“Господь
“А потом можно пойти куда-то еще, потому что здесь толкучка, не очень чисто, и странные слова из уст Христовых звучат. Да и вообще: почему так долго ждать пришлось. Он виноват. Вообще во всем виноват, если что-то не получается. А если что-то дарует, то мог бы и пораньше” — проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 25-ю по Пятидесятнице

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Лк. 8: 41—56

Продолжается чтение воскресных Евангелий от Луки. Сегодня речь идет об исцелении кровоточивой и воскресении дочери Иаира.

Протоиерей Александр Абрамов

Очень много людей теснит Спасителя; церковнославянский текст говорит даже, что народ Его «гнетет»[1]. И в этой толпе кровоточивая женщина, потратившая все свои деньги на врачей, прикасается к краю Ризы Христа в надежде на исцеление. Спаситель говорит, что кто-то прикоснулся к Нему. Ученикам эти слова кажутся странными. Они, впрочем, уже привыкли к тому, что Учитель часто говорит с ними странными словами. Может быть, это какая-то новая притча? Неясно только пока, о чем она и для чего. О каком отдельном прикосновении может идти речь, когда здесь столько людей, и все «угнетают», теснят? А Он повторяет: «Кто-то дотронулся до Меня. Я чувствовал исшедшую от Меня силу». И тогда исцелившаяся женщина признается, что это она. И Спаситель ободряет ее словами: «Дерзай, дочь, твоя вера тебя спасла».

Но вот вопрос: когда установилась эта вера? Тонкий момент. Похоже, что женщина, потратившая все деньги на врачей, решила испытать еще один шанс. Она услышала, что рядом находится проповедник, о котором говорят, что он исцеляет, да еще и бесплатно, и решила попробовать. Возможности «прийти на прием», поговорить один на один не было. И женщина — была не была — прибегает к такому вполне суеверному приему: дотрагивается до края Ризы Спасителя. На всякий случай. Зная, что иудейский закон запрещает так поступать.

Христос эту внутреннюю отчужденность, бесспорно, чувствует, но решает помочь. Ведь сила из Него исходит не как из генератора — безотносительно к тому, кто к Нему прикоснулся. Конечно, не так. Спаситель решает этой женщине помочь, зная о том, что никакой особенной веры в ней не было. Было желание попробовать еще одно средство. Вера возникает в тот момент, когда между Христом и этой женщиной происходит личный разговор. Она-то думала, что она прикоснется и пойдет восвояси, а тут спрашивают: кто это сделал? А вдруг Он скажет, что это плохо? Может быть, над ней будут смеяться? Сколько людей! Стыдно. Но все-таки женщина вместо того, чтобы убежать, с трепетом — Евангелие подчеркивает это — подходит к Спасителю. И говорит с Ним. И в этой встрече взглядов и в обмене словами приходит ей ясность, что Он — Единственный. Что ее приход, еще вполне суеверный вначале, был неслучаен. И что не стал бы ее Христос гнать. И все правильно она сделала.

Нам очень важно себе уяснить, в каком месте шкалы мы находимся: там ли, в самом начале, где мы прикасаемся, а то и дергаем Христа за края Ризы, как кудесника, или там, где мы уже имеем надежду услышать: «Дерзай, вера твоя тебя спасла»? Встретились ли мы глазами со Христом? Очень хочется встретиться. Очень хочется, чтобы вера наша не была верой языческой, суеверной — пустой. «От кого этот поясок защитит? В чем этот образ помогает?» Это ведь как будто на кухне: здесь специи, здесь крупа…

У меня был некоторое время назад очень горький разговор. Некая семья около десяти лет пыталась завести ребенка. И вот Господь дал жене забеременеть. Мне звонит взбудораженный муж и говорит: «Помолитесь, пожалуйста, вот такая долгожданная ситуация». Я ему говорю: «Так что же вы звоните? Бегите в храм. Завтра встретимся, помолимся у Феодоровской». Он: «Да, я очень хочу. У меня сейчас будет командировка, а через пару месяцев мы придем». Что тут ответишь? О какой паре месяцев может идти речь? Завтра надо, сегодня, сейчас, немедленно! Все эти ситуации могут быть так же отозваны, как и дарованы. Я сказал своему собеседнику об этом и услышал: «Постараемся, конечно, найти возможность, но ведь нельзя в расписание все включить …»

И так мне горько стало, что я ничего не могу сделать, потому что подавляющее большинство людей считает, что Господь должен отдавать им Свою силу, исходящую от края Ризы. Обязан. А потом можно пойти куда-то еще, потому что здесь толкучка, не очень чисто, и странные слова из уст Христовых звучат. Да и вообще: почему так долго ждать пришлось. Он виноват. Вообще во всем виноват, если что-то не получается. А если что-то дарует, то мог бы и пораньше.

Бог не станет умещать Себя в рамки нашего такого представления о Нем. И не станет ничего объяснять. Нам самим все станет ясно. Вот только эта ясность может оказаться очень тяжкой.

Кровоточивая женщина, о которой нам повествует сегодняшнее Евангелие, не мудрая, не книжная и не ученица Христова. Но ей хватило сил поднять глаза от края Ризы вверх и увидеть Отца Небесного. И с Ним говорить. И счастлива она была. Дай Бог нам хоть вмале этот подвиг повторить.

Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»


[1] Егда же идяше, народи угнетаху Его ( Лк. 8: 42; ц.-сл.).

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.