«Хочу, чтобы ученики чувствовали себя частью мира». Учитель географии — не только о ЕГЭ и олимпиадах
Учебники по географии можно переписывать каждый месяц
— Какой вопрос от ученика за все годы вашей работы вас удивил больше всего?
— Обычно ребята спрашивают что-то стандартное, вроде «А зачем нам это?» или «Где это пригодится?». Но однажды в десятом классе у нас была тема о формировании общества и его влиянии на окружающую среду. Мы говорили об ойкумене — это территория, освоенная человеком, и о том, как она расширялась со временем: от присваивающего хозяйства, когда человек брал все, что давала природа, до производящего, индустриального и постиндустриального этапов.
И вот один ученик вдруг спросил: «Лариса Васильевна, а вы бы хотели жить в первобытном строе?» На уроке повисла пауза, все притихли, а я подумала: «Вот это вопрос!» Я ответила, что искренне восхищаюсь историей развития человеческого общества, но все же не хотела бы ходить в шкурах и жить в пещере. Мне кажется, я живу в замечательное время. Да, оно сложное: на наше поколение выпало много перемен — и 90-е, и распад Советского Союза. Я родилась в СССР, и потом все вокруг изменилось. Сейчас тоже непросто, но мне повезло: время интересное, насыщенное.
Хотя, признаюсь, иногда мне нравятся XVIII–XIX века — все это великолепие, платья… Но, вспоминая свое крестьянское происхождение, думаю, что все-таки мне досталось хорошее, живое время.

Лариса Пацукова
— Если говорить о сегодняшнем времени — в чем специфика географических сдвигов сейчас?
— Сейчас у многих людей есть ошибочное представление: мол, планета уже вся изучена. Кажется, что география — это что-то простое, неактуальное, ведь есть навигатор, спутники, карты, но на самом деле это не так.
Я всегда говорю ученикам, особенно старшеклассникам, что география — это современная, живая наука. Знаете, Мировой океан изучен всего на 5%! Это значит, что впереди — огромное поле для открытий.
Современная география не просто описывает, а прогнозирует. Ее главная задача — обеспечение безопасности человека и понимание целостной картины мира. Из всех предметов именно география формирует у школьников это целостное мировидение.
— Получается, география дает понимание взаимосвязей в мире?
— Именно так. География объединяет знания о природе, экономике, человеке, культуре. Она охватывает огромное количество направлений: гидрология, геоморфология, геодезия, климатология, метеорология, спелеология, почвоведение и многие другие.

А есть ведь и современные отрасли — экономическая география, социальная, политическая, медицинская. Например, медицинская география изучает закономерности распространения заболеваний — как природные, так и социально-экономические. Это все очень актуально, особенно сегодня. География развивается стремительно, и за ней просто не успеваешь — учебники можно переписывать каждый месяц, особенно по экономической части.
Жара, песок, никаких ориентиров — почему важно уметь читать карту
— Как тогда подавать ученикам актуальную информацию, если все меняется так быстро?
— Это непросто. Даже учебники, изданные в 2024 году, уже содержат устаревшие цифры. Экспертиза, печать — все это занимает время. Поэтому я всегда объясняю детям, что важно уметь искать свежие данные и проверять источники.
Мы используем интернет, но только безопасный. Я учу ребят не верить первой ссылке из поисковика. Лучше обращаться к официальным источникам: сайтам комитетов по статистике, администраций, РАН, метеорологических служб.

Например, когда мы изучаем тему населения, пользуемся сайтом «Демоскоп». Там есть счетчик населения — прямо на глазах бегут цифры. В начале урока записываем одно значение, в конце — другое. За это время кто-то родился, кто-то умер, и это наглядно показывает динамику. Конечно, данные усредненные, но они достоверны.
А когда изучаем погоду и климат, заходим на сайт Gismeteo. Там можно посмотреть реальные данные за день — температуру, давление, направление ветра. Потом мы выходим во двор школы, берем барометр, датчики, и сверяем свои наблюдения с официальными. Это практическая работа, и детям это очень нравится.
— А какие навыки, которые дети получают на уроках географии, вы считаете самыми важными для современных школьников, независимо от их будущей профессии?
— Умение читать карты. Сейчас у всех телефоны, навигаторы, но техника может подвести: разрядился телефон — и все. А карта на бумаге — надежна всегда.
Я всегда советую брать с собой атлас, если отправляетесь в путешествие. Например, я в прошлом году наконец осуществила мечту — побывала в Астраханской области, в пустыне, у бархана Большой Брат. Мы ехали на полноприводной машине, и в какой-то момент связь полностью пропала. Вокруг — жара, песок, никаких ориентиров. И вот тогда я особенно поняла, как важно уметь читать карту.
Кроме того, география развивает аналитическое мышление. Ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи, видеть взаимосвязь явлений. Это, пожалуй, самое сильное качество нашего предмета.

— Почему именно география, на ваш взгляд, лучше других развивает это умение?
— Потому что природа — это сложная, взаимосвязанная система. Все влияет на все. Мы изучаем рельеф — значит, должны понять тектоническое строение Земли, узнать, почему здесь горы, а здесь равнины. Потом климат, потом население, потом хозяйственная деятельность. Каждое следствие вытекает из предыдущего.
Например, в Тульской области на сравнительно небольшой территории сосуществуют сразу три природные зоны: от смешанных и широколиственных лесов до степи. Почему так? Потому что здесь пересекаются климатические и ландшафтные особенности. Вот она — живая взаимосвязь природы, климата и человека.
Именно этому география учит — видеть мир целостно, анализировать и прогнозировать. А это навык, который пригодится в любой профессии и вообще в жизни.
Однажды мой ученик выбросил свидетельство о рождении
— Вы говорили, что важно уметь работать с картами. А ведь вы часто путешествуете с вашими учениками. Расскажите, как это все организовано и как проходят такие поездки.
— Прежде чем куда-то везти детей, я обязательно еду туда сама. Никогда не повезу ребят в место, где не была лично. Сначала изучаю маршрут — с друзьями, семьей или одна, смотрю, что можно показать детям, какие объекты подойдут для экскурсии. Только после этого выношу предложение родителям.
Без согласия родителей, конечно, никуда — и не только из-за разрешений, но и по финансовым причинам. Когда родители поддерживают идею, я всегда это очень ценю. Это те самые родители, которые действительно заинтересованы в развитии своих детей.

Я работала в разных школах и вижу, как выросло благосостояние наших семей. Сейчас путешествия стали доступнее, и это здорово. Но еще в те времена, когда родители жили скромно, они все равно готовы были сделать все, лишь бы ребенок поехал. Для семьи поездка стоит дороже, а когда едет детская группа — уже по силам.
Я никогда не езжу одна — всегда со мной кто-то из коллег. Это важно: можно подстраховать друг друга, если что-то случится. Все-таки мы с детьми, ответственность большая.
— Какое самое большое количество детей вы возили?
— Пятьдесят. Это стандартный автобус — например, если едем в Москву, Рязань, Калугу. А если дальние поездки — были Швеция, Финляндия, Карелия, Калининград, Санкт-Петербург, Екатеринбург, даже до Урала добрались. В Петербурге я была с детьми уже двенадцать раз!
У нас в школе есть географический клуб «Глобус». Ему больше двадцати лет. Я перенесла его идею, когда сменила школу, и продолжаем работать.

Мы планируем маршруты, выбираем интересные точки — музеи, природные объекты, памятные места. Стараюсь, чтобы программа была разноплановой: ведь дети разные, интересы разные. Обязательно есть духовные и светские объекты, исторические и, конечно же, географические.
Например, в Екатеринбурге первое, куда мы поехали, — это место, где проходит граница Европы и Азии. Для ребят это было целое событие: стоять правой ногой в Европе, левой — в Азии, сделать фото на фоне линии раздела. Это очень символично и по-географически знаково.
А еще весной мы ездили в Беларусь — цель была посетить Брестскую крепость. Мне хотелось показать детям, откуда начиналась Великая Отечественная война.
Мы посетили и Хатынь. Это место, которое невозможно забыть. Когда десятиклассники, особенно мальчишки, плачут в Хатыни — это дорогого стоит. Мы готовимся к таким поездкам серьезно: берем белые рубашки, гвоздики, игрушки, чтобы возложить их к памятным местам. Это всегда сильные, эмоциональные моменты.

— Сколько обычно длится путешествие?
— Опыт показал: оптимально пять дней — два в дороге и три на месте. Например, до Екатеринбурга мы ехали 32 часа поездом. Но ребята не уставали: прокладывали маршрут по карте, отмечали станции, выходили сфотографироваться, пели под гитару. Почти весь вагон был наш — атмосфера была замечательная.
— Учеников какого возраста вы обычно берете?
— В основном это 7–10-е классы, особенно «Сириус-классы». Когда я была классным руководителем десятого, мы вместе ездили в Екатеринбург и Беларусь.
— Бывали забавные или неожиданные случаи в поездках?
— Конечно! Без этого никуда. В Екатеринбурге, например, один мальчик выбросил свое свидетельство о рождении вместе с пакетом от продуктов. Представляете? К счастью, у меня всегда есть копии всех документов. Мы быстро все уладили, но в тот момент, признаюсь, спина была мокрая от волнения!
А однажды ученик забыл телефон в карманчике кресла самолета — и телефон улетел… в Китай. Самолет просто летел туда следующим рейсом. Позже нам позвонил человек, нашедший телефон. Таких историй за годы накопилось много.
Я всегда говорю детям: безвыходных положений не бывает. Это мой девиз по жизни. И еще один — «Не умею? Научусь». Эти фразы со мной с юности и помогают до сих пор.

— Куда мечтаете свозить детей, что еще им точно надо было бы увидеть?
— Если бы я могла поехать с детьми в любую точку мира, я выбрала бы Антарктиду. Ее белизна, полярный день и ночь, удивительные пейзажи и пингвины притягивают. Антарктида — своего рода «территория мира», научный центр, уникальная станция «Восток», где фиксируются мировые рекорды. Путешествие туда позволит детям увидеть, как изучается климат, как устроена наша планета.
Путешествия помогают и в подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по географии. География — это наука, которую нельзя изучить только по учебнику. Нужно видеть, анализировать, сопоставлять, исследовать.
Я прошу детей нарисовать образ России
— Как проходят ваши уроки?
— Первый урок географии о России я начинаю со стихотворения Есенина «Гой ты, Русь моя родная». Когда в мой класс приходят новые дети, особенно 8 классы, многие из них никогда раньше не учились у меня, они садятся, смотрят на меня, а я начинаю читать стихотворение. Иногда кто-то улыбается, кто-то наблюдает настороженно, а кто-то просто открывает глаза, словно пытаясь понять, что происходит. Некоторые дети вообще не понимают, зачем это.
После стихотворения я даю первое задание — нарисовать образ России. И знаете, что удивительно? Работы получаются потрясающими. Я не обязываю детей ничем, просто предлагаю. Обычно говорю: «Не подписывайте рисунок, потому что даже если вы изобразите карту, ваш образ России все равно будет понятен».

Дети ассоциируют Россию с разными вещами: кто-то говорит «с большой душой», кто-то — «с улыбкой». И я спрашиваю: «А как вы это нарисуете?» Они создают удивительные работы: улыбающиеся карты, родные дома, деревья, облака, белогривые лошадки, матрешки, медведи, балалайки, Кремль, шапки, валенки.
Я принимаю любые рисунки, потому что каждый ребенок уникален. Когда дети сдают работы, я устраиваю конкурс: голосует вся школа, а лучшие работы награждаются маленькими подарками или глобусами.
На первом уроке я даю еще одно задание — мини-сочинение «Что я знаю о России». Дети пишут свои мысли за 7–10 минут. В конце года мы повторяем это задание и сравниваем, как изменились их представления. Восьмиклассники начинают с простого, а через год их сочинения становятся более развернутыми. Это показывает, как они узнают и начинают любить свою Родину.
Я считаю, что уроки географии важны не только для передачи знаний, но и для воспитания личности. На каждом уроке я стараюсь показать детям, что представляет собой наша страна: ее природу, культуру и историю.
Например, мы обсуждаем деревья России. Я спрашиваю: «Какое дерево самое распространенное?» Многие думают, что это береза, но на самом деле чаще встречается лиственница, потому что она лучше приспособлена к суровому климату. Мы выстраиваем цепочку: «образ России → символы и культура → природа → климат и адаптация».

— Вы сказали, что читаете детям стихи. Это редкость для уроков географии. Почему для вас это важно?
— Потому что поэзия помогает почувствовать Землю. География — не только карты и координаты, это ощущение жизни, пространства, красоты. Когда читаешь стихи, особенно о природе, у детей загораются глаза — они начинают чувствовать, а не просто запоминать. И ребята сразу по-другому воспринимают материал. Ведь география — это о родине, о земле, где мы живем, о ее дыхании.
Иногда читаю Тютчева, Лермонтова, Некрасова — у всех у них природа не просто фон, а живая сила. Вот это и есть географическое мышление — видеть в мире не набор фактов, а взаимосвязь, красоту, движение.
Хочу, чтобы ученики чувствовали себя частью мира
— Получается, география для вас не только предмет, но и способ говорить с детьми о жизни?
— Через географию можно говорить обо всем: о человеке, природе, добре, взаимопомощи, о том, как важно не разрушать, а созидать.
Когда мы обсуждаем, например, природные катастрофы — я обязательно задаю вопрос: «А что человек может сделать, чтобы этого не случилось?»
Дети начинают думать, спорить, искать решения. Это уже не просто урок, а воспитание ответственности.
Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики чувствовали себя частью мира, а не просто наблюдателями. Чтобы они понимали: каждый поступок — это след на планете.

— Наверное, после таких уроков дети начинают иначе смотреть на окружающий мир?
— Да. Иногда они потом сами рассказывают: «Мы были в деревне, видели, как вырубают лес — и нам стало жалко». Или: «Смотрели на реку и подумали, что нельзя бросать мусор». Я понимаю: значит, урок состоялся.
География воспитывает экологическое мышление. А еще — благодарность. Мы живем в красивейшей стране, и важно это чувствовать. Когда дети видят, как разнообразна Россия, у них рождается гордость.
— А вам самой какая часть нашей страны ближе всего по духу?
— Наверное, Центральная Россия — моя родная земля. Эти просторы, поля, березы, запахи — все родное, родом из детства. Но я обожаю и север — Карелию, Архангельскую область. Там воздух другой — прозрачный, звонкий. А еще люблю степи. Кто не стоял в степи и не слышал, как шелестит трава, тот многого не понял о тишине.
Каждый регион по-своему прекрасен, и в каждом — своя душа.
Иногда думаю: если бы могла, всю жизнь бы ехала — из одной географической точки в другую, просто чтобы видеть, как живет земля.
— Вы много говорите о любви — к детям, к делу, к земле. Что для вас самое главное в профессии учителя?
— Любовь и ответственность. Любовь — это когда тебе не все равно, как ребенок живет, что он чувствует, что у него внутри. А ответственность — когда ты понимаешь: от твоего слова может зависеть целая жизнь.
Я не делю детей на «сильных» и «слабых». Для меня каждый — личность. Главное, чтобы ребенок почувствовал: его видят, его слышат. Если ученик идет к тебе с вопросом — значит, доверяет. А доверие — это самое дорогое в нашей работе.
Мне часто говорят: «Вы столько лет работаете, не устали?» А я отвечаю: «Нет, я живу этим». И пока могу идти на урок с радостью, пока сердце откликается — значит, я на своем месте.
Базу для ЕГЭ нужно заложить с 9 класса
— У вас есть дети, которые уже не первый год участвуют в заключительном этапе олимпиад. Как вы их готовите?
— Да, у меня были ученики, которые участвовали в заключительном этапе с 8 по 11 классы. Я возила несколько лет подряд троих участников от Тульской области, все они учились у меня. Дети разные: кто-то любит футбол, кто-то много читает, а был мальчик выдающийся — он выигрывал множество олимпиад, не только по географии.
Было забавно: на одной фотографии он не узнал виноградники. Я ему говорю: «Ты что, ты же только что с родителями был в Крыму?» Он отвечает: «Я всю дорогу читал книжку». А я ему: «Ты едешь, смотри по сторонам!» Мы потом долго смеялись, потому что двое других детей все узнали. Остальные фотографии — картофельные поля, кусочки сена, виноградники — они узнали, а он нет.

Чтобы исправить это, мы устроили небольшое «испытание» в поезде: расшифровывали аббревиатуры на вагонах, узнавали местные объекты. Я объясняла ему: если ты географ, нужно наблюдать вокруг, это пригодится на олимпиаде. Географ на диване быть не может.
Путешествия — обязательное условие для полноценного географа. Это помогает как на ЕГЭ, так и на олимпиадах. Географ должен уметь анализировать, делать выводы.
— В чем залог успешной подготовки к ЕГЭ по географии?
— У меня два стобалльника, а в Тульской области их всего пять. Первый и главный залог — титанический труд.
Стобалльники — мои олимпиадники, но есть нюанс: олимпиадники часто не пишут на стобалльно ЕГЭ, потому что структура вопросов другая. В олимпиадах вопросы более развернутые, а в ЕГЭ — по шаблону. Олимпиадники не могут мыслить шаблонно, им это трудно.
Подготовка к ЕГЭ начинается с базы в 9 классе, потом продолжается в 10–11 классах. Один час географии в неделю — это очень мало. Чтобы подготовиться к высокому баллу, требуется дополнительная работа: изучение регионов, экономических районов, разбор развернутых заданий. И тут важно личностно ориентированное обучение: индивидуальный подход к каждому ученику.
— Географию сдают редко, как думаете, почему она теряет популярность?
— Главная причина — вузы не принимают географию как обязательный экзамен. Многие специальности в туризме, гостиничном деле или других областях обходятся без географии. Поэтому большинство детей не выбирают ее, если только предмет не вызвал интереса.

Раньше география была гораздо сильнее представлена: в 7 классе было 3 часа в неделю, в 8 классе — 2, плюс региональный компонент. Сейчас — один час в десятом и один в одиннадцатом классе. Базовую часть можно изучить, но углубленное изучение требует дополнительной работы.
— Когда лучше начинать подготовку к ЕГЭ и олимпиадам?
— Для ЕГЭ — с 9 класса. Базу нужно заложить заранее, а в 10–11 классах заниматься усердно. Для олимпиад — лучше начинать с 5 класса. Важно мотивировать ребенка, заинтересовать его географией и обсудить с родителями возможность участия в олимпиадном движении.
Олимпиады требуют раннего старта, индивидуальной работы, глубокого анализа задач и дополнительной подготовки. Учителю нужно постоянно учиться самому, мониторить новые задания, готовить материалы, чтобы ребенок мог решать сложные вопросы.
Как проходит конкурс «Учитель года»
— Вы были в жюри конкурса «Учитель года». По каким критериям вы оценивали учителей?
— Я была в предметном жюри. Мы оценивали два конкурса. Первый конкурс мне очень понравился, задумка была интересной — педагогическое интервью. В течение получаса конкурсант мог получить до десяти вопросов, которые он заранее не знал. Все проходило в прямой трансляции под камерами.
Вопросы были самые разные, связанные с работой, педагогикой и психологией, иногда неожиданно сложные. Жюри оценивало различные параметры, включая коммуникативность, грамотность речи и профессионализм. Для этого существуют методические указания, которыми руководствуются члены жюри.

Второе задание — конкурсный урок. Он всегда заранее готовится. Тема определяется школой, в которой проходит конкурсант. Конкурсный урок не должен быть типичным и тривиальным. Жюри приезжает высокое, дети ждут чего-то нового, а учитель — новый для них. Урок должен быть интересным, ярким и необычным.
— Был ли какой-то урок, который запомнился больше всего?
— Конечно. Урок учителя истории из Тамбовской области, который вошел в двадцатку финалистов, особенно запомнился. Он проводил урок в десятом классе на тему последствий Первой мировой войны. Учитель провел ролевую игру: дети представляли разные страны, которые выиграли, проиграли или образовались в результате договоров. Каждый ребенок полностью погрузился в роль. Это было очень интересно, дети обсуждали плюсы и минусы, последствия договоров, рассуждали о роли каждой страны.
— Чем запомнились дети?
— Дети в десятом классе были удивительно зрелые. Они умеют рассуждать, анализировать и выражать свои мысли. Но все это результат большого труда педагогов и родителей. На мой взгляд, заслуга родителей и педагогов равнозначна: школа дает основу знаний, а семья формирует личность ребенка.
— А сами вы участвовали в подобных конкурсах?
— Да, но очень давно. Я трижды победитель конкурса лучших учителей России по нацпроекту в 2006, 2012 и 2018 годах. А также победитель всероссийского конкурса «Педагогический Олимп», региональных конкурсов «Призвание учить» и «Профессионал», «Лидер в образовании». Также я была лауреатом Всероссийского конкурса газеты «География» — «Я иду на урок».
Учитель учится всю жизнь
— Какая главная трудность у современных детей в географии?
— Пространственное мышление стало хуже из-за гаджетов. Трудно понять глобальные процессы, движение планеты, смену дня и ночи, работу солнечного света. Плюс география тесно связана с математикой: задачи, карты, проекции. Поэтому на уроках приходится уделять этим темам больше внимания.
Я строю занятия по принципу индивидуального подхода: одни дети работают интенсивнее, другим нужно больше времени. Главное — заинтересовать ребенка и вести его от начального уровня к высоким результатам.
— Какие успехи учеников вас особенно радуют?
— У меня есть ученики, которые стали кандидатами наук, работают в Российской академии наук, в МГУ и других вузах. Один мой выпускник сдал экзамены по географии в Чехии благодаря нашей дополнительной подготовке.
Это дорогого стоит — видеть, как знания и любовь к географии становятся жизненным преимуществом для детей.
— Вы используете на уроках новые технологии?
— Иногда прошу своих собственных детей показать, как сделать ролик или презентацию. Учитель учится всю жизнь. Даже на пенсии, мне кажется, настоящий педагог не перестает учиться.
Вот моей маме 88 лет, она до сих пор учится. Я прихожу к ней, а она читает мой учебник по географии и говорит: «Какая интересная у вас география!» Я смеюсь: «Мама, ну твоя химия тоже волшебная». У нее педагогический стаж 57 лет!
— Талантливый учитель — это какой человек, по вашему мнению?
— Талантливый учитель — это трудолюбивый человек. Учитель, который умеет видеть в каждом ребенке «звездочку», умеет слушать и слышать. На первое место я ставлю любовь к детям. Любящий детей учитель будет талантлив, потому что талант — это работа над собой. Умение понимать, что волнует ребенка, разделять с ним эмоции и помогать решать задачи. Нельзя понижать свой статус учителя, но важно уметь общаться с детьми, смеяться, петь и танцевать вместе с ними.
Талантливый учитель учится всю жизнь и не выгорает, потому что любит детей, любит свой предмет и умеет заботиться о себе. Любовь к себе очень важна, чтобы сохранять силы и интерес к работе.

— Вы сказали, что учитель учится всю жизнь. А чему вас научили ваши ученики?
— Любить. Но по-особому. Любовь к ученикам — не такая, как к близким или родным. Это нечто другое — желание оберегать, помогать, поддерживать.
Дети учат видеть мир их глазами. Иногда мы, взрослые, не замечаем, как они чувствуют, как переживают. А они показывают нам другой угол зрения — и это делает нас мягче, добрее.
Дети учат доброте. Я часто замечаю: ребенок в компании взрослых всегда идет к тому, кто искренне добр. Они чувствуют это безошибочно. И если ребенок идет к тебе — значит, ты на правильном пути.
Фото: Юлия Иванова