Гостеприимство Господне

|

Икону «Троица Ветхозаветная» правильнее называть «Гостеприимство Авраама»: на большинстве изображений, кроме знаменитого образа преподобного Андрея Рублева, за Ангелами или внизу стоят Авраам и Сарра.

troica

Однажды к праотцу Аврааму пришли три странника. Патриарх, еще не знавший тайны Троицы, узнал в них Бога и приветствовал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего» (Быт.18:3-5).

Много веков спустя Господь ответит на гостеприимство праведника всему человечеству. Всех Он призывает за Свой стол, на котором хлеб присутствует лишь видимо – на самом деле, Он отдает всем верующим в Него Самого Себя.
DSCF3432

Ирмос девятой песни канона утрени Великого Четверга напоминает об этом Божественном гостеприимстве: «Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на Горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем».

Греческое слово ξενια, переведенное на церковнославянский как «странствие», многозначно: если верить словарю, может пониматься и как угощение для гостя, и как гостеприимство в целом, и как чужбина, и даже как иностранное гражданство. Из контекста кажется очевидным, что имеются в виду именно первые два значения. Однако последние два, думается, тоже упускать не стоит – Сыну Человеческому негде головы приклонить, Царство Его – не от мира сего, вот и ученики Его, посланные Им в мир как агнцы среди волков, тоже: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Скажете – нечем тут наслаждаться, не стоит приплетать этот смысл? Не соглашусь. Бездомье в мире сем дарует истинную свободу, если вместе с ним обретается дорога в Небесное Отечество.

Как короток этот путь и как долог! как прост и как узок! Благое иго Христово – дорога в Царствие Небесное, которое в итоге может быть обретено только в своем сердце.

DSCF3508

Тайная вечеря завершается сильным и глубоким жестом смирения со стороны Спасителя – омовением ног ученикам. Авраам, приглашая странников в дом, говорит: «принесут немного воды, и омоют ноги ваши». Перед нами не гигиеническая процедура, а древний ритуал гостеприимства. Осуществлял его не сам хозяин дома, а раб. Христос – Живой Бог, принявший «рабий зрак» (образ раба), Первый, ставший всем слугой.

В Великий Четверг в некоторых (далеко не во всех) кафедральных соборах совершается Чин омовения ног – архиерейская служба, за которой епископ омывает ноги двенадцати священникам (Патриарх – двенадцати епископам). Архиерей является иконой Христа в своей епархии, и этим ритуалом он демонстрирует свое смирение перед своими подчиненными (в административном смысле) и служение им.

3

Если внимательно прочитать 14 -17 главы Евангелия от Иоанна и сопоставить с уже указанным эпизодом из книги Бытия, в Чине омовении ног можно увидеть дополнительный смысл. Это богослужение напоминает о странничестве Церкви и о том, что у нее всегда есть Дом – Царствие Небесное.

Омыв ноги апостолам, Христос говорит одну из самых проникновенных речей в Евангелии. Заповедь любви, свидетельство о Своем единстве с Отцом, обетование о Святом Духе… Это – та проповедь, с которой чуть позже ученики пойдут по всему миру. Навсегда лишатся отечества земного, навсегда станут чуждыми всему миру, но через то дадут всякому верующему Отечество Небесное.

Короче говоря, этой проповедью и предшествующим омовением ног Христос приглашает апостолов в Свое Царствие – Свой Дом. Каким бы огромным ни было расстояние между ними – они связаны Христом и Его любовью, которую Он, прежде слов, явил делом – рабским служением и после трапезы.

Фото автора с Литургии Великого Четверга в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Чем живет храм святых рядом с метро в память их убийцы Войкова - cвященник Игорь Логунов
В Екатеринбурге прошел Крестный ход от места гибели царской семьи до урочища Ганина Яма
10 слов и выражений, которыми запомнится чемпионат мира по футболу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: