Говорят, что русская музыка началась с Михаила Ивановича Глинки и его произведений. Композитор прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях. Мы расскажем о том, как жил Михаил Иванович Глинка, о становлении великого композитора.

Михаил Глинка. Детство и юность

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, он жил в большом и богатом имении, родители Михаила Глинки имели доход от двух заводов. Отец был отставным капитаном и, что большая редкость в те времена, заключил брак пр любви. Михаил был долгожданным ребенком, что не помешало ему попасть на воспитание к своей бабушке. Дело в том, что за год до его рождения скончался первенец семьи, маленький Алёша. Бабушка винила родителей в смерти любимого внука и очень берегла Михаила. На улицу он выходил крайне редко, зато дома ему было дозволено практически всё.
Сам композитор описывал это в «Записках М. И. Глинки»: «Я был ребенком слабого сложения <…> бабка моя, женщина преклонных лет часто хворала, поэтому в комнатах было, по крайней мере, не менее 20 градусов тепла по Реомюру. Несмотря на это, я не выходил из шубки; по ночам же и часто днем поили меня чаем со сливками со множеством сахару».
Его первыми детскими сочинениями были мелодии, которые он наигрывал на медных тазах. Их звучание напоминало колокольный звон. Талант мальчика заметила его няня няня Авдотья Ивановна. От нее же он впервые услышал русские народные песни, сказки, былины. Когда Глинке исполнилось шесть лет, скончалась его бабушка, и он снова вернулся в дом родителей.
Мать Глинки вплотную занялась образованием сыном, ему наняли гувернантку француженку, приглашенный архитектор занимался с ним рисованием, а сам Глинка увлекался географией и книгами о путешествиях, предаваясь мечтам о них. Путешествовать ему в будущем придется немало. В 1812 году из-за войны семья  Глинки уехала к родственникам в Орёл, а, когда они вернулись, их старый дом был практически разрушен. Отец Глинки решил отстроить новый, в нем появился музыкальный инструмент — фортепьяно.
Михаил Глинка. Дом

Фото: soundtimes.ru

Занятия музыкой

Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке, свои занятия музыкой Глинка продолжил в Петербурге, в благородном пансионе. Он познакомился с Александром Пушкиным, Антоном Дельвигом, вдохновленный творческой средой, Глинка не оставил творчество даже, поступив на службу, после поездки на Кавказ. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья.

Незадолго до восстания декабристов, Михаил Глинка побывал на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа.

В конце декабря 1825 года Глинка жил у родственников в Смоленске, где для своей племянницы написал вариацию на модный романс. Учитель Глинки отдал пьесу в печать, и он стал первым опубликованным произведением композитора. Позже Глинка впервые сочинил музыку для хора, а весной 1826 года увлекся поэзией  Жуковского и написал два романса на его стихотворения «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Здоровье Михаила Глинки тем временем начало ухудшаться. В поиске более мягкого климата, он отправился жить в Италию и поселился в Милане. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой, позже жил в Берлине, где также писал романсы. В 1834 году Глинка вернулся в Россию поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки.

В 1836 году Глинка написал свою первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).  Ей хотели открыть новый сезон Петербургского Большого Театра, это была первая национальная опера. Николай I высоко оценил оперу и даже наградил Глинку памятным подарком.

Позже у Михаила Глинки возникла идея написать оперу по сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», либретто для постановки должен написать сам Пушкин,  но вскоре поэт погиб на дуэли, и работа над оперой приостановилась. Глинка писал ее очень медленно, урывками. К сожалению, опера провалилась, во время первого акта ложе покинула императорская семья.

Последние годы

В 1839 году Михаил Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Глинка был влюблён, ради Екатерины ему пришлось разъехаться с женой, так как она не давала развода. Керн, тем временем, тяжело заболела. Врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Глинка хотел уехать вслед за ней и даже написал  12 романсов «Прощание с Петербургом», однако бракоразводный процесс с женой заставил его отказаться от первоначальных планов.

Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.

В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было. Последние годы Михаил Глинка провел Берлине, где и скончался в 1857 году. Глинка был похоронен на лютеранском кладбище, через некоторое время прах композитора перевзели в Петербург, где он покоится на Тихвинском кладбище.

Михаил Иванович Глинка

Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея

Произведения

Оперы
  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения
  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
  • «Венецианская ночь» (1832)
  • Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий и 12-ти романсов на стихи Нестора Кукольника
  • «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)
  • «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)

Читайте также:

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.