«Грех неведения моего не помяни»
Люди приходят в Церковь разными путями. Но, придя, сталкиваются с одной и той же проблемой. Вера требует осознания и живого молитвенного участия.
Незнание и грех
Христиане исповедуют, что избавление человека от греха лежит в основе спасительной миссии воплотившегося Бога — Иисуса Христа. (Мф. 1, 21, 1; Ин. 2,2, 1 Кор. 15, 3 и др.). Понимая личный грех как поступок, слово, мысль против совести и заповеди Божией, они осознают, что Христос умер и воскрес, чтобы нам «не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 6).
Однако в современном православном церковном обиходе слово «грех» конкретизируется достаточно многообразно:
— как отступление от Бога и Церкви (уклонение в иные веры и конфессии, обращение к гадателям, вера в магию и т.д.);
— как пагубное внутреннее состояние, одержимость страстью (гордость, зависть, уныние, отчаяние, леность и т.д.);
— как нарушение нравственных норм (убийство делом и словом, ненависть, блуд, воровство, обман и т.д.);
— как отсутствие ревности в духовной жизни (редкая исповедь, опущение молитв и чтения Святого Писания, посещения храма, нарушение постов и т.д.).
Интернет-дискуссии, прошедшие недавно, напомнили еще одну, иногда забываемую, сторону этого понятия — грех как незнание собственной веры, как игнорирование учения Церкви. Казалось бы, ничего нового в таком понимании греха нет. Чтение Символа веры входит в чинопоследование исповеди (См. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви ).
Авторитетнейший духовник современной Русской Православной Церкви, приснопамятный архим. Иоанн (Крестянкин) писал в своей, ставшей общеупотребительной, работе «Исповедь по десяти Заповедям Закона Божия»: «Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге?… И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда!»
Однако и Символ веры при исповеди читается крайне редко. Да и в современных пособиях по исповеди незнание веры, как грех, либо вообще не упоминается, либо упоминается вскользь, одной общей фразой. На исповеди прихожанина чаще спросят о числе прочитанных канонов накануне, чем о понимании Символа веры. А если нас попросят его прочитать, кто-то, наверное, еще и обидится.
Если учесть, что внимательная подготовка к Крещению у нас встречается очень нечасто, получается весьма грустная картина: человек вступает в Церковь без оглашения, затем, ощущая внутреннюю потребность, ходит в храм многие годы, может быть, прикладывает какие-то нравственные усилия и старания, но при этом сохраняет очень приблизительные представления о вере. И, как следствие, духовники, особенно в провинции, встречают у людей, даже не один год являющихся постоянными прихожанами, более чем вольные представления о христианской догматике (вплоть до включения в число Лиц Святой Троицы Пресвятой Богородицы, иногда, фактически, монофизитство, неверие в жизнь вечную, жуткие суеверия и т.д.), которые, будучи озвученными, могут «потянуть» на серьезную ересь.
Что может быть следствием незнания веры?
Во-первых, не зная собственную веру, мы сами всегда начнем где-то ошибаться в жизни. Ведь вера определяет наши слова и поступки.
Конечно, знание не может избавить нас от испытаний и ошибок. А вот его отсутствие при прерванности духовной традиции гарантированно приведет к каким-либо искажениям в духовной жизни, к принятию некой, пусть маленькой, лжи о вере (например, начинаем воспринимать обряд не как выражение любви и молитвы к Богу, а как спасительное само по себе действие).
Во-вторых, не зная свою веру, мы никого ей не научим. В жизни человек, не знающий веры, не сможет, вопреки апостольскому слову, «быть готовым всякому, требующему отчета в его уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)
Поэтому наши сетования по поводу ушедших «на страну далече» наших ближних, в том числе, обратим и на собственное незнание.
При появлении некоего «харизматичного», т.е. умеющего влиять на людей, лидера человек, верящий неосознанно, становится довольно легко управляемым. И, несмотря на многолетний опыт церковной жизни, он легко может пополнить отряд сектантов или раскольников (руководимый людьми, догматику подчас знающими и сознательно ее исказившими), что мы в жизни иногда и видим.
И еще об одном распространенном заблуждении. Многим, оказывается, трудно выделить основы веры, отделить главное от производного и второстепенного. Скажем, информация об антихристе является, безусловно, второстепенной по отношению к рассказу о Христе. Чинопоследование Таинства – производное от его смысла и значения. И т.д. Если этого не понимать, то легко впасть в расколы или просто крупные заблуждения.
С другой стороны, понятно, что догматические тонкости – дело сложное и исповедь не может стать экзаменом по догматике. Вопрос в том, где та золотая середина, ниже которой незнание своей веры фактически отторгает человека от Церкви?
Вопрос этот, в принципе, прост. Именно для этого у нас есть Символ веры. Знаем его, осознаем каждое слово, понимаем связь его с нашим спасением и при этом верим в Живого Бога, а не просто в спасительность и правильность написанного – значит, мы, по крайней мере, единодушны в вере с Церковью. Это не делает нас праведными. Но, в сочетании с принятием Таинств и старанием жить по вере, делает нас христианами. Пусть пока и немощными и грешными… Но христианами, а не просто — «во что-то» верящими.
Что делать?
Теперь вопрос – что же делать? Ведь нормальным незнание основ веры назвать нельзя.
Думаю, прежде всего, нужно активнее говорить о том, что незнание своей веры – это не просто недостаток, а именно грех. Грех больший, чем невычитка положенных канонов, съедание рыбки в пост или одевание женщинами брюк вместо юбок. И нам предстоит не просто каяться на словах в нежелании понять основы собственной веры, но и исправлять нашу лень и незнание. Но упорное игнорирование и нежелание, наверное, должно уже привести и к епитимии… Тут духовникам виднее.
«Очень важно организовать обучение мирян» — сказал Святейший Патриарх Кирилл на недавней встрече с духовенством Тульской епархии. Понятно, что посадить значительное число всероссийской паствы за парту не удастся. Но человеку желающему надо дать возможность изучить вероучение при храме или самостоятельно.
Неплохо было бы в каждом храме иметь запас брошюрок с кратким объяснением Символа веры и объяснением основных истин христианской веры, раздавая эти брошюрки при необходимости крещающимся и исповедующимся.
А еще хорошо бы иметь листочки-путеводители по выходящей литературе, чтобы помочь людям разобраться – для чего и какая книга нужна.
Книг, конечно, выходит много. Желательно бы в каждом храме иметь в продаже качественные книги по воцерковлению (типа «Книги о Церкви» свящщ. М.Дудко и А.Лоргуса).
Может быть, в некоторых больших приходах, или в одном приходе на не очень большой город (а в большом городе больше, по возможности) надо обязательно проводить катехизаторские курсы. Это, кстати, поможет и просвещать мирян, и готовить преподавателей для предмета ОПК, для воскресных школ.
Большим источником вероучительных знаний является Богослужение. На самом деле, неделя за неделей сознательно участвуя в нем (а не просто выстаивая), можно довольно быстро освоить часть курса догматики. Увы, понять богослужебные тексты со слуха бывает не так просто….
Известно правило – в духовной жизни нельзя останавливаться – иначе откатишься назад. Так же и с познанием веры, познанием Бога. Если приложим старания – не будем постыжены в наших упованиях.