Героизм
Почему сериал «Чернобыль» сняли не мы, как за 33 года изменился образ ликвидатора, какие нюансы вызывают недоумение и недоверие и о чем напоминает кино несмотря ни на что? Мнением о фильме делится президент Общероссийского союза общественных объединений «Союз “Чернобыль” России» Вячеслав Гришин.

История спасения всего мира

– Почему такой масштабный сериал сняли только сейчас и не мы?

– Во-первых, мини-сериал не сильно масштабный. Масштабы произошедшего в Чернобыле отражены в нем лишь в нескольких событиях. Я долго могу перечислять все то, что произошло за четыре с лишним года, а ликвидация велась с 26 апреля 1986-го по 31 декабря 1990-го.

Но не могу простить, что в сериале даже главному событию не уделили внимания – строительству объекта «Укрытие», саркофагу четвертого энергоблока – не говоря уже о реэвакуации населения. Для людей были построены совершенно новые, на чистой после дезактивации территории, дома, куда переселяли тех, кто временно был эвакуирован. Таких примеров могу привести десятки. Я бы не давал однозначную оценку сериалу с точки зрения масштабности. А вот почему он снят сейчас, мне и самому интересно.

Вячеслав Гришин. Фото: oprf.ru

– Что думаете об этом?

– Думаю, не последнюю роль здесь играют накалившиеся международные отношения между Россией и США, Англией. Искажение фактов, видимо, необходимо было для создания недружелюбного пропагандистского эффекта. Даже то, с чего начинается сериал – кадры подготовки и причин самоубийства академика Легасова – демонстрирует СССР как страну лжи и тоталитаризма. Очевидно, в образе Легасова нам показывают тех, кто не был согласен с общей политикой и по сути вынужден, не имея поддержки своей позиции, покончить с собой. Но это такая большая натяжка.

Совсем не противоречия и тем более не вопросы, связанные с ликвидацией последствий аварии, как это изложено в сериале, послужили причиной его самоубийства. Мы общались с его супругой, коллегами и друзьями, которые рассказывали в свое время об объективных причинах ухода из жизни академика. Они другие.

Фильм снят профессионально, надо признать это, и с точки зрения художественных образов, и графики, и описания событий, которые невозможно сегодня изобразить без колоссальных денежных вливаний. Но даже такой простой пример, как самоубийство Легасова, в очередной раз показывает определенные пропагандистские цели в новых и уже в современных реалиях.

Это не умаляет значения фильма, в котором показан героизм ликвидаторов. Основная международная и российская аудитория просмотра фильма – молодые люди и те, кто свободно пользуется интернетом – оценивают сериал как историю спасения ликвидаторами всего мира. Для меня лично, как участника ликвидации, это важно.

Наша организация – Союз «Чернобыль» России, создавалась и была по сути как протестное движение. Ликвидаторы возвращались домой больные, их заболевания не связывали с последствиями аварии. Естественно, возникал протест. Определенная оттепель перед распадом Союза позволяла создавать общественные ячейки, хотя законодательства об этом тогда не было. Мы на базе Фонда социальных инициатив в 1989 году уже создали Союз «Чернобыль» СССР, а год спустя до распада страны – Союз «Чернобыль» РСФСР.

Мне кажется, фильм, при такой высокой международной оценке, дает возможность задуматься, а как живут сегодня ликвидаторы. В нашем обществе, увы, пока такой оценки никто не дает.

Кадр из сериала «Чернобыль»

Я много общаюсь с молодежью, уверяю вас, несмотря на доступность информации, молодежь не интересуется темой Чернобыля, поскольку в нашей стране в последнее время она совершенно не поддерживается.

Недостоверный драматизм

– А в чем все-таки пропагандизм фильма?  

– Множество эпизодов поставлены тенденциозно. Образы руководителей – Горбачева, Щербины – демонстрируют их несостоятельность, непрофессионализм в руководстве ликвидацией последствий аварии, непонимание сути ситуации, сокрытие масштабов опасности. Но в 1986 году вся страна работала на Чернобыль. Главным был Председатель Совета Министров Николай Иванович Рыжков, который возглавлял рабочую группу Политбюро ЦК КПСС по ликвидации последствий. Он сделал максимум, чтобы в зараженную зону пошла техника, оборудование, средства защиты, медикаменты, продукты для ликвидаторов. Роль государственного и военного управления показана в фильме комично, будто пришел какой-то генерал и отправил добровольцев на крышу.

Поймите, все так, да не так. Возглавлял военную группировку генерал армии Герасимов, но на работы, а тогда еще шла война в Афганистане, отправлялись мощные воинские части с жесткой дисциплиной. А что в фильме? Солдатики, которые разгружают ящики с водкой и пьют ее, собак отстреливают. Да, отстреливали, я сам читал акты и доклады об этом. Бродячие собаки были переносчиками радиоактивности. Но делалось все иначе, организованно.

Кадр из сериала «Чернобыль»

А в фильме небольшой, но запоминающийся эпизод рисует несобранность и дикость наших военнообязанных, призванных защищать безопасность. С точки зрения управления и организации работ по ликвидации последствий аварии была жесточайшая дисциплина.

В конце мая – начале июня уже стояли оперативно построенные военные городки с казармами на бетонном фундаменте, был клуб, столовая, штабы, КПП. Но масштабность сделанного тогда в фильме совершенно не показана. Драматизм – да, причем на основе часто недостоверной информации.

Чего стоит упавший вертолет? Он упал-то 2 октября, когда завершалось строительство саркофага, который даже не показали. Саркофаг построили за 209 дней. На объект «Укрытие» ушло 400 тысяч тонн бетона, которые в зону загрязнения везли огромные бетоновозы и с помощью кранов дистанционно заливали стены «Укрытия». 7 тысяч тонн металлоконструкций было сварено и смонтировано. Проектировщики, военные и гражданские инженеры и строители проявили невероятный героизм и мужество. Но этого ничего не показано.

Знаете, как мы сами называли этот этап? «Наша война и наша победа!» Построенный к 30 ноября 1986 года, саркофаг простоял тридцать лет!

Уверен, были бы у нас другие отношения с Украиной, построили бы вместе и новое укрытие. Специалисты, кстати, отмечают, что нынешний новый саркофаг не в полной мере удовлетворяет требованиям защитных сооружений.

Такие фильмы надо снимать с привлечением экспертов

– Вы все же смотрите на события фильма не как зритель, а как эксперт?

– Да, поэтому и считаю, что кино рассчитано на обывателя, который мало что знает о Чернобыле. В этом-то и беда. Произошедшее долгое время скрывали госорганы, а после распада Союза вообще перестали говорить, потому что не до этого было. Думать и защищать интересы населения в итоге выпало на долю народных депутатов и общественных организаций (мы входили в совещательные органы во власти), чтобы настаивать на медицинской и социальной защите ликвидаторов, пострадавшего населения, которое продолжает жить в зонах радиоактивного загрязнения в 14 субъектах федерации.

И в мае 1991 года вышел Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Да, именно катастрофы. Так были оценены законодателем масштабы трагедии.

В свое время я служил на Дальнем Востоке и знаком с вопросами спецпропаганды, знаю, что такое работать с населением «противника». Многие зрители будут судить о событиях в Чернобыле по этому сериалу. Поэтому-то фильм считаю нашим большим поражением и значительным пропагандистским успехом наших недоброжелателей.

Кадр из сериала «Чернобыль»

– В основу сериала легла книга Алексиевич «Чернобыльская молитва». Каково ваше отношение к ней?

Дискуссия вокруг нее ведется давно. Наша организация даже выдвигала ее на свой литературный конкурс. Безусловно, события у Алексиевич изложены очень эмоционально. Есть немало фактов, которые действительно были, но не меньше в книге того, что может восприниматься человеком как пессимистическая, трагическая история. А ведь психология и сознание людей той эпохи были другими.

Но книг, которые документальнее, больше приближены к объективному, рациональному пониманию происходившего, немало. А в поле зрения читателей, в прессу попадали именно те, которые давали пессимистический взгляд.

Но нельзя же мрачную картину применять ко всему, что делалось и происходило. Ведь было очень много позитивного, оптимистического в этой страшной трагедии.

– Изменился ли образ ликвидаторов Чернобыльской аварии за 33 года?

Изменился сильно. Человек-то за тридцать лет меняется.

В первые годы после катастрофы мы все-таки жили в определенной идеологической атмосфере, со своей понятной системой ценностей, где, например, даже система здравоохранения учитывала, что людей, утративших здоровье при спасении сограждан, следует обеспечить необходимой помощью. Была социальная поддержка тем семьям, которые потеряли кормильцев в первые дни и месяцы после аварии.

Многие ликвидаторы встречались с трудностями после распада СССР, боролись с ними, объединились в союзы, чтобы защитить свои права и интересы. Сегодня положение еще больше усугубилось, так как медобслуживание построено на услугах, входящих в систему ОМС. В итоге у ликвидаторов нет никаких дополнительных полисов, которые могли бы покрыть расходы на лечение целого букета заболеваний, о которых знают врачи.

Даже по отзывам зрителей сериала очевидно, что все-таки ликвидаторы заслуживают большего, чем имеют сейчас.

Кадр из сериала «Чернобыль»

Не могу сказать, что про ликвидаторов совсем не помнят. Все-таки мы проводим работу с молодежью. 26 апреля по всей стране проходят уроки мужества. В городах возведены стелы и памятники, где-то улицы названы именами ликвидаторов. Мы не даем себя забывать. Но трудностей и правда много.

– Так, может, хорошо, что американцы сняли сериал, пусть хотя бы так вспомним об этой трагедии?

При всех негативных моментах, сериал «Чернобыль» – своевременный. Люди должны знать о том, что может случиться из-за аварий на АЭС. А еще помнить, что в СССР смогли возродить работу Чернобыльской станции, а не только заглушить реактор, смогли возродить населенные пункты, проведя работу по дезактивации, смогли вернуть населению веру в собственный людской и материальный ресурс, чтобы справиться с трагедией. Мне кажется, все это важно. Но нюансы сериала, конечно, портят впечатление.

Такие фильмы должны сниматься с привлечением экспертов.

Ликвидаторы достойны, чтобы о них говорили как о героях.

В нашей стране в ликвидации последствий катастрофы участвовало 240 тысяч человек, 95 тысяч награждены высокими государственными наградами, 14 человек – Герои России и Украины, многие награждены посмертно. Люди получали ордена Ленина, Боевого и Трудового Красного Знамени, Мужества за сооружение саркофага, как, например, один из сварщиков, который в трудных условиях на высоте монтировал сварные конструкции. Живых Героев сейчас осталось всего трое.

Пять лет назад «Амальгама студия» запустила проект 12-серийного фильма о Чернобыле режиссера Алексея Мурадова. К проекту привлекли серьезных экспертов, но снимать начали только в прошлом году. Денег даже на съемку найти не могли. А американцы сняли свой сериал за сто дней.

Для завершения нашего сериала требуются денежные средства, но спонсоров не находится. В нем снимаются известные актеры: Игорь Петренко, Надежда Михалкова, Дмитрий Ульянов, Мария Андреева, Александр Ильин, Владимир Юматов, Елена Яковлева, Дмитрий Муляр, Александр Феклистов, Юрий Цурило. Мы с нетерпением ждем выхода нашего, правдивого сериала.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.