Главная Церковь

«Хочу так, хочу эдак – и никак иначе!» А теперь Бог во всем виноват

Почему сначала мы не слушаемся, а затем обвиняем Его во всех несчастьях

Архимандрит Андрей (Конанос) – о том, как разглядеть волю Божию и почему жить счастливо – просто.


Мы живем в трудное время, когда невозможно ясно разглядеть волю Божию. А она есть! Но для того, чтобы увидеть ее, нужно постараться. Постараться победить, одержать верх. Но мы не прикладываем для этого никаких усилий. Наш ум помрачен, мысли спутаны, а желания, чаяния и пристрастия противоречивы.

Что здесь может Господь? Как Он явит нам Свою волю, как внушит ее? Ведь мы сами уже столько всего себе навнушали…

Нужно очистить свой ум от лишних желаний, чтобы Господь, увидев нетронутую плодородную почву, пришел и насадил ее Своими цветами. «Я хочу одного, – говорит Он нам. – Простоты. И если будете такими, то спасетесь». Но мы не хотим слушать Бога. Нам нужно, чтобы все было по-нашему, а попав в беду, начинаем роптать: «Почему Бог меня оставил, почему все так плохо?» Ты только сейчас, значит, вспомнил о Боге? Сам устроил себе тысячу проблем, сам принялся их решать, да еще и твердил при этом постоянно: «Хочу так, хочу эдак, только так – и никак иначе!» А теперь Бог во всем виноват.

Почему ты Его обвиняешь в своих несчастьях? Построил себе пятиэтажный особняк, а теперь говоришь: «Как Бог мог попустить, чтобы мой дом рухнул от землетрясения?» Но погоди-ка. Когда ты начинал строить этот дом – ты подумал о Боге? В самом начале? Нет. Только сейчас ты о Нем вспомнил.

До какой же степени мы можем испортить себе все на свете! А потом у нас не хватает смирения сказать: «Господи, что же я наделал, что я за человек!..» Вместо этого мы начинаем высказывать Богу претензии. И круг замыкается. Что это такое? Неспособность признать свою вину. А ее надо признавать. И страдания в таком случае становятся путем ко спасению. Вспоминаю сейчас книгу, посвященную творчеству Достоевского, – она называется «Очищение через страдания в произведениях Достоевского», там примерно об этом речь и идет. Большое дело – признать свои ошибки. И признав их, ты смиришься. А смирившись, поплачешь. И что же потом? А потом случится то, что бывает в Афинах после сильного дождя: выходишь на балкон – и никакого смога, чистота и свежесть. А воздух настолько прозрачен, что виден горизонт, и даже Эгину можно разглядеть вдали. Поразительно! И все это после дождя. Сильного, проливного дождя.

Так и наша душа – очищается после дождя. Дождь для души – это слезы. Так что впереди у нас еще долгий путь к познанию воли Божией. Придется не раз еще головой удариться – к сожалению, это необходимо тем, кто иначе не понимает. Расшибить голову, смириться, поплакать, исправиться, пойти на исповедь, покаяться – чтобы увидеть горизонт, то есть волю Божию. Господь не виноват, что без всего этого ты не можешь видеть ясно.

Как искать Бога и лица Его
Подробнее

Воля Божия очень проста. «Делай так, и будешь счастлив», – говорит Господь. Как делать? Так просто? Да, так просто, но тебе совсем не просто склонить голову – ведь ты хочешь, чтобы все было только по-твоему! Вот и сбиваешься, путаешься, а потом голова идет кругом. Хотя все просто. А теперь подумай, как твой мозг может решать столько проблем в одиночку? Разве ему это под силу? Нет. Тем более, что ты не в состоянии трезво оценивать ситуацию.

Одного человека, который ранее был бесноватым, а затем полностью исцелился с помощью заклинательных молитв, исповеди и Причастия, спросили:

– Как ты теперь себя чувствуешь?

– Я себя чувствую так, – ответил он, – будто у меня в голове развеялся туман. Ум очистился.

Так и бывает. Когда ум очистится, ты посмотришь на Бога и увидишь Его. И помолившись Ему, ты услышишь – что? Его ответ. Услышишь, что Он говорит тебе. У Бога есть уста, Он говорит. И есть уши – Он слышит. Об этом пел еще пророк Давид в своих псалмах. Почитайте Псалтирь, это прекрасная книга! «Разве возможно, чтобы Тот, Кто подарил нам слух, не услышал бы нас? – говорится там. – Или Кто дал нам способность говорить – не ответил бы? Давший нам глаза, чтобы видеть, – разве может Он не видеть нас?» (Пс.93:9-10). Мы не просто говорим о Боге с помощью антропоморфизмов. Мы знаем, что Он никогда не покидает нас. Это мы глухи и слепы, ничего не видим и не слышим, не можем понять, что говорят нам Его уста. Потому что сами говорим на другом языке – не на языке смирения, простоты, благоразумия и скромности. Наша жизнь так сложна и запутанна – мы действительно больные люди! Как Господу найти Себе место среди всего этого?

Господь так прост и чист! Он прозрачен, Он смиренен, но наш ум запутался, и потому мы теряем Бога. Нужно быть очень простым человеком.

Потому старец Паисий и любил повторять приходящим к нему людям: «Я вам говорю-говорю, а вы не понимаете, потому что запутались». Один умник так и сказал ему: «Не говори мне, что я должен делать, откуда тебе знать, я сам пойму, как быть!» Ну, пойми. Можешь понять? Хорошо, если так. А если нет? «Да все я понимаю, буду делать, как решил!» Но то, что ты решил, не всегда для тебя полезно – тебе кажется, что это хорошо, а в результате оказывается, что наоборот, плохо.

Тот молодой человек, о котором я сейчас рассказывал, после старца Паисия отправился с друзьями в Иверский монастырь. И по дороге они заплутали, никак не могли найти дорогу к этому монастырю. И вот приходят они обратно к старцу и говорят: «Отче, помните нас – мы у вас только что были. Не можем найти дорогу к Иверскому монастырю. Скажите, как туда пройти!» – «Друзья, но ведь вы все знаете! – ответил старец. – Зачем меня спрашивать?» – «Да нет, не знаем…» – «Ну и как, если вы не в состоянии даже отыскать нужный вам монастырь здесь, на Афоне, – как вы собираетесь самостоятельно принимать решения в жизни, где столько проблем, трудностей и вопросов? Поняли теперь? В жизни всегда так – непонятно, куда идти, вперед или назад, вправо или влево. Так что очень важно – уметь спрашивать совета».

Смирение — не значит уничижать себя. Иногда даже высокие стремления — и есть мой путь ко греху
Подробнее

Научиться смиряться, склонять голову, прислушиваться к духовнику, ко Христу, к Церкви. Ведь уже тысячи лет святые люди вверяют Им свой ум! Научиться смиряться и говорить: «Скажите, батюшка, как вам кажется…» Священник не безгрешен; он не пророк (если только Господь не наделил его даром прозорливости, тогда это совсем другое дело), но он может предложить свое мнение, помолиться, и Господь и тебя просветит. Ведь ты крещен, разве нет? Разве все вы – некрещеные? Разве не приняли вы в свое время Господа в сердце? Как говорится, «кто во Христа крестился – во Христа облекся». Неужели после этого в вас нет благодати Святого Духа? Вы не причащаетесь, не молитесь? Все это есть. Значит, есть и благодать Святого Духа, и Господь непременно просветит вас, поможет вам. Посоветуешься с духовником, посоветуешься со своей женой, помолишься – и Господь явит тебе определенные вещи, так что ты найдешь ответы на свои вопросы и решишь проблемы.

Главное – чтобы было смирение, и Бог решит твои трудности – Ему это совсем легко. Ему легко и сказать тебе, что нужно делать. Он видит далеко вперед. Например, у тебя есть возможность купить дом, и ты раздумываешь, делать это или не делать. А Господь уже знает, какой будет ситуация через пятнадцать лет – то есть нужно тебе сейчас покупать этот дом или наоборот, не нужно. Он все знает, и если Его спросить, Он легко ответит: «Дитя Мое, не надо!» Или наоборот: «Хорошо, покупай!» И ты чувствуешь внутреннюю, духовную уверенность в том, что делаешь, и не бьешься головой об стенку, а спокойно рассуждаешь: «Сделаю так-то и так-то». И все оказывается к лучшему.

Источник

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: