Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 51, 2008
Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”

С 14 по 16 декабря в Саратове проходили Пятые межрегиональные Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”. Этот ставший традиционным форум посвящён памяти Архиепископа Пимена, видного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, правящего архиерея Саратовской епархии с 1965 по 1993 годы, много сделавшего для её возрождения и развития.

Владыка Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) был выдающимся архипастырем. За время его служения в епархии было открыто 70 храмов, закрытых в советское время, началось строительство новых церквей, возобновилась деятельность Саратовской Духовной семинарии. Высокообразованный человек, знаток и ценитель литературы, музыки, живописи, архиепископ Пимен был лично знаком со многими писателями, музыкантами, художниками и актерами; проповедь среди деятелей искусства была важнейшей стороной его служения. Результатом его пребывания на Саратовской кафедре стало сближение представителей Церкви и творческой интеллигенции, ознаменовавшее собой новый этап сотрудничества в деле сохранения традиционных для нашего народа и государства духовно-нравст­венных ценностей.

Продолжением диалога, начатого владыкой Пименом, стали Пименовские чтения. Как отметил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, чтения задумывались как площадка для общения, для обмена мнениями между представителями духовной и светской интеллигенции: “Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон”. И действительно, Пименовские чтения ежегодно собирают большое число участников из разных регионов страны, вызывая интерес у духовенства, людей науки, деятелей культуры, образования, представителей государственной власти.

XR-PIMEN_html_2faddfd8Архиепископ Пимен

Организаторами пятых, юбилейных Пименовских чтений выступили Саратовское епархиальное управление, аппарат полномочного представителя Президента в ПФО, правительство Саратовской области, фонд Архиепископа Пимена (Хмелев­ского), совет ректоров Саратовской области, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.

Каждые Чтения посвящены единой теме. В этом году на них обсуждался один из самых актуальных вопросов современности — вопрос образования, в том числе образования религиозного.

Открытие Чтений состоялось в зале собраний Покровского храма города Саратова. С приветственным словом к участникам обратился Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, сказавший, что тема пятых Пименовских чтений затрагивает целый ряд актуальных вопросов, по которым в современном российском обществе ведётся дискуссия, и зачастую дискуссия довольно жёсткая, а именно: «Нарушает ли преподавание “Основ православной культуры” принцип светскости образования? Есть ли вообще место в сегодняшней системе образования для духовно-нравственных дисциплин? Какого результата в воспитании молодого поколения мы можем достигнуть, сознательно убирая из современной школы всё, что связано с традиционной русской культурой, и ориентируясь преимущественно на Запад?». Ответы на эти и другие вопросы звучали в докладах всех выступавших на Пименовских чтениях.

Свое приветствие участникам Чтений направил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, его зачитал на пленарном заседании главный федеральный инспектор по Саратовской области Павел Гришин. А. Коновалов определил задачу Пименовских чтений как “осмысление исторического опыта Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей сотрудничества церковной и светской науки в области всестороннего просвещения общества”. На пленарном заседании присутствовали также вице-губернатор Саратовской области А. Г. Бабичев, заместитель председателя Саратовской областной думы М. В. Алёшина, министр образования Саратовской области И. Р. Плеве.

С приветственным словом к участникам форума обратились его почётные гости: генеральный директор музея им. А. Н. Ра­дищева, заслуженный работник культуры РФ Т. В. Гродскова и ректор Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, доктор исторических наук профессор С. Ю. Наумов. Т. В. Гродскова рассказала о сотрудничестве музея и епархии в деле сохранения культурных и духовных ценностей, С. Ю. Наумов поделился своими воспоминаниями о владыке Пимене.

На пленарном заседании выступил заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма во имя святой великомученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. В своём докладе “Присутствие Церкви в российских университетах: опыт прошлого, сегодняшнее положение, перспективы на будущее” он привёл, например, такую статистику: “тюремных” храмов в нашей стране в настоящий момент около 500, а университетских — чуть более 30. Сами по себе подобные цифры могут заставить любого здравомыслящего человека задуматься о том, где мы живём и куда движемся. Ясно, что необходима резкая перемена этого гибельного “курса”.

С докладом “Патриотическая идея и Церковь: проблема преодоления духовного кризиса в современной России” на заседании выступил проректор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, доктор исторических наук профессор А. П. Мякшев.

О том, как решают вопросы, связанные с религиозным образованием во всём мире, рассказал в своём докладе “Церковь и образование: вместе или врозь? Мировой опыт, церковно-государственный диалог, общественная дискуссия” заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он подчеркнул, что во многих европейских странах давно уже поняли опасность вакуума знаний о религии — этот вакуум заполняется только разрушительными устремлениями. В школе обязательно должен присутствовать религиозный компонент. При этом отец Всеволод отметил важную роль семьи в определении мировоззрения ребёнка.

Архимандрит Никон (Лысенко) выступил с докладом “Проб­ле­ма массовой, элитарной и народной религиозности в современном обществе”.

На пленарном заседании также был заслушан доклад руководителя Православной классической гимназии г. Тольятти протоиерея Димитрия Лескина “Взаимодействие Церкви и государства в области религиозного образования: опыт России и Европы”. Взгляд преподавателя православной гимназии на рассматриваемую проблему и оценка взаимодействия Церкви и государства в её решении оказался очень интересным.

Доклад заведующего сектором учебных заведений и заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями священника Александра Шестака назывался “Состояние и перспективы преподавания Основ православной культуры курсантам и слушателям военных учебных заведений” и был посвящён особенностям преподавания этого предмета в военных учебных заведениях.

Затем выступил руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодёжи Русской Православной Церкви Московского Патриархата, председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского Православного молодёжного движения диакон Михаил Першин. В своём докладе “Миссия к молодежи в эпоху глобализации: стратегия Церкви” он рассказал о том, как можно привлекать молодых людей к миссионерской работе со сверстниками. Участники форума сошлись во мнении, что этот опыт может оказаться востребованным, а также пришли к выводу, что религиозное образование в нашей стране необходимо, что современным школьникам и студентам высших учебных заведений нужно знать основы православной культуры. Однако докладчики подошли к изучению этого вопроса с разных сторон, добавляя что-то новое, освещая разнообразные аспекты его решения.

В рамках Пименовских чтений состоялось заседание Круглого стола “Церковь и молодёжь: точки соприкосновения”. Его возглавили директор Православной классической гимназии г. Тольятти протоиерей Димитрий Лескин и проректор СГУ по воспитательной и социальной работе профессор В. А. Митрохин. В работе Круглого стола приняли участие настоятель храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” г. Саратова игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма во имя Святых царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете священник Кирилл Краснощёков, начальник управления воспитательной работы Саратовского государственного университета В. А. Масленников. Вёл заседание клирик храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” и руководитель Православного молодёжного общества, действующего при храме, священник Дионисий Габбасов.

На заседании присутствовали студенты СГУ и других вузов Саратова, члены Православного молодёжного общества, учащиеся Саратовской Православной Духовной семинарии, представители молодёжной организации “Новые люди”.

Участники Круглого стола обсуждали следующие вопросы: “Зачем Церковь нужна молодёжи?”, “Трудно ли быть молодёжи в Церкви, и если трудно, то почему?”. Конечно, прошедшая в зале собраний Покровского храма встреча представителей Церкви и молодёжи не привела к какому-то кардинальному перевороту в убеждениях присутствующих; скорее, это была встреча-знакомство, во время которой отчасти была достигнута другая цель — посеять зерно сомнения в “безоговорочной истинности” некоторых ошибочных взглядов на Церковь, существующих в молодёжной среде. По окончании Круглого стола студенты предложили провести цикл встреч, посвящённых вопросам веры, церковной жизни, договорились о проведении совместных мероприятий: дискуссионных клубов, экскурсий по храмам Саратова, паломнических поездок.

15 декабря работу Пименовских чтений продолжили четыре секции, на которых обсуждались (как в историческом ракурсе, так и в рамках современности) самые разнообразные вопросы бытия Церкви. Так, на секции “Ценностный мир человека: актуальные проблемы ХХI века” были заслушаны доклады профессора В. Б. Устьянцева “Ценностное пространство человека”, профессора В. П. Рожкова “Религия и современная культура: проблемы пространственного взаимодействия”, профессора В. П. Ба­рышкова “Ценности в мире и мир ценностей”, профессора В. В. Афанасьевой “Вера и наука”, профессора Н. И. Петрова “Социальная герменевтика страдания в ситуации постмодерна”, профессора С. П. Гурина “Человек, ценность, абсолют”.

На заседании секции также были заслушаны доклады доцента М. А. Богатова «Канон искусства и политика в “Ионе” Платона», доцента М. В. Демидовой “Религиозные ценности современного человека”, О. Ю. Гусевой “Аксиологический аспект святости”, С. Крамскова “Ценностный и социокультурный аспект в образовании”, доцента К. А. Крашенинникова “Этнопо­литика и личностные ценности начала XXI века”, В. Сухих “Христианские ценности и половые различия в воспитании”, О. А. Степановой “Социология сакрального: допустимость применения к христианству”, О. Н. Шульженко “Феномен исповеди через призму философствования”, И. А. Аксинюшкина “Ак­сио­логический аспект проблемы толерантности”, В. А. Ругина “Образ России за рубежом: ценностные основы” и Д. И. За­рова “Высшие ценности в современном обществе”.

Живой отклик получили выступления протоиерея Димитрия Полохова “Ценности христианства и ценности современного гуманизма” и протоиерея Владимира Пархоменко «Движение “Чайлдфри” с позиции христианской этики». Оживлённую дискуссию также вызвали доклады доцента И. А. Дорошина “Цен­ностно-психологические особенности межконфессионального диалога: Православие и ислам” и А. В. Кузьмина “Осо­бенности апокалиптического ожидания в тоталитарных сектах: обзор событий в Пензенской области и Республике Татарстан”.

Не менее интересным было и заседание секции “Церковь в пространстве истории”. С докладом “История Крестовоздвиженского храма Вольской военной школы” выступил настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска Саратовской области священник Михаил Воробьёв. Его выступление было посвящено в основном истории кадетского корпуса в г. Вольске. Особое внимание в своём докладе отец Михаил уделил нравственному аспекту перевоспитания кадетов-штрафников, из которых комплектовался личный состав военной школы, в том числе влиянию великого князя Константина.

В докладе диакона Максима Плякина “Святые выпускники Саратовской Духовной семинарии” был дан краткий обзор житий святых подвижников и высказана мысль о том, что плод святости, принесённый ею, есть результат доброго семени, посеянного в души воспитанников семинарии в годы учёбы и формирования их как личностей.

Доклад доцента Е. Н. Ардабацкого “Дионисий — игумен Троице-Сергиевой Лавры в событиях Смутного времени (начало XVII века)” был посвящён преподобному Дионисию Радонежскому и той роли, которую он сыграл в преодолении Смуты. В докладе был обоснован тезис о том, что в период пленения священномученика Ермогена в роли духовного лидера русского сопротивления выступал именно преподобный Дионисий.

В своём докладе “Храм святых Елены и Константина в посёлке Северный Хвалынского района Саратовской области: хроника создания, вандализма, восстановления” А. А. Наумов сделал обзор истории храма равноапостольных Константина и Елены на хуторе Александрия, который был построен святым мучеником Александром (графом Медемом), поруган в советские годы и восстановлен в наши дни.

Доклад доцента Д. Г. Татарникова “Царская власть и её христианское обоснование в посланиях Ивана IV Андрею Курбскому” был посвящён видению Иоанном Грозным самодержавия и царского служения, обоснованию в полемике с князем Курбским владетельного права православного государя.

Доклад Я. Н. Рабиновича “Деятели Русской Православной Церкви во главе освободительной борьбы против шведов в Смутное время (1607–1617 гг.)” был посвящён малоизвестным страницам преодоления Смуты в начале XVII века и той роли, которую в этом процессе сыграло русское духовенство, в том числе преподобный Антоний и преподобный Иринарх, игумены Соловецкие.

В докладе А. Г. Морозова “Начальное образование в церковных учебных заведениях России (1905–1907 гг.)” был дан общий обзор состояния начальных учебных заведений того времени, отмечен низкий уровень как качества образования, так и воспитания, и обрисованы причины плачевного положения начальной школы, в числе которых недостаточное внимание к этим учебным заведениям со стороны духовного ведомства.

В докладе профессора В. И. Кащеева “Иван Федорович Синайский и преподавание древних языков в Саратовской Духовной семинарии XIX века” шла речь об преподавателе Синайском и его роли в становлении образовательного процесса в семинарии, в повышении научного уровня преподавания (именно Синайский составил первую российскую грамматику и метрику греческого языка, а также греческо-русский словарь, не потерявший своей ценности и по сей день).

Доклад Е. Б. Софинской “Николай Васильевич Златорунский и духовное образование в Саратове на переломе эпох (1911–1918 гг.)” касался жизненного пути последнего инспектора Саратовской Духовной семинарии перед её закрытием. Докладчиком была представлена человеческая судьба как зеркало тех бурь и потрясений, которые обрушились на нашу землю в начале XX века.

В докладе доцента С. В. Зубова “Михаил Николаевич Галкин-Враской — председатель Прибалтийского Православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери” шла речь о деятельности Прибалтийского Православного братства и его бессменного председателя, бывшего саратовского губернатора М. Н. Галкина-Враского. Отмечено, что особый акцент в деятельности братчиков был сделан на поддержке православного образования: финансовом вспомоществовании школам, изыскании дополнительных казённых средств, издании православной периодики.

Г. А. Черемисинов выступил с докладом “Духовно-нравст­венные основы хозяйствования во время великих потрясений”, в котором попытался соотнести между собой законы экономической деятельности и духовные ценности христианства, основные принципы хозяйствования и нравственные нормы, определяющие поведение христианина в мире.

На секции “Роль христианства в мировой культуре” были заслушаны доклады профессора О. В. Филимоновой “Православ­ный эстезис духовного песнопения”, в котором речь шла о богослужебном пении и взаимодействии звука и слова. В докладе профессора В. В. Прозорова «”Животворный луч”, или о читательской памяти М. Е. Салтыкова-Щедрина» была затронута тема читательской памяти — прочитанной информации, которая остаётся в человеке как бы “до востребования”. Докладчиком был раскрыт малозаметный, но интересный пласт в жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина, связанный с изучением им Четвероевангелия.

В своём докладе “Русское музыкальное искусство начала ХХ века” Т. В. Сафонова на примере оперы Римского-Кор­са­ко­ва “Снегурочка” показала, как посредством музыки передаются ощущения преображения, света и радости. Таким образом, по мнению докладчика, искусство высокими образами говорит нам о спасении.

Доклад иеромонаха Симона (Морозова) “Святой Фотий — просветитель своей эпохи” был посвящён святителю Патриарху Фотию и его ученику святому равноапостольному Кириллу (Кон­стантину).

В докладе регента Архиерейского хора А. Г. Занорина “Зако­номерности в сфере образно-исторического и музыкального движения в православном богослужении” шла речь о содействии, которое должна оказывать музыка молитве, а также рассматривалась проблема трактовки темпа в богослужебных произведениях: целесообразность ускорений, замедлений, важность соблюдения ритмических закономерностей для восприятия информации. Истории хоровой музыки был посвящён доклад С. П. Пьянковой “Богослужебное пение в условиях современного музыкального языка”. Продолжением темы стал доклад Т. П. Решетниковой “К вопросу об аутентичных формах в богослужебно-певческом языке”.

Доклад Е. С. Канайкиной “Иерархия ценностей молодёжи: прошлое и будущее” открыл новую тему обсуждения и затронул проблемы внутреннего мира молодёжи, изменения иерархии её ценностей. Доцент Е. Н. Богатырева выступила с докладом “Церковный раскол сквозь призму культурологического анализа”. Доцент А. С. Гализдра — с докладом “Социокультурные ценности паломничества”.

На заседании секции были заслушаны доклады В. А. Глушкова “Концепция христианской культуры И. А. Ильина: проблема ценностей”, О. В. Пашининой “Устои православной веры как основа новой методологической парадигмы в музыкознании” и доцента А. А. Ахмадулина “Древнерусский музыкальный потенциал в ракурсе семиотики”.

Несколько выступлений на секции было посвящено творчеству русских поэтов и писателей, в частности, доклады Л. И. Черемисиновой “А. Фет-публицист о христианском воспитании”, О. Г. Тюриной “Биография писателя: православный взгляд (А. Н. Толстой глазами А. Варламова)” и Е. Ивановой “Богоис­ка­тельство в творчестве Елены Шварц”. Все доклады получили продолжение в виде активного обсуждения, два последних выступления даже вызвали споры, но в ходе дискуссии участники секции пришли к выводу о возможности и даже необходимости православного подхода к сложным явлениям культуры, соединяющим православные и неправославные начала.

Чрезвычайно интересной, творческой была работа секции “Православная культура и образование”. Докладчики продолжили, развили и конкретизировали разговор о современном православном образовании, начатый на пленарном заседании. В работе секции участвовали священники из разных городов, университетские и школьные преподаватели.

Ярко и аргументированно докладчики говорили о православном аспекте русской классики и литературы ХХ века (доклады доцентов Р. Р. Измайлова «“Мцыри” М. Ю. Лермонтова: свобода или одержимость» и О. В. Гаркавенко «Евгений Замятин против христианства: проблема школьного изучения романа “Мы”»), о “трудной” молодой прозе XXI века (доклад профессора Л. Е. Герасимовой “Боль поколения в прозе молодых”), о значении преподавания зарубежной литературы (доклад доцента Е. В. Староверовой “О возможностях преподавания зарубежной литературы в православной гимназии”).

Много вопросов было задано директору православной гимназии г. Ейска Т. Е. Волковой, выступившей с докладом «Система работы по курсу “Основы православной культуры”: региональный опыт», в котором говорилось не только о преподавании этого предмета, но и об опыте взаимодействия с представителями власти и казачества.

Директор Саратовской православной гимназии Т. Н. Терпугова выступила с докладом “Культурологическая составляющая образовательного процесса в православной гимназии”, методист комитета по образоваию и молодёжной политике г. Энгельса Л. В. Ермакова — с докладом «Мотивация к изучению курса “Основы православной культуры”». Преподаватели саратовских вузов доцент О. В. Ханова, доклад которой назывался «Опыт восприятия студентами-юристами курса “Мировые религии”», и доцент Е. М. Новопольцева, сделавшая доклад на тему “Совре­менные проблемы воспитания в контексте православной педагогики”, а также священник Александр Ионов, выступивший с докладом «Методика преподавания предмета “Основы православной культуры” курсантам военных учебных заведений», предложили участникам секции заинтерсовавшие присутствующих методики-идеи, реализованные ими в школе, вузе и военном училище.

Привлекли внимание собравшихся выступления диакона Константина Бурундаева “Проблема интернет-зависимости у подростков” и фольклориста Е. В. Киреевой “Краеведческая работа студентов, записывающих православные легенды”. Обсуждение докладов было конструктивным и аргументированым.

По итогам прошедших V межрегиональных Пименовских чтений была принята резолюция. В ней участники Чтений, обращаясь к российской общественности, к представителям законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, заявили о необходимости продолжения сотрудничества между Церковью и научными и образовательными учреждениями ради сохранения духовно-нравственных ценностей в современной России.

Все доклады по традиции будут опубликованы в сборнике “Пименовские чтения”.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: