Гонконг: Рождество, драконы и сельскохозяйственный праздник

О традиции празднования Нового года и Рождества Христова в Китае рассказывает протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге.

Протоиерей Дионисий Поздняев. Фото матушки Киры Поздняевой.

В сознании многих российских людей все спуталось: и подготовка к Рождеству, и покупка очередного «символа года по восточному календарю». Новый год, ассоциирующийся в сознании людей с 1 января, почему-то смешался с китайским праздником весны, который приходится или на конец января, или на февраль.

Это народный, в большей степени сельскохозяйственный праздник, связанный со сменой сезонов и никакого отношения к европейскому Новому году не имеющий. У наших прихожан, поскольку они понимают разницу, традиции страны, в которой живут, никакой путаницы не возникает.

А вот китайцы, в том числе и православные, с удовольствием празднуют свой праздник весны. Правда, иногда он приходится на первую неделю Великого поста и тогда для многих это достаточно серьезная проблема. Поскольку по традиции принято есть разнообразную непостную еду, им приходится искать способы, как выйти из положения, чтобы и пост не нарушить, и родственников – не христиан не обидеть.

В этом смысле с Рождественским постом проще. Хотя некоторый диссонанс вносит то, что западное Рождество – 25 декабря. Все уже празднуют, друзья, знакомые приглашают в гости, а у нас – пост еще продолжается.

Не православные местные жители хорошо понимают, что такое Рождество, и вопросов о значении Праздника не задают. Их как раз чаще интересует, почему мы его празднуем 7 января, а не 25 декабря. Ведь это неудобно, говорят они: именно на время, начиная с 25 декабря, выпадает период каникул, каких-то праздничных мероприятий. Приходится вспоминать историю, говорить о том, что есть православные, которые встречают Рождество по старому стилю, а есть, которые – по новому. Но этот вопрос задают исключительно взрослые. Дети – привыкли, что православное Рождество – 7 января.

Остролист

Остролист

Если в России о том, что скоро Рождество, напоминают наряженные елки, снег, то Гонконге сезон зимы есть, а снега – никогда не бывает в принципе. Растительный символ Рождества – остролист – цветок с красными ягодами. Эта традиция приехала из Британии (Гонконг долгое время был колонией этой страны).

Хотя без елки у нас тоже – не обходится. Ёлки специально выращиваются к Рождеству, а затем устанавливаются по всему городу.

Естественно, как и везде, мы стараемся, чтобы подготовка к Рождеству была прежде всего духовной, чтобы большее внимание уделялось посту, помощи тем, кто рядом. Здесь существует крепкая традиция проведения благотворительных акций перед Рождеством, уходящая корнями опять же к недавнему колониальному прошлому страны. В Гонконге – 10% христиан. И очевидно, что христиане помогают не только христианам, а всем, кому это необходимо, независимо от вероисповеданий и национальностей.

Традиции благотворительности могут выражаться по-разному. Это и раздачи еды, каких-то вещей нуждающимся, посылки в тюрьмы, визиты в дома престарелых. В общем, те же самые формы, что и во всем мире.

В саму Рождественскую ночь у нас в храме обычно человек 50. Это и те, кто живет в Гонконге постоянно, и те, кто приезжает на время – 5-8 лет – поработать. А в Рождество в храм могут прийти и православные российские туристы.

Все вместе ежегодно на Святках мы устраиваем детский рождественский спектакль. Большую работу в организации праздника проводят сотрудники местного Центра русского языка. Дети – зрители и участники – как русские, так и родившиеся от смешанных браков… Мы как-то не проводим разделения среди прихожан: русский, китаец. Все православные, члены одного прихода.

Подготовила Оксана Головко

Читайте также:

Протоиерей Дионисий Поздняев: В Китае многие готовы были бы принять православие

Онлайн с Китаем: протоиерей Дионисий Поздняев отвечает на вопросы

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Дорогие друзья!

"Главный редактор портала "Православие и мир" просит вас о поддержке.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: