Главная Человек Психология

«Хочу, чтобы ребенок был лидером и его все любили». Почему так не бывает

20 вопросов о школьном лидерстве
Фото: freepik.com
Что надо знать родителям, если их ребенок растет лидером? Участвует в олимпиадах, хочет стать старостой, записывается сразу на несколько кружков. Вместе с психологом Катериной Деминой и психиатром Юлией Строговой отвечаем на 20 главных вопросов о лидерстве. 

10 вопросов о плюсах и минусах школьного лидерства

Психолог Катерина Демина объясняет, почему одни дети рождаются лидерами, а другим навязывают эту роль.

Кто такой лидер?

— Лидер — это тот, кто в состоянии либо сам ставить цели для группы, либо реализовывать цели, полученные извне. Как матерью становится женщина, у которой есть ребенок, так лидер — это человек, у которого есть команда, они взаимозависимы. 

Лидер планирует деятельность группы, назначает остальных участников на какие-то позиции. «Ты, Петя, понесешь ведро, а ты, Маша, будешь впередсмотрящей, а те, которые сзади, не отставайте, идем в ногу, скоро привал», — проще всего представить себе группу в походе. Класс обычно не является такой группой, потому что лидер там — учитель. Но если учитель слабый, то кому-то из детей приходится брать лидерские функции на себя, как в многодетной семье. Если, допустим, нет отца, а есть усталая измотанная мать, то кому-нибудь из старших приходится брать на себя роль лидера.

Катерина Демина. Фото: Софья Пугачева

Почему одни дети хотят быть лидерами, а другие нет?

— Вопрос о том, какую внутреннюю потребность в этот момент реализует человек. Один становится лидером, потому что, как ему кажется, это безопасно.

Другой — потому что почетно. Третий — потому что вокруг царит неразбериха, он ощущает тревогу и хочет навести порядок, чтобы все было четко — как у него в голове. Четвертый — вынужденно, как у Терри Пратчетта в книге «Народ, или Когда-то мы были дельфинами» — там описан постапокалиптический мир после цунами, где лидером становится 13-летний мальчик, потому что никто из взрослых с этой ролью не справляется.

Кто-то становится лидером из нарциссических побуждений. «Я могу быть только первым или никаким, мне невыносимо быть в подчинении». Есть харизматичные лидеры: в каждом классе найдется какой-нибудь сильный, красивый, умный, мальчик, который улыбнется — и люди готовы на все.

Есть садистические лидеры, которые заставляют вас подчиняться силой. И наконец, есть те, кого навязывает сверху, например, учитель. Этому человеку не позавидуешь.

Можно ли родиться лидером?

— Есть люди, которые рождаются лидерами. И очень грустное зрелище, если человек в себе этого не принимает или его очень сильно гнобят за это в семье. Бывает, что родители не поддерживают, а наоборот, нарциссически конкурируют с таким ребенком и всячески его гасят.

Но и воспитать в себе лидера, наверное, можно. Вопрос — зачем.

Если это работает на вашу задачу, окей. Вообще, лидер — это же про работу. Лидер нужен только там, где есть рабочая группа, имеющая общую цель. А больше он не нужен нигде.

Ребенок и с родителями пытается вести себя как лидер. Почему так происходит?

— Мне кажется, что вы описываете ситуацию, где ребенок начинает поигрывать мускулами, пытаясь навязать свою волю. Я думаю, это происходит, когда в семье есть кризис власти. Такое возможно, когда между родителями нет согласия и образуется некий вакуум. Поэтому очень важно, чтобы родители были парой, и тогда власть будет у них. Ребенку же, независимо от возраста, в семье отведено определенное место. И это место не на троне, а у подножия трона. Да, ты наш любимый, но ты наш ребенок, поэтому будет так, как мы говорим.

А когда ребенок становится начальником в семье, это очень плохой и болезненный расклад. Если бы ко мне пришли с такой проблемой, я бы начала разбираться, что в этой семье реально происходит. Обычно ребенок пытается нам таким образом сообщить, что где-то ему небезопасно. Потому что иначе зачем ему власть? Это бремя по доброй воле никто на себя не взвалит. Либо это компенсация своей тревоги, боли, хаоса, которые ты хоть как-то пытаешься устранить: «Я должен все исправить». Но в более или менее нормальной ситуации ты устранишь — и уходишь.

Какие плюсы есть у лидера в классе?

Лидер не равно успех. Лидер не равно привилегии. Лидер не равно будущее благополучие. И тем более, это не равно счастье. Просто в какой-то момент присущие тебе качества оказались в нужном месте и в нужное время. И в этот момент ты становишься лидером. В другой момент эти качества будут неприемлемы, даже вредны.

Представьте себе, что есть отличница — послушная, с хорошей памятью, аккуратная, пунктуальная, с определенным авторитетом в классе. Учительница делает ее старостой. Успех? Вроде да. Но что это значит для девочки? Дополнительная нагрузка, никаких рычагов воздействия. Фактически ее противопоставляют коллективу, потому что она должна следить за посещаемостью, и она отвечает перед учителем. А плюшки-то в чем?

Фото: freepik.com

Бывает лидер-герой, который жертвует собой, бывает лидер-эстет, бывает лидер-шут, над которым весь класс охотно смеется. Ключевая характеристика — не жизненный успех, а то, что за ним идут. Почему? Вот тут можно долго разбираться. Но интерес, внимание, любовь и поклонение этому сопутствуют далеко не всегда.

Плюшки обычно бывают в том случае, когда лидерство кем-то спонсировано. У лидера класса будут какие-то бонусы от школы. Возможно, баллы за общественную работу при поступлении. Если ты руководитель какой-нибудь рабочей группы, то это тебе буквально плюс в карму. Но в чем будет личное, внутреннее удовлетворение такого ребенка? Я думаю, в ощущении, что его идеи реализуются. Я собрал команду, я придумал игру — и все в нее играют, все довольны. И мне это в кайф. В этом месте я — лидер. А в другом — возможно, вообще никто. Для разных задач нужны разные лидеры. 

Плохо, когда ребенок застревает везде в одной и той же роли, но тогда мы можем помочь ему найти и другую группу. Например, здесь ты сидишь молча в уголочке, а в другой группе твои уникальные свойства пригодятся.

Кто может помочь ребенку реализоваться в роли лидера?

— Родители, классные руководители, да хоть соседка по квартире, к которой девочка заходит за ключом. Любой взрослый, с которым доверительные отношения, если вдруг увидит у ребенка предпосылки к лидерству, может попытаться помочь ему это реализовать. 

Если ребенок жалуется, что его никто не слушает, с ним в коллективе никто не считается, то надо помочь ему понять, что происходит. И тогда, может быть, изменится его роль в команде.

Недавно я наблюдала такой случай. Есть группа шесть-семь человек от трех до десяти лет. И одна девочка требует, чтобы все ее слушались. В группе добрые дети, они ее не травят, просто не обращают внимания. И она в ярости. А почему они ее не слушают? Потому что она не учитывает потребность группы, не может охватить всех и создать общее движение. 

И вот тут вопрос — а кто внушил этой девочке уверенность, что она может и должна лидировать? Это сделали в семье. Родителям показалось, что так правильно. Они говорят дочке: «Ты — круче всех». И с этим она пришла к другим детям, в случайную группу, где ничего не знают про то, что она уникальная. Они только видят, что она со всеми ссорится, плохо ловит мяч и все время требует внимания. Поэтому ее отодвигают. То есть родители вместо того, чтобы научить ее быть с другими детьми, напитали своими родительскими фантазиями. 

Ребенок и в старосты хочет, и в олимпиадах участвует. И получается — «драмкружок, кружок по фото»…

— Сильный ребенок попал в подходящую среду. Если он стремится повсюду участвовать и быть первым, я как педагог задумалась бы, достаточно ли сильная школа. Возможно, она ему просто мала, поэтому остаются силы на драмкружок, кружок по фото. 

В начальной школе это нормально, потому что нагрузка маленькая, после уроков у ребенка еще энергии до неба. Но если это продолжается после пятого класса, то, скорее всего, школа не тянет.

Фото: freepik.com

Можно ли сказать, что среди мальчиков больше лидеров, чем среди девочек?

— В начальной школе лидеры — обычно девочки, потому что они развиваются быстрее и обгоняют мальчиков. Но при этом они осторожнее. У мальчиков позже созревает префронтальная кора, которая отвечает за принятие решений и контроль эмоций. И эта незрелость коры начинает играть как бы за лидерство, потому что еще лидер — это тот, кто самоотверженный и не всегда планирует последствия своих поступков. 

Лидер может быть хорошим исполнителем?

— А зачем ему это? Это не его роль. Лидер — это роль. Я знаю много историй про то, как папа на работе лидер и всех ведет вперед, а потом приходит домой, надевает тапочки и дальше всем руководит мама, потому что он, наконец-то, может расслабиться. Дети вообще могут очень долго не знать, что их папа — лидер, вплоть до подросткового возраста.

Ребенку удалось завладеть всеобщим вниманием, ему льстят. Должны ли родители его как-то предостеречь?

— Если он завладел всеобщим вниманием, то значит, у него все-таки есть лидерские качества. Если кто-то хочет обратить на себя его внимание, а кто-то ведет себя подобострастно, а кто-то втайне завидует, то это нормально. Он находится в среде, где у него есть власть. Возможно, она ему не по силам, но как тут помогут предостережения? И что с ними можно сделать? Он все равно такой, какой он есть, и лидером он быть не перестанет.

Но у меня встречный вопрос: а откуда родители узнали, что с их ребенком окружающие неискренни? Об этом рассказал классный руководитель? Тут я сразу подозреваю некую нездоровую динамику — например, что этому сильному ребенку завидуют родители других детей, да и сам классный руководитель. Иными словами, атмосферу недоброжелательства создают именно взрослые. Ситуация потенциально травматичная, которая может сломать. Но и такое в жизни бывает.

Вообще, школа нам дана для того, чтобы отрабатывать разные модели поведения, тренироваться. Есть вещи, которые мы должны тренировать вовремя, в нужные моменты, и пропущенный этап не наверстать.

Вот почему с детства надо быть в группе сверстников. Другое дело, что эта группа должна быть оформлена взрослыми по здоровому варианту, это должна быть именно продуктивная, здоровая группа, и взрослые должны за этим следить. 

10 вопросов о том, как стать лидером 

Психиатр Юлия Строгова рассказывает, как развивать в ребенке лидерские качества, учить договариваться с другими детьми, проигрывать и переживать неудачи.

Как определить, что ребенок склонен к лидерству? 

— Лидер побуждает группу людей работать вместе для достижения цели, вдохновляя, мотивируя, направляя их к успеху. Когда родители говорят о лидерских качествах, они чаще имеют в виду что-то позитивное, хорошее, активное, умение придумывать новые идеи, занятия. Но на самом деле лидерство — это и способность принимать ответственность за группу, и поддерживать слабых, и находить подход к каждому члену команды.  

И если мы говорим о том, что родители хотят видеть своих детей лидерами, то, возможно, не все понимают, что лидер — это не только успех и победа, но и ответственность за проигрыш. Капитан команды — это всегда много тревоги, много эмоций. 

Есть интересная книга — «Лидеры едят последними» Саймона Синека. Вся суть в этой фразе. Лидер — не обязательно самый сильный и самый ловкий, но это тот, кто позаботился обо всех остальных, и поэтому ему доверяют. Если он скажет, что сегодня нам предстоит сложное дело, за ним пойдут не потому, что у него командный голос «эге-гей, всем слушать сюда!» — а потому что знают: с ним не пропадешь.

Юлия Строгова. Фото: t.me/strogovapsy

Но отсюда еще одна важная черта лидера: чтобы заботиться о других, он должен знать свои границы: «Ребят, я устал, я не могу, а иначе я сорвусь». В принципе, лидерские качества — это просто здоровые качества человека, ребенка, который растет, зная, что и у него, и у других есть эмоции, которые нужно учитывать.

Важное свойство лидера — забота об отстающих, о слабых. Скажем, пришел в класс новенький, и учитель поручает ребенку, у которого в классе есть бесспорный авторитет, заботу о нем, пока тот не освоится.

Что можно посоветовать родителям, которые хотят развивать в ребенке лидерские качества?

— О лидерстве большинство родителей начинают задумываться, когда ребенок в школе. И тут же начинают с претензий. «А почему не ты, а Вася, — капитан команды по волейболу?» — «В смысле?! Вася занимается волейболом с 1-го класса, а вы меня так и не отдали в секцию». Или как в том анекдоте, когда после новости, что пятеро пацанов выиграли $18,2 млн на чемпионате мира по Dota2, папа говорит сыну: «Ну что ты все за уроками сидишь, пошел бы в компьютер поиграл!»

Как только мы видим интерес ребенка, мы можем его подкреплять или как минимум обсуждать. Почему именно это? А давай попробуем вот так? Вместо этого на него рявкнут, а когда ему стукнет 15 лет, будут удивляться, почему он такой безынициативный.  

Паттерны поведения закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок примеряет на себя разные социальные роли, не боясь последствий.

Например, он шалун и непоседа, хватает чужую машинку, а мама его ударяет по рукам: «Отдай! Не твое!» Он делает вывод, что чужое трогать нельзя, даже если очень хочется. Но есть и другой путь: «Ты хочешь эту машинку? Пойдем поменяемся с мальчиком, предложим ему пока поиграть с твоей». Они поменялись, потом подружились и стали играть вместе. Вместо опыта конфликта ребенок получает навык договариваться. Важное качество, без которого лидерства не бывает. 

А вот как можно работать с конфликтом дома. Маша взяла мамины заколки или губную помаду, ей сказали: «Не смей трогать косметику». Ребенок больше не трогает мамины вещи или (скорее всего) делает это потихоньку. Но есть другой вариант: «Я вижу, что тебе нравится моя косметика. Давай купим тебе твой собственный простенький набор, много чистых кисточек, и ты попытаешься для начала сделать макияж кукле». Маша чаще приводит девочек, подкреплённая маминым поведением, потом больше пробует, мама помогает в неудачах и Маша также ведёт себя с другими. Это в будущем поможет Маше стать лидером.

И есть еще одно важное качество для лидера: уметь делегировать свои предводительские функции. Родители должны объяснить ребенку, что не случится ничего страшного, если он даст порулить кому-то другому. Если не делегировать полномочия и все время все брать на себя, то рано или поздно сорвешься, начнется депрессия, возникнет синдром самозванца: «Я никто, я недостоин, я ничего не умею». 

Где лидеру искать команду?

— Скорее всего, у ребенка есть одноклассники, соседи по двору или компания родственников. И мы видим, что каждый раз, когда они собираются, один предложил, другой предложил — и в итоге все пошли за кем-то. Часто это друзья по интересам из кружка или секции.

Главное, чтобы было время и пространство для самостоятельного взаимодействия. Если вы за пять минут до урока привели ребенка за ручку к школе, потом так же забрали, у него не будет достаточно времени, чтобы учиться взаимодействовать в свободном поле. Переменки для этого может быть недостаточно. 

Фото: freepik.com

Очень ярко это происходит в летних лагерях, где ребенок находится в команде 24 на 7. Для тех, кто хочет попробовать этот формат, есть городские лагеря дневного пребывания. Там больше свободного времени, больше командных игр, чем в школе. Они дают навык выстраивания коммуникации и возможность каждому попробовать себя в роли лидера. Практика возможна только в обществе.

Соцсети и чаты — тоже пространство для лидерства?

— Дети приобретают лидерские навыки задолго до того, как они научились как следует писать. Онлайн общение не закрывает всех потребностей человека, хотя сейчас и весьма распространено. Я знаю людей, которые в онлайн-общении очень активны, но при живом общении испытывают тревогу. Соцсети не заменят офлайнового общения, все начинается с него. А дальше, при обсуждении общих планов, можно уже переходить в чат. 

Всегда ли лидер должен сам предлагать активность? Или достаточно того, что ему хотят подражать?

— Лидер не обязательно массовик-затейник. Другой ребенок может придумать игру, а лидер организовать всех желающих, чтобы играть вместе. Вообще в группе часто видим распределение ролей, и вполне может быть отдельный генератор идей. 

Зачастую бывает так, что кто-то нерешительный придумает игру, но не может убедить всех в нее играть. Тогда лидер говорит: «О, классная идея, берем! Все слушайте Мишу, он нам расскажет правила». И через полчаса все поняли, что игра вправду отличная. 

Фото: freepik.com

Насколько лидер должен предлагать алгоритм действий? 

— Не во всех задачах у нас много подпунктов. Если ребята взяли мяч и пошли играть, то тут нет никакого алгоритма. Но да, у предводителя есть организующая функция. Другое дело, что и ее он может делегировать, если знает, что кто-то умеет хорошо выстраивать последовательность действий, и точно знает, что сначала, что потом. 

Вообще он необязательно должен уметь делать то, что предлагает делать другим. Вот, например, сидит в уголке мальчик Петя. Он тихий и неприметный, но умеет играть в крутую настолку. И через 10 минут все поняли, что Петя-то крут, даром что тихий и в уголке сидит. Значит, сегодня он — за главного. 

Важно ли для лидера найти ролевую модель? Или есть папа с мамой — и этого достаточно?

— Конечно, ближайший пример — это твои папа с мамой или кто-то из семьи. Тот, кто у ребенка постоянно перед глазами, с кем есть живое общение, обмен. Не думаю, что для него будет релевантен пример, скажем, Гарри Поттера. Тяжело перенести ситуацию из литературного произведения в жизнь. 

Стоит ли родителю где-то ограничивать лидерские качества ребенка, когда он хочет успеть сразу на все кружки и секции? 

— Во-первых, есть естественные ограничения. Везде успеть невозможно, в сутках 24 часа, и мы выстраиваем расписание, чтобы было время на сон, школу, уроки, прогулки и помощь по дому. А дальше смотрим, сколько часов остается для дополнительных задач. В рамках этого свободного времени мы должны предоставить ребенку вариативность, чтобы он мог один род занятий менять на другой. 

Не надо навязывать ребенку активность только потому, что вам кажется, что на нее бросили много сил и в ней ожидается успех.

«Ты два года проучился в музыкальной школе и теперь обязан ее окончить». Не хочет музыку — пусть идет на конный спорт. Закончился абонемент — пошли заниматься фотографией. Не вижу проблемы. 

Взвалил на себя задачу не по силам: взялся собрать деньги с класса — не справился. Родители говорят: «Не смей больше брать на себя финансовую ответственность».

— Прекрасный пример того, как говорить не надо. Акцент следует делать не на том, чтобы отвратить от дальнейшего решения подобных задач («больше никогда»), а на том, почему в данном случае не получилось и как нужно действовать в следующий раз. Тщательнее вести список, договариваться с кем-то ненадежным «пусть твоя мама передаст деньги моей маме» и так далее. 

Надо сказать, что вы огорчены этой ситуацией, вам тяжело возмещать деньги из своего кармана, и раз уж это случилось, то ребенок тоже несет свою долю ответственности — например, лишится на какое-то время карманных денег, не пойдет в кино. А дальше он сам сделает выводы на будущее, нужно ему брать на себя материальные обязательства или нет. 

В чем сложность роли лидера, ее уязвимость?

— Я бы говорила не про уязвимость, а про то, что родителям надо учитывать. 

  1. Надо уметь проигрывать, не грызя при этом ни себя, ни других. Мой собственный ребенок однажды оказался капитаном в командной викторине наподобие «Что? Где? Когда?» Его команда проиграла. Я ужасно переживала за него, но он сказал: «Мама, это же просто игра. Победим в следующий раз». 
  2. Принятие собственных границ, когда лидер говорит себе: «Я устал, мне трудно, сегодня я не вывожу». 
  3. Умение делегировать ответственность и понимать, что лидерство — это не про власть, которой ты не хочешь делиться, а про авторитет, когда ты первый среди равных, что позволяет тебе распределять роли в группе. 
  4. Готовность защищать слабых и даже жертвовать чем-то ради других членов команды.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.