В Новой Третьяковке на Крымском валу 17 октября открывается ретроспективная выставка Василия Поленова. “Художник света”, “рыцарь красоты”, предтеча Серебряного века или передвижник? Кто такой Поленов и почему его считают главным русским пленэристом, хотя важнейшим достижением своего творчества сам живописец считал евангельский цикл? В любом случае не следует откладывать поход на выставку - почему, рассказывает “Правмир”.

Смерть Александра Иванова 

Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии. 

В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры. 

Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл. 

Юрист по образованию, художник по призванию

Для семьи было очевидно, что юношу тянет к живописи, но в 1863 году, когда пришло время определяться с профессией, отец потребовал от сына пойти по стопам прадеда, по юридической линии. При этом он не препятствовал юноше стать вольнослушателем факультета исторической живописи в Императорской Академии художеств. 

В 1871 году Василий Поленов получил сразу два диплома: юриста и художника.

За блестящее исполнение заданной темы – «Воскрешение дочери Иаира» – Поленова наградили Большой золотой медалью. Это дало ему право отправиться в Европу на шесть лет за счет Академии, чтобы завершить художественное образование. Надо сказать, Поленов был не единственным, кто получил в тот год Золотую медаль. Ею был также награжден друг и однокурсник, работавший над той же темой в соседней мастерской – Илья Репин. Художники несколько раз писали портреты друг друга. Один из портретов Репина Поленов презентовал коллекционеру Третьякову. Внимательный зритель найдет ее в экспозиции. 

Нельзя сказать, что юридическое образование не оставило следа в жизни художника. Одна из знаменитых картин Поленова на “юридическую тему” –  “Право господина”. В сюжете, а он описывает право первой брачной ночи, которым пользовались феодалы, соединились для Поленова история и правоведение. Художник написал картину во время той самой пенсионерской поездки по Европе и выставил ее на парижском Салоне в 1874 году. 

Не что-то порядочное, а шедевр 

Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи. В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события. 

Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях,  не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий. Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что,  хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр. С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар. Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый. Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме. 

Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы. 

Бабушкин сад. 1878

В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков. 

Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.

Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины представлены на выставке.

Московский дворик. 1878

Поленовская комната

В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа…  Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения. 

Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.

 Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель. 

Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…

Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”. 

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.

Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством. 

Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков. 

Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату. 

Опасная для народа картина

Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу. В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем. 

“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар. 

Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.

Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”. В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету.  “Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7). 

Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова. Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу. Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.

«Христос и грешница»

Скучно не будет

Надо признать, что в этому году Третьяковка замахнулась на большее, чем четверть века назад, решив показать Поленова как мастера универсального дарования, а не только пейзажиста, которым мы его знаем. Портреты, историческая и религиозная живопись, архитектурные проекты, эскизы декораций к частным спектаклям, живопись, графика, архивные документы, музыка, световой народный театр-диорама и даже работы его учеников. В Москве собраны более 150 произведений из 14 музеев и 4 частных коллекций. 

Лекции, серия концертов, в том числе, посвященных опере авторства Поленова “Призрак Эллады”, круглые столы по теме религиозной живописи в творчестве художника, каталоги, альбомы  – все это кураторы выставки обещают зрителям, утверждая, что даже детям здесь не будет скучно. 

Главное, что обнаружит внимательный посетитель – Поленов был не только универсальным художником, аристократом от живописи, созерцателем и рыцарем красоты. Он был удивительным педагогом, который заражал своей энергией, темпераментом и особой оптикой. А еще человеком, который был убежден, что искусство обязано приносить счастье и радость, иначе оно не имеет смысла.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: