Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).

Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.

18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму.
Публикуем интервью матушки Варвары.

— Матушка, какие самые яркие впечатления остались у Вас в памяти из раннего детства?

— Родом я из города Чудово Новгородской области. И родители мои, и все родственники были людьми глубоко верующими. Отец работал мастером на местном стекольном заводе, а мама воспитывала семерых детей. От природы она обладала красивым голосом, и привила и нам, детям, любовь к храму и церковному пению. В нашем роду все были певчие — и тёти, и дяди были голосистые, а дядя Фёдор Иванович Поляков до войны был регентом церковного хора. Соберутся все гости к нам, начнут петь, люди останавливаются у наших окон послушать и просят спеть ещё. Я была младшей в семье, старшие сёстры вышли замуж, а я все с мамой — она поёт в церковном хоре, и я с ней.

Из детских воспоминаний не забыть и то, что пришлось пережить, когда началась война. Мне шёл тогда одиннадцатый год. Немцы подступали к Ленинграду, а Чудово расположено всего в ста километрах. Начались бомбёжки, и мы через лес недели две шли в Тихвин, откуда эшелоном нас отправили в Кировскую область. Туда ранее был эвакуирован Пушкинский детский дом, где моя старшая сестра, Любовь Алексеевна, была заведующей. И вот там мы прожили до 1947 года. И голод, и холод, всё перетерпели, но всё же не было бомб и снарядов. За 12 километров ходили в церковь, пели в хоре. После занятий в школе я ещё помогала воспитателям детского дома ухаживать за детишками. Старшая сестра даже советовала мне стать воспитательницей.

— Когда Вы поняли, каково Ваше призвание?

— В 1947 году мы приехали в Лугу. Я закончила бухгалтерские курсы и работала на почте. Ходила в Казанскую церковь и пела в церковном хоре. Думаю, в моём призвании сыграла роль родительская молитва. Дело в том, что моя мама до замужества просилась у родителей в монастырь. Но её не пустили, потому что она была старшей из 15 детей и ей надо было нянчить младших. Она безропотно подчинилась воле родителей, которые выдали её замуж за хорошего мастера стекольного завода Алексея Трофимова, моего отца. Нас у родителей было семеро — пять девочек и два мальчика, и мама очень хотела, чтобы кто-то из девочек пошёл в монастырь и молилась об этом.

— Когда впервые у Вас возникла мысль уйти в монастырь?

— Мне было 20 лет, я поехала в гости к старшей сестре, которая жила в Вильнюсе. И мне очень понравилось бывать в местном монастыре, всё мне там было по душе: и неспешные службы, и монашеское пение, и размеренное чтение, и длинные одежды монахинь. Видимо, здесь и проявилось впервые мое призвание к монашеской жизни. В то время настоятельницей Виленского монастыря была игумения Нина Баташева (впоследствии схиигумения Варвара) — человек замечательный, деятельный. Она мне впоследствии очень многое дала, многому научила. А тогда она посмотрела на меня и сказала одной из сестер: «Феофанечка, да она из рода нашего». А я и не поняла, что это значит. Но вскоре попросилась к ней в монастырь. Матушка готова была взять, но в том момент не давали прописку в Вильнюсе. Пообещала, что, как только будет возможность, примет меня в свою обитель.

Жду год, жду второй, она хлопочет, но никак не прописать. О других монастырях я ничего не знала. И вдруг мне говорят: «В Эстонии есть женский монастырь». Попросила разрешения у мамы поехать посмотреть и так и осталась в Эстонии. Помню, матушка игумения Рафаила спрашивала меня, когда я сказала, что хочу в Пюхтицкий монастырь: «А ты косить умеешь? А пахать? А с лошадками управляться? Не умеешь… А что ты будешь делать у нас?». Это она меня так испытывала. А я сказала: «Всё, чему научите, буду делать». И всему научилась: и косить, и жать, и молотить цепями, и камни с полей собирать. Вот так я и оказалась в Пюхтице. И это моя судьба, мое призвание, а без него в монастыре и одного дня не проживёшь!

— Но потом судьба вновь Вас привела в монастырь к Матушке Игумении Нине в Вильнюс?

— Да, когда выяснилось, что матушка Нина всё же выхлопотала для меня прописку. А я уже была в Пюхтице. Однако наша настоятельница разрешила мне вместе с сестрой Георгией, которая сейчас настоятельница монастыря в Иерусалиме, поехать в Вильнюс, так сказать, в длительную командировку. И я там прожила 12 лет, была бухгалтером в епархиальном управлении, пела в хоре, ездила в Москву по казначейским делам.

— Но Вам суждено было вернуться туда, где Вы начинали свой монашеский путь, в Пюхтицу?

— Да, в Пюхтице игумения Ангелина уже была старенькой, болезненной, а монастырь большой, многое в нём требовалось построить, отремонтировать, привести в порядок. Сюда стекалось много паломников, туристов. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) хотел, чтобы новой настоятельницей стала именно пюхтицкая сестра. Ему подсказали, что в Вильнюсе есть две сестры именно из Пюхтицы. Вызывает Святейший меня в Москву. Одевает крест и даёт указ. Я ему говорю: «Ваше Святейшество, какая же из меня игумения, у меня ведь и опыта нет». «А знаешь, какая будешь у меня игумения, — сказал он, — игумения будешь за святое послушание. Вот твое игуменство». Ну, если за святое послушание, тогда ладно, а то я всё плакала, не соглашалась. Было мне всего 37 лет.

— Матушка, Вы общались со многими великими людьми и духовно связаны со многими монастырями, с Афоном, Иерусалимом и известными подвижниками нашего времени — митр. Вениамином (Федченко), преп. Симеоном (Жилиным), Виленской схиигуменией Варварой, протоиереем Николаем (Гурьяновым), архим. Иоанном (Крестьянкиным) и многими другими, посещали преподобного Серафима (Вырицкого) и получили благословение от него незадолго перед началом монашеского пути. Вы и сама человек очень известный и почитаемый. Как Вы относитесь к своей известности?

— Я не считаю себя какой-то особенной, и мы не должны приписывать себе никаких заслуг: мы всего лишь исполняем послушание, данное нам от Бога и делаем то, что должны сделать… В Святом Евангелии сказано, что когда мы исполним все повеленное нам, должны говорить: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать» (Лк. 17, 10) и, конечно, не помышлять о себе великое и не приписывать себе никаких заслуг. Вот я смотрю на молодых сестёр, радуюсь, что они многое могут сегодня, помогают мне и по хозяйственной части, и по административным делам, они образованные.

— Образование, интеллект необходимы монашествующим, или же достаточно иметь смирение и послушание?

— На мой взгляд, чем человек образованнее, тем он смиреннее и спокойнее и тем у него лучшее отношение к людям, поэтому не надо думать, что образование вещь не нужная или даже вредная помеха в монашеской жизни…

— Что Вам не нравится в современном мире?

— Трудное наше время, трудно соединяются люди, часто между ними разобщенность, непонимание, а связующее начало — любовь. Поэтому мы и должны являть миру главное сокровище христианства — любовь, и во всех обстоятельствах жизни мы, христиане, должны оставаться делателями добра и любви, молиться, помогать больным, обездоленным, одиноким. Ведь самая главная евангельская заповедь — это заповедь о любви к Богу и ближнему, и мы стараемся, чтобы этой жертвенной христианской любовью люди были постоянно окружены в монастыре, чтобы монастырь наш всегда был островком веры, любви, служения людям.

— Пюхтицкий монастырь часто называют «жемчужиной Эстонии». Какое, по Вашему мнению, сейчас у людей отношение к Церкви, к монастырям?

— Сейчас особенно заметно, как многие обратились к Церкви, и к нам приходят люди помолиться, побыть среди мирной обстановки, ищут здесь духовного назидания и умиротворения, черпают духовные силы для своих повседневных трудов, для повседневной жизни. Ведь место, где стоит наш монастырь, особое, избрано Божией Матерью и освящено Её стопами. Таким местам, особенно Ею возлюбленным, Матерь Божия являет многие Свои милости, простирая над ними Свой Покров. Некоторые приезжают в обитель не для паломничества и молитвы, а просто для обозрения, но и они обретают здесь спокойствие и мир души. Посетив монастырь, люди обычно так и говорят: это очень мирное место.

— К Вам много людей приходит, звонят, все хотят получить благословение, совет. Вас это не тяготит, не устаете?

— Нет, хотя, конечно, монашеская жизнь тяжёлая, но монах живет для людей, а не для себя. А про пост игумении и говорить нечего. У игумении, как у часов, и днём, и ночью без перерыва мозг не останавливается: то бы не забыть, это надо сделать. Иной раз, когда народу очень много, рука устает благословлять, физически тяжело, но это меня не тяготит. Я люблю людей, жалею каждого, даже если говорят про человека, что он плохой. Но он не родился плохим, возможно, обстоятельства жизни сделали его таким. Матерь Божья сюда приводит людей. Вижу часто они на коленочках стоят в храме, плачут, горе какое-то у человека. Иной раз так расстроюсь, хочется принять все беды, помочь.

— Вы счастливы?

— Я счастлива, что есть Пюхтица, что сёстры мои очень любят молиться. А ведь у нас поля, огороды, скот, которые требуют много сил и времени, и с первых дней сестры обеспечивают себя и паломников трудами рук своих, но не смотря на это, с любовью молятся.

— Матушка, Вы прожили большую, трудную, но удивительно красивую жизнь. Обращаясь к Вашему и духовному, и жизненному опыту, который огромен, скажите, пожалуйста, что является важнейшим для спасения человеческой души?

— Вера, непоколебимая вера в Бога и в Его всеблагой и совершенный Промысел, ведущий человека ко спасению. Счастлив тот человек, который имеет доверие Богу и послушание Ему, сознавая то, что истина на земле пребывает лишь в Церкви. И как несчастен и очень одинок человек, отвернувшийся от Господа, не имеющий авторитетов в духовной жизни.

— Мы знаем, матушка, что в Вашей обители стал особо отмечаться ещё один праздник — Пюхтицкой иконы Божией Матери. Расскажите немного об этом.

— Да, это очень радостный для нас день — 1 июля. Ведь Пюхтицкий образ был написан в нашем монастыре первыми пюхтицкими живописицами, изобразившими явление в 16 веке Пречистой Богоматери на этой Святой горе. Празднование установлено и внесено в Церковный календарь по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Составлена служба с акафистом. Икона дорога нам и тем, что напоминает о святом праведном Иоанне Кронштадтском — она предназначалась в дар дорогому Батюшке и находилась у него, поэтому эта икона несёт и его благословение.

— Светлая вера в Промысл Божий, дорогая матушка, движет всей Вашей жизнью и через Вас спасает многих и многих. Позвольте по случаю Вашего славного 80-летия от имени всех читателей газеты «Мир Православия», Ваших постоянных паломников и почитателей пожелать Вам здравия и спасения и во всём благого поспешения и многих, многих лет жизни на благо и процветание обители Пюхтицкой и во славу Церкви Божией!

Беседовали Нана Воропаева и Наталья Шемякина. Мир Православия

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.