Троица
Ольга Шульчева-Джарман размышляет о традиции изображения Пресвятой Троицы в православной иконе, а также о том, каким образом Троица присутствует на иконе Воскресения Христова.

Троица, Чья тайна красками и кистью начертана преподобным Андреем Рублевым – Троица, Бог наш, Бог христиан и Бог всех – непостижимая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе, помилуй мир!

Порой иностранцы, заинтересовавшиеся восточным (и русским в частности) христианством, восторгаются иконой преподобного Андрея и как дети пытаются найти на ней точное изображение Каждого из Трех Лиц. Восторгаются непосредственностью и смелостью «русской души», не побоявшейся «балансировать на грани язычества».

Но такое «называние» каждого из Лиц – и есть дерзость, и есть «балансирование» на этой грани.

Икона Троицы Животворящей письма преподобного Андрея – прежде всего, есть свидетельство о Тайне Троичности.

Да, в центре – Ангел, символизирующий Жертву прежде всех век, Сына. Но и Два Ангела сходят в мир – и это уже о послании Сына и Духа Отцом.

И Чаша – на престоле, и по краям фигур Ангелов, по наружным и по внутренним – и стоит, и опрокидывается на взирающего в трепете, ибо Троическая жизнь изливается в мир от Бога Жизнодавца, от Троицы-Единицы.

Троица преподобного Андрея Рублева

Троица преподобного Андрея Рублева

***

Новый извод иконы Воскресения поначалу кажется какой-то попыткой сочетать западный иконографический тип Воскресения как выхода Христа Воскресшего из гроба и темы явления ангела мироносицам. Но, если вдуматься в замысел иконы, то перед нами предстают иные горизонты.

Все Трое, – «Иной, и Иной, и Иной» – по слову святителя Григория Богослова, вся неописуемая Божественная Единица – здесь, и Он – один от Троицы, и как это совершается, никто не знает, ибо это тайна неизреченная. Но Тот, кто сидит во главе стола Авраама, теперь стоит на Престоле, в ризах белых победных, и Два Спутника Его – рядом с Ним, Воскресшим.

… Христе Боже,

Смертию смерть поправый,

Един сый Святыя Троицы…

Здесь – центральный Ангел – более не символ, ибо сбылось обетование Аврааму. Сбылось всё написанное «в пророках и псалмах».

Он – Иерей вовек по чину Мелхиседекову. Он – Великий Первосвященник, тот самый Муж в льняном хитоне посреде двоих людей-ангелов на реке в видении Даниила (Дан.12:5-7). И Он клянется Самим Собой — ибо нет над Ним более высокого, чтобы клясться кем-то еще (Евр.6:13) – клянется, что времени уже не будет.

День начинается с Его исходом из гроба – день первый и осьмой – жизнь новая, которая была у Отца и явилась нам. Мы видели славу Его – Единородного от Отца. Он есть – невечерний день, Он есть – радостный и тихий Свет, который никогда не склонится к закату. И многие, подобно Ему, очистятся, убелятся и переплавлены будут (Дан. 12:10).

Сын Человеческий стоит на камне – Он страшен и чуден, Он – страх Иакова, тот камень, что полит миром жертвоприношения. Мироносиц объял трепет и ужас, как праотца Иакова. (Быт.28:10-17) «яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная» – повторяет созерцающий икону, испуганный, как Иаков, поверженный, как воины у гроба. Здесь нет воинов – созерцатель стал одним из них.

И восходят и нисходят ангелы лестницей от земли, соединенной небу, по стезе проходной Небеси, проложенной Первопроходцем-Сыном Человеческим, тем, кто был страхом Иакова, тем, кто был Ночным Борцом. Но теперь жила повреждена на Его, человеческом бедре, подчеркнута складкой хитона. Навсегда на теле Его – язвы гвоздиные, и кто увидит их, исповедует в страхе священном Фомы: Господь мой и Бог мой.

Но прободенное Тело Его – и есть камень краеугольный, нерукосечный, сокрушающий все царства мира и славу их.

Камень – это и скала Духа, ибо в Духе был воскрешен Начальник, Первенец Жизни Новой Иисус (Рим. 8, 2).

То – «свидетельство, что прав Господь, скала моя, и что неправды нет у Него». (Пс.91:16 — перевод С.С.Аверинцева). Духом прелагаются Дары приносимые за всех и за вся. Духом является Воскресший ученикам. Духом познается Иисус, посылающий Духа Утешителя от Отца. И мы с Магдалиною узнаем Иисуса в Духе, ибо иначе узнать Его не можем и по плоти более не знаем Его (2 Кор.5.16).

И Сын Человечь прорекает о Духе. Слушайте, кости сухие, дом Израилев, церковь непомилованная! Он – восстал из гроба, Он – благовестник Своего Воскресения! Он – первый колос и первый сноп, принесенный к жертвеннику Божию, совершенный вовеки Жертва и Жрец, приносяй и приносимый, Великий Архиерей вовек по чину Мелхиседекову. Священство Его – непреходящая, жертва Его – совершенная. Воскликнул Он на Кресте – «Тетелеста!» Совершилось! — и совершил невозможное. Жертва Его изменяет народ, чад Его.

Иисус Христос, Сын Человеческий, воскрешенный в Духе Божием, стоит перед равниной сухих костей, подобно пророку Иезекиилю. Он взирает на долину тени смертной, в которой пребывает Его народ, те, кто взирают на икону (Мф 4.16; Ис 9.1) и прорекает о Духе. Здесь совершается то, о чем звучит чтение Великой Субботы из пророка Иезекииля (Иез.37:1-10).

Дух, о котором прорекает Сын Человеческий, придет от четырех ветров оживить сухие кости разрушенного дома Израилева, разрушенного человечества, и утешит не узнающую его Магдалину Марию взирающую на Него из тьмы, из Галилеи языческой…

Иисус приводит ставших родными Ему по богооставленности умерших с Собой, туда, куда Сам восходит, ибо Он – первый колос и первый плод от той земли (Кол. 1:18), от которой не было никакой надежды, которая была прокляла за Каина, которая приняла кровь Авеля и не вернула ее, и не дала Авелю жизни. Ибо Авель умер, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3), но – се! — явился Христос, жизнь Авелева, кровь Авелева, семя Авелево, слава Авелева. Ибо слава Божия – всякий человек живой, как сказал священномученик Ириней Лионский.

Бог Иисуса Христа умерших во Христе приводит к Себе вместе с Сыном Своим…

Таинство Воскресения совершается не на виду, но в недре человеческого сердца, ибо по слову преподобного Макария Египетского – Он сходит в глубины ада и в глубокое недро сердца.

Воскресение совершается в глубине человека, Спаситель Воскресший и Свидетель верный приходит – и обитель у него сотворяет – и человек становится третьим свидетелем, вместе со Христом, – он сын с Сыном Единородным.

И Дух Христов являет ему Христа на Престоле в дарах, принесенных Церковью, безутешной Магдалиной из скорбной языческой Галилеи.

И в этом свидетельство Церкви – в дарах является Сам Приносящий их ко Отцу.
Се, Откровение Того, кто в сени Авраамовой принес Сарре смех. Он явился посреди двух свидетелей – Он – свидетель верен, Ей и Аминь.

Все Трое, вся неописуемая Единица – здесь, и Он – один от Троицы, и как это совершается, никто не знает, ибо это тайна неизреченная. Но Тот, кто сидит во главе стола Авраама, теперь стоит на Престоле, в ризах белых победных, и Два Спутника Его – рядом с Ним, Воскресшим.

Бог-Троица животворит мир Любовью Своей и Жертвой, что на Престоле.

***

Един — Кто воду — от камня,
Един — Кто воду — в вино,
Един — Кто свят и прославлен,
Един — созвавший в одно,
всех вод исцеляя горечь,
Един — вознесен и высок,
Един — Восстающий в полночь —
являет, что верен — Бог.


Читайте также:

Словарь Правмира — Святая Троица

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.