Иерей Святослав Шевченко о дизайнерских иконах: Антикультурализм наступает

На днях СМИ сообщили о том, что некое рекламное агентство в Екатеринбурге запустило пиар-кампанию, стилизованную под иконопись. Для того, чтобы продвинуть в массы магазин кухонных принадлежностей екатеринбургские рекламщики нарисовали подобие икон, где вместо святых образов поместили соковыжималки, штопоры и прочие аксессуары. Эти «художества» разместили в залах и даже туалетах питейных заведений.
Иерей Святослав Шевченко о дизайнерских иконах: Антикультурализм наступает

На мой субъективный взгляд, все это продолжение линии антикультурализма, которую упорно проводят в российскую действительность отдельные личности, позиционирующие себя лидерами современной арт-тусовки. Их главная цель – растабуировать отношения народа к области сакрального, к которым относятся христианские святыни.

Поиздеваться всласть

Эта линия заметно началась в 2003-м, когда в центре имени Сахарова была открыта кощунственная выставка «Осторожно – религия!», где специалисты по художественной провокации также поиздевались над иконами. Продолжена линия была в 2006-м на выставке «Запретное искусство – 2006». Здесь подключился одиозный галерист и политтехнолог Марат Гельман, который еще заявит о себе в 2012 с проектом «Icons», в котором явно прослеживался антицерковный подтекст.

А летом этого года в Воронеже в рамках фестиваля «Открыто!» прошла выставка «На Ивана Купала», в которой была экспозиция, где современные «художники» снова всласть поиздевались над православными иконами.

Духовно-культурная гигиена

О подобном «искусстве» высказывался германский император Вильгельм II: «Под флагом столь обширного злоупотребления словом «свобода» люди довольно часто впадают в необузданность, распущенность, высокомерие. Кто не соблюдает закона красоты, а также чувства эстетики и гармонии, что теплятся в груди каждого человека, хоть и не может этого выразить словами, отделяет себя и мысленно видит главное в особенном направлении, в определенном решении технических задач, тот грешит перед самим первоисточником искусства».

Получается, что тут, скорее, вопрос духовно-культурной гигиены народа. Если мы сегодня молчаливо допустим, чтобы наши святыни публично извращались и осмеивались, то завтра перестанем себя уважать. Здесь резонно возникает извечный вопрос: что делать?

2434-600x400

Иммунитет на суррогаты

На мой субъективный взгляд, ответы лежат на поверхности. Ну, во-первых, использовать все законные методы донести до общества и до властей свое отношение к традиционным ценностям. Это и мирные акции, и законодательные инициативы, и обращения в органы исполнительной власти, и голос лидеров общественного мнения.

А, во-вторых, искусственной антикультуре можно противопоставить только настоящую культуру. Ведь антикультура – это всегда карикатура на что-то привычное, традиционное, а значит, зажата рамками подражания, обезьянничества. А у чистого искусства нет рамок – оно парит, дышит, где хочет. И в наших силах поддержать талантливых православных художников разных направлений и устраивать выставки подлинного искусства. Ведь человек, попробовавший однажды здоровую пищу, запросто может получить иммунитет на суррогаты.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Рвали на себе одежду, перевязывали раны, носили пострадавших - дети рассказывают о том, что пережили
Почему акушерки унижают матерей и что в роддоме должно измениться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: