«Мама,
Хагги Вагги, Сиреноголовый, Слендермен… Детская поп-культура может пугать. Вредно ли ребенку играть с хоррор-персонажами? И как быть, если малыш предпочитает экологически чистым кубикам яркую пластмассу? Поговорили об этом с детским и семейным психологом Олесей Гараниной.

Олеся Гаранина

Почему детям нравится Хагги Вагги, Слендермен и другие монстры?

Эти герои несимпатичные с точки зрения взрослых. Я поинтересовалась у девятилетнего сына, чем ему нравится Хагги Вагги: «Он как лиса. У него мех, и он как лиса». — «Он же злой?» — «Он не злой. Он игрушка, и он добрый. Просто им управляет злой персонаж. А сам Хагги Вагги хороший».

Даже если персонаж действительно злой, он помогает ребенку в легальной форме встретиться с отрицательными эмоциями.

Для многих взрослых людей просмотр фильмов ужасов и хорроров — это возможность легально соприкоснуться с какой-то табуированной в обществе темой. Это так, даже если мы этого не осознаем. Для детей такими точками соприкосновения могут выступать все эти монстры.

Хагги Вагги (англ. Huggy Wuggy, от англ. to hug — «обнимать») — герой хоррор-игры Poppy Playtime и часть современной поп-культуры. Хагги Вагги — популярный среди детей персонаж, с ним создаются мемы, выпускаются игрушки и другая маркетинговая продукция.

Вредно ли ребенку играть с отрицательными персонажами?

Нужны разные игрушки, реалистичные — чтобы ребенок мог «отработать», «отыграть» увиденное в окружающей действительности. К тому же это просто интересно — играть с маленькими курочками, петушками или маленьким домиком с копией туалета и ванны. Игрушки-монстры не помогают отыграть окружающую реальность. В жизни нам, к счастью, не встречаются Хагги Вагги, Сиреноголовый или Слендермен, но они нужны, чтобы ребенок мог пережить те события, которые происходят с ним самим.

Почему дети играют в «страшные» игры?

Дети иногда играют в похороны. Взрослых это может пугать, но это нормальная история с точки зрения проживания и ассимиляции того опыта, который ребенок получает из окружающей среды. Когда ребенок соприкасается с темой смерти, ему надо это как-то внутри себя осознать, прожить, принять. Какой путь есть у ребенка? Сделать это с помощью игры. Взрослые тоже ищут пути пережить тяжелые события, только не играют, а звонят другу, идут к психологу, потому что нам нужно что-то понять, прояснить, посоветоваться. Ребенку иногда не у кого спросить совета. Если один раз он услышал в ответ на свои переживания «прекрати эти игры/разговоры!», «не говори ерунды!» — то второй раз он может уже не подойти. Зато у него будет игрушка, которая никогда не предаст.

Сиреноголовый (англ. Siren Head) — инопланетное существо, которое относят к городским и интернет-легендам. Популярный персонаж, часть unnerving images («нервирующих изображений»), действующими лицами которых обычно становятся монстры.

Для детей игрушки — мощный ресурс для проживания волнующих моментов. Игрушка может быть и утешителем, и товарищем, и тайным другом. Нельзя недооценивать ее значение для ребенка.

Надо ли отговаривать ребенка купить Хагги Вагги?

Если игрушка кажется взрослому бесполезной — это еще не значит, что она такой и является. Сколько взрослых ходят к психологу и учатся прислушиваться к себе, понимать свои цели и желания, потому что в детстве им много-много раз объясняли родители, что «то, что ты хочешь, бесполезно». Если ребенок ее хочет, значит, зачем-то она ему нужна. Отговаривать имеет смысл, если это действительно перебор: если ребенку хочется, просто потому что хочется, а дома уже с десяток таких. И в этом случае отказ ему нужен для психологического развития ребенка — уметь учиться проживать отказы.

Надо быть очень тактичным и чувствующим своего ребенка. Очень важно понять: сейчас ему правда так сильно нужна эта игрушка или я, как взрослый, должен отказать?

Кто такой Хагги Вагги

Почему ребенок не хочет «полезную» игрушку?

Интерес малыша зависит не от экологичности игрушки, а от возраста ребенка и его предпочтений. Ребенку раннего возраста (от 1 до 3) интересна не игрушка как таковая, а то, что с ней можно делать: разбирать и собирать, вкладывать предметы один в другой, строить башенку из кубиков и ломать ее. Переживать нужно, если ребенок вообще ничем не интересуется. 

Слендермен — человек без лица, еще один персонаж, созданный участником интернет-форума Something Awful в 2009-м в качестве «нервирующего изображения».

Дети тянутся к яркому, потому что им нравится яркое! Даже в детских спектаклях они часто симпатизируют отрицательному персонажу. Почему? Да просто потому, что он яркий, харизматичный. К тому же он делает что-то запретное, неправильное. Это интересно. Но такая симпатия не означает, что ребенок сам мечтает вырасти злодеем.

Оценивать «полезность» игрушки нужно с точки зрения того, как ее воспринимает ребенок, а не взрослый. Ребенок может не играть кубиками или кинетическим песком из-за своих тактильных предпочтений. Взрослым ведь тоже не всего нравится касаться.

Слайм

Можно ли научить играть в «хорошие» игрушки?

Что касается предпочтений слаймов деревянным кубикам, бывает, что ребенок просто не знает, что именно можно делать с кубиками, в то время как со слаймом все понятно. Тогда имеет смысл показать ему возможности деревянных брусочков — строить города, дороги, прятать. Задача взрослого — показать ребенку разные игрушки и то, какие действия с ними можно совершать, а дальше в дело вступают личные предпочтения каждого малыша.

Почему ребенок просит игрушку «как у всех в классе»?

Срабатывает стадный инстинкт, ощущение принадлежности к своим — когда у всего класса есть такая игрушка, я тоже хочу, чтобы среди класса стать «своим». Игрушка в данном случае — это уже некий социальный маркер.

Детские игрушки

Дети в целом — потребители. Но не в смысле «вы мне все должны», а «что вижу, то хочу». Что-то новое, яркое всегда привлекает. Это потом, вырастая, дети становятся людьми, которые ничего для себя не хотят, потому что их этому научили родители.  

А пока не «объяснили» и не научили ничего не просить, ребенок ведет себя сообразно природе — видит-хочет.

Если потерялась любимая игрушка, отгоревать или срочно искать такую же?

Если родитель хорошо понимает и чувствует своего ребенка, точно знает, что без игрушки малыш не справится, то стоит поискать замену. К тому же имеет значение и возраст. Если это 1,5–2-летний карапуз, то что ему можно объяснить? А если это ребенок с расстройством аутического спектра и для него такая игрушка — вопрос жизни и смерти? Если ребенку уже около пяти лет, психологически он готов выдержать такую потерю, при грамотной поддержке родителей. Без грамотной тоже, но с ней лучше и не так травматично.

Грамотная поддержка — это не слова «Зайчик ушел к другому мальчику, ему он больше нужен», «Ну, поплакала один вечер по своей кукле и хватит. Подумаешь, кукла! У тебя таких 100 штук», «Что ты нюни распустил? Было бы из-за чего рыдать», «Давай какую-то другую игрушку купим или торт?».

Грамотная поддержка — это готовность просто быть рядом, чаще всего молча, гладить ребенка, горевать с ним и давать возможность плакать столько, сколько нужно.

Если вам тоже жалко игрушку, вы можете плакать вместе с ребенком. Для детей нормально — знать, что мама и папа тоже люди со своими эмоциями. Если есть возможность купить утраченную игрушку – стоит это сделать. Не стоит специально форсировать потерю, которых у ребенка в жизни будет еще очень много. Но и считать критичной ситуацию, когда игрушка потерялась, а аналога нет, тоже не надо. 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.