«Когда скульптуры святых увозили из деревень, люди плакали. И потом, уже в Перми, в музее часто видели деревенских мужиков, которые приезжали помолиться «своему богу».

В Государственный исторический музей привезли выставку христианских древностей Пермского края. Иконы, вышивка, церковные облачения и, наконец, деревянные скульптуры святых — созданные на стыке христианской и языческой, коми-пермяцкой, русской и европейской традиций. Здесь у Сына Божьего могли быть раскосые татарские глаза, а ангелов одевали в петровские мундиры и парики.

В истории и каноничности пермских скульптур разбирался Правмир.

Распятие в «херувимах». Кон. ХIX в. Резчик Н. Кирьянов

Распятие в «херувимах». Кон. ХIX в. Резчик Н. Кирьянов

Расставание и обретение

«Храмовую пластику собирали в единую коллекцию в период с 1920-го по 1926-й годы. Церкви закрывались, их имущество изымали или уничтожали. Специалисты понимали: древнее наследие нужно спасать. Было несколько экспедиций, очень тяжелых — буквально, исследователи шли в леса, шли на подводах. К участию привлекли Лучанарского, Грабаря. У Грабаря есть письмо, где он пишет: «Условия тяжелые. Не знаю, вернусь ли?» — Юлия Тавризян, директор Пермской галереи, рассказывает о том, как на заре советской эпохи музейщики спасали храмовые древности.

«Их и выставляли сначала под атеистическими лозунгами, — продолжает специалист. — Вот, дескать, посмотрите, какие предрассудки бытовали в народе. Но, вероятно, именно такое отношение и спасло их в свое время».

директор Пермской художественной галереи

директор Пермской художественной галереи

Жители деревень расставались со своими святынями трудно. «В одном из сел устроили настоящие похороны: для скульптуры сделали гроб, насыпали в него опилок, покрыли погребальной тканью, — рассказывает Евгения Шабурова, хранитель коллекции. — Для местных жителей это были настоящие проводы в иной мир».

Христианство стало проникать в Пермский край с середины XIV века. Святитель Стефан Пермский перевел богослужения на язык «зырян» — так в древности называли народ «коми». В Пермской земле жили еще ханты, манси, удмурты, татары — это была плавильня национальностей. После русско-польских войн XVII века сюда же стали ссылать военнопленных поляков.

В 1455 году при попытке крещения коренного населения в Чердыни вогулы (старое название народа манси) убили владыку Питирима. В 1462 владыка Иона вторично крестил Великую Пермь и основал в Чердыни первый монастырь — Иоанно-Богословский.

«Пермская христианская скульптура родилась на сплаве христианской и языческой традиций. В древности коренные обитатели Перми делали пластичные изображения своих богов. С приходом христианства они переняли традиции иконографии, и поменялось направление их творчества», — говорит Юлия Тавризян.

Время создания большинства скульптур — период с 17 по 19 век. Специалисты полагают, что дело не обошлось без польского влияния: расселяясь в Пермском крае, поляки приносили с собой католические традиции, где храмовая пластика была распространена. Местные народы заимствовали ее и переводили на свой лад.

«Скульптура вбирала в себя портретные черты людей, населявших эту землю. Бога и святых наделяли чертами и эмоциями обычных людей. Так, Сын Божий получал татарские или коми-пермяцкие черты, и это сходство обеспечивало Ему еще более теплую любовь местных жителей», — говорит Евгения Шабурова.

Евгения Шабурова, хранитель коллекции пермской деревянной скульптуры

Евгения Шабурова, хранитель коллекции пермской деревянной скульптуры

В своем стремлении сделать святых похожими на обычных людей создатели скульптур заходили далеко. В коллекции есть скульптура сидящего Спаса, где тот одет в длинное синее платье. Есть мнение, что в подобном же платье, подпоясавшись, ходили коми-пермяцкие крестьяне. А на других работах в качестве образца для подражания был выбран Петр I, и оттого на Петра похож и сам Спаситель, и ангелы, которые Его окружают. «Это было такое народное прочтение христианской традиции», — резюмирует директор Пермской галереи.

Каноны и гонения

Резчики скульптур в основном были людьми простыми. Наиболее известны имена Дмитрия Домнина и Никона Кирьянова. Первый жил в 18 веке и был крепостным крестьянином — полагают, что его выучил на плотника собственный хозяин. Никон Кирьянов, живший на рубеже 19–20 веков — тоже выходец из крестьян. Он научился работе по дереву у своего односельчанина. Потом, собрав средства, выстроил две часовни, которые украсил своими скульптурами.

Распятие в «херувимах». Кон. ХIX в. Резчик Н. Кирьянов

Распятие в «херувимах». Кон. ХIX в. Резчик Н. Кирьянов

Наиболее популярными у резчиков были изображения распятого Христа, Христа Сидящего — его еще называют Христом в Темнице, а также святых — Николая Чудотворца и мученицы Параскевы. «Распятиями часто украшали иконостасы, а если они были слишком велики — им отводили особое место в храме. Фигуры Спаса Сидящего обычно размещали в углублениях — темницах — которые делали по углам церквей», — рассказывает Юлия Тавризян.

Полагают, что изображение Спаса Сидящего был так популярно еще и потому, что его было удобно прятать. «В Синодальный период были моменты, когда к скульптурам относились с критикой, запрещали их, — говорит Евгения Шабурова. — И тогда перед приездом проверяющих из епархии фигуры накрывали и уносили в подвал. Когда комиссия уезжала, Спас возвращался на место».

Канонических запретов на пластическое изображение святых в Церкви никогда не было, говорит протоиерей Андрей Румянцев, член искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете Московской Епархии: «Другое дело, что сам Синодальный период был особым периодом в церковной истории, когда многое с трудом увязывалось с канонами».

Христианство никогда не задавливало народы в их творческом развитии, заключает священник. Каждый народ привносил свое видение и органично входил с ним в общую культурную основу Церкви.

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Херувим из с. Нижнечусовские Городки. XIХ в.

Херувим из с. Нижнечусовские Городки. XIХ в.

Пермская деревянная скульптура

Св. Николай Можайский из с. Миндули. XVIII в.

Св. Николай Можайский из с. Миндули. XVIII в.

Параскева Пятница со святыми Екатериной и Варварой из с. Ныроб. XVIII-XIX вв.

Параскева Пятница со святыми Екатериной и Варварой из с. Ныроб. XVIII-XIX вв.

Св. Николай Можайский из д. Крохова. XVIII в.

Св. Николай Можайский из д. Крохова. XVIII в.

Нина Казаринова, заместитель директора галереи по науке

Нина Казаринова, заместитель директора галереи по науке

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура

Михаил Боков

Фото Анны Гальпериной

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.