Митрополит Токийский и всея Японии Даниил — о помощи России в восстановлении японских храмов, разрушенных землетрясением, кутье из риса и выдвижении своей кандидатуры на пост патриарха Московского.
Японская православная церковь (ЯПЦ) является автономной в составе Московского патриархата. Православие в Японии стал распространять во второй половине XIX века святитель Николай (Касаткин). После Октябрьской революции ЯПЦ оказалась предоставлена сама себе. С 1954 по 1969 годы находилась в ведении Американской православной церкви, затем переподчинилась Московской патриархии. С 2000 года ЯПЦ возглавляет митрополит Даниил (Нусиро), родившийся в православной японской семье в 1938 году.
— Владыка, как идет восстановление разрушенных землетрясением в марте прошлого года православных храмов в Японии?
— Нам очень помогла Русская православная церковь, она пожертвовала более $1,5 млн. Пришла помощь и от Украинской церкви. Но мы не распространяемся широко об этом. Иначе представляете заголовки в японских газетах? «Японские православные получают деньги от России». (Смеется.) Особенно когда кто-то из ваших должностных лиц посещает Курилы.
— Полученных денег хватит на восстановление?
— Думаю, да. В основном ведь пострадали маленькие церкви в городках и деревнях северо-восточного Хонсю. На сегодня они практически восстановлены. Осталось починить жилой дом, но на это нужно около $100 тыс., а такие деньги у нас есть. Мы еще не все потратили из пожертвований.
— Раз уж речь шла о деньгах, каковы основные источники дохода Японской православной церкви?
— Ну конечно, всех интересуют в первую очередь деньги. (Смеется.) Деньги — не самое важное, действительно важно — это есть ли Господь в душе. Но с деньгами жить легче, это правда. (Смеется.) Мы получаем средства от сдачи в аренду земли университету и госпиталю. Когда святитель Николай Японский (Касаткин) в конце XIX века строил в Токио кафедральный собор Воскресения Христова, император выделил достаточно земли, так что теперь это наш ресурс. Кроме того, есть пожертвования.
— Сколько у Японской православной церкви прихожан?
— Порядка 30 тыс. человек. Когда-то, в первой половине ХХ века, было около 90 тыс., но сейчас осталась лишь треть.
— Почему?
— После Октябрьской революции японские православные оказались предоставлены сами себе, что не способствовало распространению восточного христианства. А в последние десятилетия японцы думают в основном о сиюминутных интересах. Они слишком часто забывают о том, что есть и нечто более важное.
— Ведет ли ЯПЦ сегодня миссионерскую деятельность среди японцев?
— Конечно, мы что-то делаем, но предпочли бы миссионерствовать совместно с Московским патриархатом. У нас по всей Японии есть порядка 60 небольших храмов и часовен. Православие в России насчитывает более тысячи лет, а в Японии — сто с небольшим. То есть нам нужно проходить весь тот путь, который у вас уже позади. Разумеется, у Московского патриархата больше опыта, в том числе и в миссионерской деятельности. У нас есть новообращенные, принявшие крещение. Но большинство крещеных — это дети от смешанных японо-российских браков. Всего же новых православных появляется в Японии примерно 20–30 человек в год.
— А как небольшое количество православных сказывается на ЯПЦ?
— Дело не только в количестве. Так сложилось исторически, что японское общество довольно секуляризировано, несмотря на присутствие в стране синтоизма и буддизма. Поэтому главная проблема японцев — отсутствие потребности искать Бога. Впрочем, что я вам рассказываю, россияне тоже были отучены от этого коммунистами.
— Секуляризация — общая проблема для всего мира сегодня. Но, возможно, у японских православных есть какие-то специфические черты, свойственные только им?..
— Мы делаем кутью из риса, и она очень сладкая. В маленьких городах люди украшают церкви в национальном японском стиле, не похожем на российский.
— А много ли прихожан из числа православных иностранцев, находящихся в Японии?
— Много. Причем не только россияне, но и греки, живущие здесь.
— Хватает ли священников?
— У нас 60 церквей и около 30 священников. Но церкви небольшие, поскольку обычное число прихожан в небольшом населенном пункте — 3–5 семей. Один священник может окормлять примерно 60 человек. То есть получается, что у нас даже больше священников, чем необходимо.
— Но как же быть в большие праздники, на Пасху или Рождество, когда в принципе должны быть открыты все церкви?
— Да, такая проблема есть. Но мы выходим из положения. Например, Рождественскую праздничную службу священник, окормляющий 3–4 церкви, начинает служить числа с 22 декабря (ЯПЦ живет по григорианскому календарю и отмечает Рождество 25 декабря. — «Известия»). Поскольку прихожан немного, известить их о времени службы несложно. И таким образом к наступлению праздника Рождества он совершает службы во всех вверенных ему храмах. А если поставить священников в каждую церковь, то что они будут делать между великими праздниками? Ведь в большинстве храмов службы совершаются далеко не каждый день. Правда, в начале XX века у нас было порядка 40 священников, но тогда и прихожан было больше.
— Епископов тоже не хватает, судя по тому, что вы, митрополит, совмещаете посты управляющего Киотосской и Западно-Японской епархий?
— Среди японцев мало желающих становиться монахами. Они хотят семью. (Смеется.) Быть одному — не в японской традиции. И патриарх Кирилл, когда был здесь, говорил мне, что надо бы побольше монашествующих. Но где их взять? Поэтому на три епархии у нас два управляющих, и мне приходится совмещать. Я вот и преемника себе не могу найти поэтому.
— А если преемником будет кто-то из России?
— В таком случае ЯПЦ потеряет свою автономность. Нет, нужен японец…
— В 2009 году, когда обсуждалась кандидатура нового патриарха, вы стали наиболее вероятным кандидатом, согласно опросу в рунете. Что это было, шутка?
— Думаю, чья-то шутка. Я сказал тогда, что не надо делать развлечение из избрания патриарха. Помню, что я очень нервничал. Господи, спаси и помилуй нас от таких шуток. (Смеется.)
Константин Волков