Православный в Интернете. Священник Сергий Круглов об Интернет-грехах

Проводить время в сети — это грех? В активных дискуссиях в социальных сетях есть место и раздражению, и взаимным обидам, и насмешкам… Может быть, это уже какие-то специальные интернет-грехи? Отвечает священник Сергий Круглов.

Думаю, что никаких специальных интернет-грехов не существует. Прежде всего, потому, что сама природа греха такова: это не что-то «созданное», новое и прежде небывалое, ведь диавол, родоначальник греха, ни в коей мере не творец. Он может только портить уже созданные Богом вещи… И за тысячи лет новых грехов не появилось, в нашем сердце гнездятся все те же старые гордость, нелюбовь, леность, похоть, трусость, маловерие… Просто в разные времена они носят разные одежды. Во времена интернета — одежды, в том числе, сетевые.

Вместо того чтоб заняться делом, «зависаем» в соцсетях, ставим бесконечные лайки, участвуем в зачастую совсем нам не нужных дискуссиях, перебираем сотни фоток? Это она, наша лень-матушка, духовная оцепенелость.

Спешим перепостить чей-то гневный призыв к «дружбе против кого-то», или кого-то забанить, или пишем под чьим-то постом презрительный комментарий, иногда не вчитавшись в суть вопроса — это оно, осуждение, в котором мы раз за разом каемся на исповеди, а оно никуда не девается.

Пишем пост с жалобой на жизнь, ждем, чтоб нас пожалели сотни френдов — а в основе все те же знакомые уныние, маловерие, ропот…

Сто раз давали себе зарок, но так и тянемся мышкой ткнуть в сомнительного содержания сайт и поглазеть на полуголые телеса в эротических позах или с завистью рассматриваем интерьеры шикарных вилл и фото дорогих автомобилей — так про бесплодную, самое себя поедающую, похоть очей еще апостол говорил в своем послании…

Так что каяться в интернет-грехах приходится ровно так же, как и в грехах обычных. Различия между ними нет никакого. Впрочем, кроме разве что одного (его подмечают и от него страдают многие пользователи, особенно те, кто активны в соцсетях): интернет-грех как-то более пакостен потому, что совершается легче, чем грех в реале.

Чтоб совершить в реале грех, приходится еще и потрудиться — пойти куда-то ногами, сделать что-то руками, потратить силы. А тут — просто сидишь в кресле, с пивом-чаем-чипсами, и чтобы согрешить, достаточно бывает просто мышкой шевельнуть… То же осуждение: осуди кого-то в реале, в глаза — не так-то оно просто, надо духу набраться, слова подобрать, еще и по шее рискуешь в ответ получить. В реале же, но за глаза — тоже рискованно, но уже чуть менее. А в сети — еще проще: осудил, высказался — и спрятался от ответа, на это есть сотни сетевых способов…

Верно замечено и то, что бывает у активных пользователей ощущение, будто «зависание» в сети выкачивает время незаметно: течение времени куда ощутимее, когда мы тратим его в реальной жизни с приложением сил. Пока пообщался с сотней френдов, полистал их странички в фейсбуке или в ЖЖ, просто узнать, нет ли чего новенького — время и пролетело. А живи эти сто френдов вокруг тебя в реале, пусть даже в одном микрорайоне — пока всех обойдешь, ноженьки отвалятся, в результате на четвертом-пятом адресе, поди, и передумаешь согрешать потерей времени и пустословием, повернешь лучше домой…

Телесная наша усталость и немощь часто нам во благо бывает. Если б мы иногда не болели, не уставали, не ощущали своего бессилия — как знать, согрешали бы, наверное, в сто раз больше. И в этом отношении иллюзорное ощущение компьютерного всемогущества играет с нами в скверные игры…

Знаю немало христиан, которые в виде аскетического упражнения на какие-то периоды, например, в пост, отключают компьютер. Ничего плохого в этом нет, это все равно что время от времени уходить от шумного общества в отдельную комнату, чтоб передохнуть от наплыва впечатлений и кипения страстей, побыть наедине с собой и с Богом. Единого правила — нужно ли это всем верующим или не всем — тут, конечно, нет, люди мы все разные, каждый такие вещи решает для себя сам.

А так, сама по себе, область соцсетей — обычная часть человеческой жизни, ничего самого по себе греховного в ней нет. Есть риск согрешить в интернете? Так он вообще в жизни есть. Но Господь от нас ждет не бегства от жизни — наоборот, принятия ее, действования в ней, умения бороться с грехом и побеждать его, строить эту жизнь ради любви к ближним.

Ответ же на последний вопрос — зачем батюшке ЖЖ или фейсбук — был, кстати, не раз озвучен в том же интернете, на страницах «Правмира» в том числе… Для кого-то из священников, наверное, это нарочитая площадка для проповеди, миссионерства и т. д. А для меня — просто способ общения с людьми, которые мне интересны, способ высказать что то, быть услышанным, получить ответ.

Не амвон — но личное пространство, не более того. Пространство человеческое, часть большого человеческого пространства — мира, в котором мы живем и в который к нам пришел Господь, чтоб стать человеком и спасти нас от смерти.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
2 апреля. ПРАВМИР. По сообщению Интерфакс-Религия, департамент торговли и услуг города Москвы принес православному общественному движению…
Вещи, памперсы, «газелька малыша» – и как еще помогают неимущим саратовские волонтеры

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: