«Грустное лицо комедии» – так называется автобиографическая книга Эльдара Рязанова, написанная им в период своей творческой зрелости, изданная «Молодой Гвардией» в 1977 году. Для нас он и есть ее лицо.

Грустное, но не унылое; грустное не напоказ, но и не прячущееся за маской Арлекина; грустное от острого и глубокого сопереживания человеческому страданию.

Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

Парадоксально, однако, от его фильмов остается такое впечатление, что именно эта отзывчивость и сострадание, именно органическое неприятие им пошлости и подлости, его способность болеть душой и отвергать гнилое и гнусное – именно это и вдохновляло его на создание радостных, искренне веселых, жизнеутверждающих фильмов.

Его отзывчивость на боль, его способность понимать людей, чувствовать их, переживать за общество в целом и за каждого человека в отдельности, в сочетании с многогранной одаренностью, вызывали к жизни произведения, которые продолжают оставаться проводниками человечности Автора – это его материализованные чувства, догадки, понимания, которые словами-то и не изложить…

Любой вид искусства – это особый язык, форма воплощения таких мыслей и чувств, которые иными способами не передаются. Киноискусство было для него тем самым языком, на котором он разговаривал со всеми нами, языком, которым он, в какой-то мере, познавал свой внутренний мир.

Чего не выразить словами, он высказывал посредством игры актеров, лучше сказать, жизнью своих персонажей, говорящих такими чудесно «найденными» естественными интонациями, и в этой простоте раскрывающими навстречу себе души зрителей. Да и не только интонациями, но и взглядами, передающими то, что чего не передать речью. А музыка в его фильмах, а поэзия?..

Как это он всё время проходил словно по лезвию бритвы, говоря о морали без морализаторства, тревожа чувства, избегая слащавости, затрагивая тему язв общества, не переходя в пафосное обличительство, показывая страшное, но не запугивая?

Его человечность очень сильная. Бывает ведь и слабая человечность. Когда человек способен сострадать, понимать, даже на деле постарается кому-то помочь, если это не слишком обременительно. Но не более того. Случись ситуация, требующая мужественного отстаивания убеждений, или честного обозначения своей позиции – и он уже стух. А вот покойный производил впечатление богатыря – доброго, веселого и мудрого, но с которым не забалуешь, и которого не купишь и не заставишь служить против его совести.

Кстати, в вышеупомянутой книге он делился своими переживаниями о «ретушировании» действительности в советском документальном кино, из которого он пришел в игровое (кстати, документалистика была для него хорошей школой), о том, какие препятствия ему приходилось преодолевать уже на новом поприще и с какими потерями, но не идти на сделку с совестью.

Если подумать, то лишь один его фильм «свободен» от социально-нравственной проблематики – это «Итальянцы»: зарубежная сторона попросту кастрировала сценарий, который задумывался Рязановым как психосоциальная драма, аналогично другим его лучшим комедиям.

Вспоминаешь его – и чувство такое, что наш мир покинул, конечно, веселый, да, жизнерадостный, но в первую очередь очень-очень добрый и сильный человек. И очень мудрый, который, без претензии на какую-либо «духовность», давным-давно сочинил прекрасное стихотворение о смиренной благодарности:

Смену лет, закаты и восходы,
и любви последней благодать,
как и дату своего ухода,
надо благодарно принимать.


Читайте также:

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: