ИИ вынуждает российские вузы менять старые учебные форматы
10 декабря. ПРАВМИР. Использование технологий искусственного интеллекта продолжает менять систему высшего образования в России, и вузы по-разному адаптируются к новым условиям. Дискуссия началась еще в 2023 году, когда студент РГГУ защитил выпускную работу, написанную при помощи нейросетей.
С тех пор университеты обсуждают, как этично применять ИИ и какие нормы должны регулировать его использование.
Часть вузов создает образовательные программы, связанные с ИИ, другие — разрабатывают правила и кодексы.
В Самарском университете подготовили свод принципов, призванный отделять добросовестное использование технологий от академического мошенничества.
«Кодекс направлен на обеспечение академической честности… и должен создать прозрачные «правила игры»», — отмечает доцент кафедры педагогики Валентина Мантуленко.
В НИУ ВШЭ действует собственный регламент: студенты обязаны указывать, где использовали ИИ, иначе могут получить дисциплинарное взыскание. Руководитель департамента больших данных Евгений Соколов подчеркивает, что использование разрешено, если преподаватель не установил иное.
СПбГУ, ТГУ и Сколтех выбрали разные модели регулирования — от ограничений до частичного разрешения. Как поясняет эксперт СПбГУ Камилла Нигматуллина, наиболее распространенный подход — разрешить обработку информации и запретить генерацию научного текста.
Параллельно растет число образовательных программ. ИИ-направления уже существуют в ИТМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана, ВШЭ, МИСИС и МГУ. На факультете журналистики МГУ действует программа «Искусственный интеллект и большие данные в медиакоммуникациях».
«Мы обучаем понимать, как нейросети работают и как применяются в медиапроектах», — рассказал ее руководитель Андрей Вырковский. В МГУ также открыт факультет искусственного интеллекта под руководством Ивана Оселедца.
Компетенции работы с ИИ становятся востребованы и у работодателей. По словам Анны Орловой из Т-банка, важность приобретают навыки постановки задач, критическое мышление и проверка фактов.
HR-директор «Яндекса» Дарья Золотухина подтверждает: «Половина наших разработчиков уже регулярно пользуется ИИ-инструментами».
При этом преподаватели отмечают, что нейросети остаются вспомогательным инструментом.
«ИИ может улучшить текст, автоматизировать рутинные подзадачи, но я не видел, чтобы студенты использовали его для решения открытых проблем», — говорит Соколов.
Мантуленко подчеркивает, что ИИ должен выступать «трамплином» для размышлений, а не заменой мышления.
Эксперты ожидают, что в будущем роль ИИ вырастет, но изменится формат оценивания: традиционные письменные задания будут уступать место устным экзаменам и практическим обсуждениям.