«Игра
«Правмир» начинает новую рубрику — мы обсуждаем феномены культурной жизни, о которых взрослые могут не знать, но наши дети, подростки, активно об этом говорят и/или в этом участвуют. Мы делаем это не для того, чтобы пропагандировать тот или иной культурный феномен, а чтобы лучше понять своих детей. В конце концов, решение о том, стоит ли читать/смотреть это ребенку, принимаете вы сами. «Игра в кальмара» — сериал, который все обсуждают. Как подготовиться к разговору о нем с детьми?

Что за фильм «Игра в кальмара», про который все сейчас говорят?

Илья Переседов

Это южнокорейский девятисерийный сериал, который вышел на платформе Netflix в сентябре 2021 года. В октябре фильм стал самым популярным сериалом в истории этой платформы. За 25 дней его посмотрели 111 миллионов пользователей (статистика говорит про активные аккаунты на сервисе, но с одного аккаунта фильм могут смотреть несколько человек, так что эту цифру можно смело умножать вдвое, а то и втрое). 

Жанр фильма: социальная драма, триллер, антиутопия. Возрастная категория: 18+. По правилам Netflix, это подразумевает присутствие в фильме «жестокости, секса, наготы и сцен суицида». Секса и откровенной наготы в этом сериале почти нет, а вот жестокость и суицид — в избытке.

Почему у фильма такое странное название?

«Игра в кальмара» — уличная корейская детская игра. Если бы похожий фильм снимался в России, он бы назывался «Выше ноги от земли», «Вышибала» или «Море волнуется раз».

Про что этот фильм?

Четыреста пятьдесят шесть человек заперты на острове, где проходит турнир на выживание. Их заставляют по очереди играть в детские игры, проигрыши в которых заканчиваются смертью. У турнира есть призовой фонд. Смерть каждого участника пополняет его на фиксированную сумму. Победитель всех игр получает 45,6 миллиарда вон (38,5 миллионов долларов США).

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Остров хорошо оборудован для проживания большого числа игроков и проведения игр. Обслуживанием турнира занимается штат охранников и рабочих, которыми командует распорядитель.

Участники турнира — бедные, несчастные люди, ставшие жертвой трагических обстоятельств или равнодушия окружающих. Они добровольно участвуют в кровавых играх. В какой-то момент турнир даже ненадолго прерывается, так как большинство игроков решают его прекратить. Но потом они снова возвращаются на остров.

Обычная жизнь настолько тяжела, унизительна и невыносима для них, что люди готовы рискнуть ею ради фантастически крупной суммы денег, способной решить все их проблемы.

Нам подробно показывают истории нескольких участников турнира: как они жили до игр, как относятся к окружающему миру и другим людям, на что готовы пойти ради денег и как пытаются (или нет) сохранить в себе человечность в экстремальных условиях.

Он правда очень страшный?

Формально «Игру в кальмара» нельзя назвать фильмом ужасов. В нем почти нет очень натуралистичных сцен и шокирующих крупных планов. Фильм пугает в первую очередь своим повествованием, страшными поворотами сюжета и психологическим напряжением. В картине детально показан страх смерти персонажей, муки выбора, который они испытывают, решая, кто из участников игры, с которыми они успели подружиться, должен умереть следующим.

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Параллельно с турниром группа коррумпированных охранников изымает у проигравших участников органы для перепродажи. Сцены, связанные с этой линией сюжета, способны вызвать отвращение и шок у неподготовленного зрителя.

Почему этот фильм такой популярный?

«Игра в кальмара» — малооригинальный фильм. Это яркий представитель отдельного жанра фильмов про игры на выживание, очень популярного в Азии. Все они строятся по одному принципу: люди участвуют в играх, выйти из которых живым может лишь победитель. Эмоциональный накал подобных картин достигается за счет демонстрации страданий и мук выбора героев. 

Эти фильмы стараются спровоцировать зрителей на крайнюю эмпатию и жалость к участникам игр.

Очень часто действующими лицами таких фильмов становятся подростки или люди, которых любовь к родным заставляет рискнуть жизнью. В этом жанре снимаются полнометражные фильмы (например, «Королевская битва»), сериалы («Игра в кальмара» и «Алиса в Пограничье»), мультсериалы («Небесное вторжение»). Из аналогов в европейском кино можно назвать серию фильмов «Пила» и фантастическую эпопею «Голодные игры».

«Игра в кальмара» очень выгодно смотрится на фоне своих аналогов в азиатском кино. Долгое время подобные фильмы были малобюджетными, их действие строилось по абсолютно линейному сюжету и в них снимались малоизвестные актеры. В «Игре в кальмара» все наоборот: это очень стильный и достаточно дорогой фильм со сложными декорациями и огромной труппой, у него сложный сюжет со множеством неожиданных поворотов и параллельных ответвлений, в нем снимаются не просто звезды, а сильные драматические актеры, способные передать на экране сложные эмоции и глубокие внутренние переживания. Можно сказать, что «Игра в кальмара» стал локомотивом этого жанра, поднял его на новый уровень и в ближайшее время нас ждет появление множества новых фильмов похожей тематики.

Почему люди смотрят такие фильмы?

На этот вопрос может быть несколько ответов. 

Во-первых, людям исторически нравятся игры, в которых есть угроза смерти или увечий участников. Кажется, это заложено в нашей природе. Память о смертельных боях гладиаторов на римских аренах живет в веках. Хоккейные турниры с драками в разы популярнее, чем без них. Многие зрители автогонок не скрывают, что смотрят их ради аварий, а вовсе не ради результатов. Кинематограф средствами драматургии доводит этот интерес до предела.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Во-вторых, такие фильмы дают ощущение, что открывают для зрителя завесу тайны в понимании человеческой природы. Они в деталях показывают, как меняется характер героев под гнетом обстоятельств, и одновременно с этим ставят вопрос о границах человечности в людях, что побуждает нас поступать гуманно и как долго мы сможем сдерживать в себе звериное начало под угрозой смерти? Тут можно вспомнить роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и так называемый «Стэнфордский тюремный эксперимент» (с его последующим скандальным разоблачением), которые стали всемирно известными и популярными по этой же причине.

В психологии и философии существует теория «пограничного состояния». Ее развивали Карл Ясперс, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Она утверждает, что перед угрозой смерти человек способен отвергнуть ненужные и опасные в этот момент сомнения, сдержанность и страх. Он может обрести полноту бытия и стать собой в полной мере, раскрыв весь свой потенциал. Фильмы вроде «Игры в кальмара» обязательно показывают в конце такую героическую трансформацию главных персонажей и воодушевляют этим своих зрителей.

Кроме того, у всех таких фильмов всегда есть социальный и религиозный подтекст. Заставляя зрителей сочувствовать своим героям, они ставят вопрос о глобальном несовершенстве мира, который вынуждает людей терпеть и переносить страшные страдания. 

В фильме «Игра в кальмара» бедственное положение игроков напрямую противопоставляется благополучию развращенных миллиардеров, которые с усмешкой и азартом наблюдают за их муками.

Иногда это противопоставление строится по линии отцов и детей, иногда — тоталитарного правительства и граждан. В любом случае, в таких фильмах всегда есть какой-то заметный социальный конфликт, с которым зрители могли бы себя проассоциировать.

Что касается религиозного подтекста таких азиатских фильмов, он может быть неочевиден для европейских зрителей. Основу южнокорейских религиозных верований (как и большинства азиатских стран) составляет многобожие, которое объединяется в универсальную концепцию внутри дзен-буддизма. Согласно языческим верованиям, боги совершенны и ни в чем не нуждаются. Соответственно, самый естественный для них вид досуга — азартные игры. А единственное чем и кем они могут играть — это люди и их жизни. Такое отношение к богам можно встретить по всему миру. Вспомним хотя бы античные мифы: Геракл, Тесей, Ясон и аргонавты — все они участвуют в своеобразных играх на выживание, развлекая богов. Победитель в таких играх подтверждает тем самым свою близость к богам. И сам становится на фоне других людей практически полубогом.

Особенность азиатской культуры проявляется здесь в том, что человек не просто может победить в играх, приблизившись к сакральному миру. Ему доступно обрести дзен — высшее просветление, высшую мудрость и соединиться с основами всего бытия. В этом состоянии он превосходит земных богов. И, значит, может наказывать их и даже уничтожить. Что-то подобное мы видим в финале фильма «Игра в кальмара».

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Что нужно знать про «Игру в кальмара», чтобы быть в тренде?

Фильм «Игра в кальмара» вошел в поп-культуру несколькими образами, которые сейчас активно транслируются в мемах и косплеятся (имитируются).

Это внешний вид персонажей: зеленые спортивные костюмы игроков, малиновые спортивные костюмы и маски охранников.

Атрибуты игр: в первую очередь — леденцы, которые были реквизитом одной из игр. Еще миллионам людей приглянулась гигантская девочка-робот, которая стоит у дерева и, поворачиваясь, убивает участников, движение которых замечает.

Символы: круг, треугольник, квадрат — логотип игры.

Если вы увидите на Хэллоуине людей в темных масках и розовых спортивных костюмах, знайте, что это отсылка к фильму «Игра в кальмара».

А если приготовите своим детям-старшеклассникам в школу леденцы, как из фильма, то вызовете восторг. Сегодня это хайп и ауф.

«Игра в кальмара». Почему я смотрю этот сериал с дочерью
Подробнее
Тутта Ларсен: «Как дети остались с “Игрой в кальмара” один на один?»
Подробнее
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.