаром и, отчасти, катехизацией: «подчиненность пиару — одна из главных проблем православных медиа в России, которая из года в год только усугубляется. Поэтому функции журналистики — выступать медиатором между обществом и Церковью, давать слово разным сторонам возникающих конфликтов, расследовать и информировать — усвоила себе так называемая „гражданская журналистика“ — блогеры и участники социальных сетей.

Разумеется, качество большинства этих публикаций по сравнению с профессиональной журналистской работой сильно страдает. Но зато здесь бьется живой нерв церковной жизни, обсуждаются реальные проблемы, которые волнуют людей. Однако здесь же возникает пространство для манипуляций, циркуляции непроверенной информации».

Другая отличительная черта интернета — возможность быстро консолидировать и координировать людей, помогать тем, кому нужна помощь, реагировать на какие-то острые запросы. Особенно ярко это проявляется, например, в делах благотворительности и милосердия.

Но есть и противоположная тенденция — персонализация контента: «Информация дробится на все более таргетированные и узкие тематические ниши. Происходит атомизация, разобщение пользователей… Человек не выходит за рамки сообщества, для него неважно и неинтересно, что происходит за его границами, поэтому достучаться до него, донести ему другую, в том числе и критическую, информацию становится практически невозможно. При этом высока угроза радикализации интернет-сообществ».

Ксения Лученко также сделала упор на то, что в интернете всегда заметна малейшая фальшь и неискренность. Кроме того, у пользователей всегда под рукой «инструментарий, необходимый для быстрой верификации любого утверждения или факта, сличения с источником, оригиналом и обнаружение дополнительного контекста». А значит, «репутации, как во времена рыцарства, вновь обретают высшую ценность»: «Слова Спасителя „По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою“, „Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы“ регулярно получают буквальное подтверждение. Это новый вызов для христиан — жизнь в доме со стеклянными стенами, необходимость каждый день отвечать по гамбургскому счету».

«Разъяренная мамочка»

Доклад руководителя отдела пасторских СМИ при службе церковного душепопечительства епархии епископа Фрайбурга доктора Норберта Кебекуса назывался «От информационного потока к среде коммуникации: новые медиа как вызов для Церкви»

Руководитель отдела пасторских СМИ при службе церковного душепопечительства епархии епископа, г. Фрайбург д-р Норберт Кебекус

Руководитель отдела пасторских СМИ при службе церковного душепопечительства епархии епископа, г. Фрайбург д-р Норберт Кебекус

На сегодня в Германии 99 процентов людей до 29-летнего возраста подключены к сети Интернет. По сути, это революция в медийном пространстве со времен Гуттенберга, когда стало можно дешево и большим тиражом публиковать что-либо.

Интернет — не только дополнительный канал для продвижения информации, но и пространство для обмена ею. И главное отличие его от реального общения-то, что опция «не слушать» у пользователей есть всегда.

Интернет — это, прежде всего, весть. Но это и среда: «Амазон.com всех делает продавцами, жж всех желает публицистами. Если ты интересуешься финскими марками, не имеет никакого значения — где ты. Мы можем объединиться. Многие говорят — это иллюзия. Мол, невозможно объединить всех. Но все равно — это очень мощное явление. Спросите молодежь: сколько часов в день вы проводите он-лайн? Они даже не поймут этот вопрос: «Сколько? Я всегда он-лайн».

Меняется восприятие информационного пространства: «Если новость эта действительно важна, она меня найдет, — сказал 16-летний школьник из Нью-Йорка. Не я ее найду, а она меня».

Второй тренд интернет-медиа — объединение в сеть. Так, например, в Германии магазины «Spar» совместно с «Schell» запустили рекламу с текстом: «Покупай, пока мамочка идет в церковь».

В итоге, пока католические официальные органы рассылали приглашение для обсуждения этой оскорбившей многих рекламы, пользователи интернет объединились и послали в адрес «Schell» и «Spar» до 10 тысяч писем в течение дня с картинкой «разъяренной мамочки», что заставило руководство этих структур принести свои извинения и снять рекламу.

Ну и третий тренд — это полная прозрачность.

По мнению доктора Кебекуса, не стоит бояться интернета и социальных сетей: ведь они — только отражение нашего мира, наших взаимоотношений с ним, наших представлений о нем. По сути, интернет — это просто часть этого реального мира со всеми его плюсами и минусами.

Ведущие Вахтанг Кипшидзе, консультант Отдела внешних церковных связей, и.о. руководителя Информационно-аналитического управления СИНФО и руководитель рабочей группы «Церкви в Европе» Форума Петербургский диалог, директор института экуменики им. Йоханна-Адама-Мёллера д-р Йоханнес Ольдеманн

Ведущие Вахтанг Кипшидзе, консультант Отдела внешних церковных связей, руководитель Информационно-аналитического управления СИНФО и руководитель рабочей группы «Церкви в Европе» Форума Петербургский диалог, директор института экуменики им. Йоханна-Адама-Мёллера д-р Йоханнес Ольдеманн

Руководитель рабочей группы «Церкви в Европе» Форума Петербургский диалог, директор института экуменики им. Йоханна-Адама-Мёллера д-р Йоханнес Ольдеманн

Руководитель рабочей группы «Церкви в Европе» Форума Петербургский диалог, директор института экуменики им. Йоханна-Адама-Мёллера д-р Йоханнес Ольдеманн

Председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров

Председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров

Адриан Бёлле, аспирант института практической теологии Гейдельбергского Университета

Адриан Бёлле, аспирант института практической теологии Гейдельбергского Университета

Заместитель ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Евгений Стрельчик

Заместитель ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Евгений Стрельчик

Пастор Зигфрид Каспарик, член Координационного комитета Форума Петербургский диалог, уполномоченный по вопросам реформации и экуменики Евангелической церкви в Центральной Германии

Пастор Зигфрид Каспарик, член Координационного комитета Форума Петербургский диалог, уполномоченный по вопросам реформации и экуменики Евангелической церкви в Центральной Германии

Секретарь ОВЦС МП по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев

Секретарь ОВЦС МП по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев

Архимандрит Филарет, руководитель рабочей группы, заместитель Председателя ОВЦС МП

Архимандрит Филарет, руководитель рабочей группы, заместитель Председателя ОВЦС МП

Священник Александр Васютин, сотрудник секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС МП

Священник Александр Васютин, сотрудник секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС МП

Сабине Буяк-Бидерманн, журналист, вице-президент Синода Федеральной земли Евангелической церкви Центральной Германии

Сабине Буяк-Бидерманн, журналист, вице-президент Синода Федеральной земли Евангелической церкви Центральной Германии

Даниэла Шульц, референт по Интернету и работе с общественностью, отдел коммуникаций и операций, «Реновабис: Акция солидарности немецких католиков с народами стран центральной и восточной Европы»

Даниэла Шульц, референт по Интернету и работе с общественностью, отдел коммуникаций и операций, «Реновабис: Акция солидарности немецких католиков с народами стран центральной и восточной Европы»










Страница немецкого епископа

Страница немецкого епископа


Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Соучредитель фонда «Подари жизнь» - о детском доме в Непале, огромной энергии любви и о том,…
Ольга Азова - о том, как не мешать специалисту и радоваться успехам малыша

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: