1 октября в Мосгорсуде рассматривается кассационная жалоба на приговор Хамовнического районного суда г. Москвы в отношении проходящих по делу о «панк-молебне» Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. Фактически, заседание суда может поставить точку в самом резонансном, как минимум, в последние полгода, а возможно и за несколько лет деле.
Какой вывод из самого инцидента, реакции на него, полемики и последующих связанных с ним событий могут для себя сделать Церковь и общество?
Комментирует иеромонах Димитрий (Першин):
Прежде всего, надо четко артикулировать, что именно в нашей реакции на хулиганскую акцию выходит за рамки внутрихрамового пространства в универсальное измерение этики — это отказ мириться с тем, что к людям, независимо от их религиозной и национальной принадлежности, возраста, пола и убеждений, можно относиться как к материалу, как к сырью для производства новостных поводов.
Неважно, где — в консерватории, в мечети или в детском саду, неважно, кто — художники, политики или просто озабоченные товарищи, важно то, что в подобных акциях человеческая боль рассматривается как издержки. В общем, цель оправдывает средства, а на людей нам наплевать. Именно это всколыхнуло людей, многие из которых не были ни христианами, ни ревнителями культурных традиций. Отсюда главная медийная задача — донести мысль о том, что наша реакция — это забота не о наших религиозных чувствах, а обо всех, кто может в следующий раз стать жертвой каких-либо манипуляций. Только в этом случае позиция Церкви обретает общечеловеческую значимость.
Второе. Сколь бы антипатична не была нам «акция», мы должны оставаться людьми христианской надежды и, в частности, помнить библейский эпиграф к роману «Анна Каренина»: «Мне отмщение и Аз воздам». Это слова Творца мироздания, адресованные тем, кому месть застилает глаза и помрачает рассудок. Наше дело — не мстить и воздавать, но пресечь беззаконие и предотвратить его повторение, даже если подобная невозмездная реакция и ущемляет наше достоинство. Апостол Павел советует нам даже во внутрицерковных спорах «лучше быть обиженными», что уж говорить о тяжбах со внешними?
Третье. Вот уже полгода, как ситуация разворачивается в соответствии с судебно-правовыми решениями государства. Всё, что мы можем сделать в этой ситуации, — это молиться о том, чтобы Господь просветил как судей, так и осужденных. Первым дал разум и сострадание, вторым — внутренний покаянный переворот и свободу не только от содержания под стражей, но и от потребительского отношения к окружающим людям.
Не думаю, что кричать на весь мир о том, что нас обидели до глубины души, — это правильная стратегия. Это стратегия агрессивных меньшинств, не уверенных в своей правоте. Полагаю, что то Царствие, которое, по слову Спасителя, не от мира сего, не нуждается в наших флагах, кричалках и демонстрациях.