Главная Общество Аналитические обозрения

Интронизация Патриархов в 20 веке

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон.

Интронизация патриарха Тихона

5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. И уже после окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все запели «Тебе Бога хвалим».

«Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

Настал день 21 ноября. Еще серел на рассвете зимний день, когда члены Собора начали стекаться в Кремль. Увы! Москва не могла прийти в свой родной Кремль даже на великое историческое торжество. Новые хозяева Кремля пустили туда даже и на этот исключительный день очень немногих, да и эти немногие счастливцы должны были претерпеть целый ряд мытарств, прежде чем попасть в Кремль. Все эти ограничения и затруднения доступа в Кремль не имели никакого смысла: не были они и враждебным действием нового «правительства» в отношении к Церкви. Это была просто та тупая бессмыслица, в царстве которой выпало нам испытание теперь жить. Тяжело было идти по пустому Кремлю и видеть все его раны незалеченные. Со времени бомбардировки Кремля прошло уже три недели, но в Кремле все еще беспорядок. Больно видеть следы артиллерийских снарядов на таких исторических священных зданиях, как Чудов монастырь, храм Двунадесяти апостолов, и совсем ужасно видеть зияющее большое отверстие в среднем куполе Успенского собора. Ничто не исправлено; всюду осколки кирпичей и щебня. Таким национальным позором оканчивается петербургский период русской истории. С опустошения Московского Кремля этот период начался. Ведь за последние 200 лет Московский Кремль так часто напоминал археологический музей, где лишь хранятся памятники бывшей и ныне вымершей жизни. Но вот теперь в пустой, разбитый и оскверненный Кремль вместе с патриархом должен снова войти дух народной и церковной жизни. Картина разрушения Кремля скрывалась и забывалась, лишь только вступали в дивный и священный Успенский собор. Здесь, как живые, смотрят древние иконы и древняя стенная роспись. Здесь почивают представители духа древней Руси, почивают и во гробах нетленные.

В Мироварную палату собираются российские архиереи в мантиях и священнослужители в облачениях. Там — полутьма под сводами древней патриаршей палаты. Епископы поют молебен, какой всегда бывает при наречении в епископа. В предшествии всех епископов следует митрополит Тихон в Успенский собор. По обычному порядку начинается Божественная литургия. После Трисвятого направляется поставляемый в патриархи на горнее место. Читается молитва. Снимают с поставляемого обычные епископские облачения. Из патриаршей ризницы принесены двести лет не употреблявшиеся патриаршие одежды. Сразу преображается поставляемый в патриарха. Эти одежды, эту митру патриарха Никона мы видели лишь тогда, когда осматривали патриаршую ризницу. Теперь видим мы все это на живом человеке. Трижды посаждают нового патриарха на древнее патриаршее горнее место и возглашают: Аксиос. Протодиакон многолетствует восточных патриархов и после них «Святейшего отца нашего Тихона, патриарха Московского и всея России». Наш русский патриарх введен в сонм вселенских патриархов. Окончилась Божественная литургия. На патриарха надевают рясу XVII века, древнюю патриаршую мантию и клобук патриарха Никона. Киевский митрополит вручает ему на солее посох Петра митрополита. Ведомый двумя митрополитами, идет Святейший патриарх на патриаршее место у переднего правого столпа Успенского собора, которое двести лет стояло пустым»1.

 

 

Пока шла литургия, солдаты-красногвардейцы, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел из храма, эти же солдаты, сняв шапки, смиренно опустились на колени под благословение. Патриарх совершил объезд Кремля, но не на осляти, как в старину, а в экипаже с двумя архимандритами по сторонам. Кремль окружало огромное множество народа, принимавшего первосвятительское благословение от вновь избранного Патриарха. Повсюду звонили колокола. Казалось, что после междоусобицы и раздора последних дней, когда в Москве шли ожесточенные бои красногвардейцев и юнкеров, наконец наступает желанный мир…

«1917 год. 21 ноября. Москва. Успенский собор. Настолование святейшего патриарха Тихона. Кончается Божественная литургия. Из алтаря выходит диакон и от имени патриарха подносит большую просфору женщине в монашеском одеянии, скромно затерявшейся в толпе… Воскресившая образы древних русских княгинь, вдова мученически погибшего ревнителя православия великого князя Сергия Александровича великая княгиня Елисавета Феодоровна с князем Игорем Константиновичем присутствуют на богослужении, как бы представляя томящуюся в Тобольске царскую семью… Вручен митрополитом Киевским Владимиром новому патриарху при проникновенном слове деревянный, простой черный жезл святителя Петра, ответствует святейший Тихон, понимавший всю тяжесть возложенного на него креста. Крестный ход выходит из собора. Патриарх шествует окруженный народом. Великая княгиня с группой лиц стоит на площади. Шествие приближается. Вдруг княгиня бросается в толпу, на несколько минут исчезает и затем возвращается к испугавшимся за нее спутникам сияющая тихой радостью. “Удостоилась получить благословение святейшего”,— говорит великая княгиня, которой уготовлено было через полгода быть замученной врагами Христа Спасителя»2.

Интронизация Патриарха Сергия

Следующий Патриарх избирался в чрезвычайных условиях. После 25-летнего гонения на Церковь и 18-летнего запрета избирать Патриарха вместо почившего в 1925 году святителя Тихона Сталин поздно вечером 4 сентября 1943 года вызвал к себе трех архиереев и разрешил им немедленно выбрать Патриарха и для этого провести Архиерейский собор. Собор прошел 8 сентября 1943 года в бывшем особняке немецкого посла Шуленбурга в Чистом переулке в Москве. Это был первый собор после 1918 года. В его работе приняло участие 19 архиереев – все те, кто был в это время на свободе на неоккупированных немцами территориях. Многие прошли тюрьмы и ссылки, некоторые только недавно освобождены. На Собор их доставили военные самолеты. Когда Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) предложил собравшимся избрать Патриарха и сказал, что сам он иного кандидата, кроме Патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) не видит, его слова встретили всеобщее одобрение. Все встали и трижды пропели «Аксиос!». Затем был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов (с 1935 года Синод не действовал). Синод терял предусмотренную Собором 1917-1918 гг. самостоятельность и становился рабочим органом именно «при Патриархе».

Патриарх принял титул «Московского и всея Руси» — в начале века «всея России» значило «всей Российской империи», «всех бывших земель Российской империи», теперь же это понятие стало уже. Титул же «всея Руси» напоминал о Руси Киевской и единстве трех восточнославянских, православных народов.

Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Богоявленском патриаршем соборе 30 августа (12 сентября) 1943 года в день памяти святого князя Александра Невского, что было весьма символично в тяжелую годину войны.

Интронизация Патриарха Алексия I

Патриарх Сергий управлял Церковью до 1944 года. 15 мая этого года он умер. Согласно его завещанию, местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Ленинградский Алексий (такое назначение как раз допускал Собор 1917-1918 гг. в чрезвычайных обстоятельствах). Собор для выборов нового Патриарха был Поместным, но клирики и миряне назначались для участия в Соборе своими правящими архиереями, а не избирались на епархиальных собраниях. Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян.

Однако избирали Патриарха только архиереи. Все они, облаченные в мантии, поочередно, начиная с младшего по хиротонии отвечали на вопрос управляющего делами Московской патриархии протоиерея Николая Колчицкого одними и теми же словами: «Избираем Патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Когда речь дошла до самого митрополита Алексия, о. Николай попросил освободить патриаршего местоблюстителя от голосования ввиду проявленного единодушия.

Интронизация Патриарха Алексия I состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Собор 1945 года зафиксировал существенные изменения в жизни Церкви. В 1 статье нового «Положения об управлении Русской Православной Церковью» уже ничего не говорилось о контролирующей функции Поместного собора. Не говорилось также и о том, что Собор созывается «в определенные сроки». В статье 7 по этому поводу уточнялось, что Патриарх обычно созывает под своим председательством Архиерейский собор, и то с разрешения властей, Собор же с участием клириков и мирян созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность». Статьи 14 и 15 посвящались избранию Патриарха, но не говорили о составе Собора, созываемого для этого избрания. Патриарх должен был управлять Церковью совместно с Синодом.

Интронизация Патриарха  Пимена

Выборы патриарха в 1971 году, после смерти патриарха Алексия I (Симанского) были также открытыми и безальтернативными. Хотя теперь повсюду в епархиях под председательством правящих архиереев прошли съезды духовенства и мирян, которые должны были избрать членов Поместного собора (как и в 1945 году, 1 клирика и 1 мирянина от епархии) и даже обсудить кандидатуру будущего Патриарха — взамен скончавшегося 17 апреля 1970 года Святейшего Патриарха Алексия.

Большая часть епархиальных съездов высказалась за то, чтобы Патриархом был избран Крутицкий митрополит Пимен (Извеков), но были названы и кандидатуры митрополитов Ленинградского Никодима (Ротова) и Алма-Атинского Иосифа (Чернова), старшего по хиротонии в российском епископате и имевшего лагерный стаж 25 лет. Однако на состоявшемся накануне Собора архиерейском совещании в Новодевичьем монастыре с подачи митрополита Никодима (Ротова) было решено, что на голосование будет выдвинут лишь один кандидат – митрополит Пимен. Тогда же архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), бывший участник Белого движения и до 1951 года – эмигрант, — предложил, чтобы голосование было все-таки тайным, но его предложение не было принято. 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре 75 архиереев Собора, голосуя за себя и за клириков и мирян своей епархии (всего в составе Собора было 85 клириков и 78 мирян), назвали своим избранником митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена. Интронизация состоялась на следующий день, 3 июня 1971 года.

Интронизация Святейшего Патриарха совершалась в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией матери. Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. «Владимирский образ Божией Матери, — говорил Свят. Патриарх Пимен, — это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация».

Скачать

 

Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Скачать

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон.

Около девяти утра Патриарх прибыл в собор. Началось облачение по патриаршему чину с возложением великого парамана с крестом. После пения Трисвятого и возгласа «Призри с небесе, Боже…» духовенство в алтаре и верующие в храме возжигают свечи в знак особой радости и благоговения к святости совершающегося. Рядом с нареченным Патриархом на горнем месте становятся митрополиты Киевский и Минский. Под руки возводят они нареченного Первосвятителя на Патриаршее горнее место. Митрополит Минский Филарет возглашает: «Вонмем».

«Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос!»  — читает митрополит. Два экзарха посаждают нареченного Патриарха на горнее седалище и восставляют, взяв его под руки.

Духовенство, каждый из двух хоров и, наконец, верующие поочередно повторяют: «Аксиос, аксиос, аксиос».

Снова возглашает митрополит Киевский Филарет:

«И Сына. Аминь». Митрополит Минский Филарет: «Аксиос». Вторично посаждают митрополиты нареченного Патриарха и восставляют. Звучит третье и последнее: «И Святаго Духа. Аминь. Аксиос!» И третий раз посаждают Патриарха и восставляют. К Святейшему Патриарху подходит ключарь с диаконами, подносящими на блюде новый саккос и омофор, а также две панагии и крест. Иподиаконы переоблачают Патриарха. Митрополит Минский Филарет в Царских вратах возглашает ектению: «Миром Господу помолимся… Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Алексия, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно…»

Затем в Царских вратах лицом к востоку митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий читает молитву: «Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякого утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник беспомощным, Ты еси врач душам и телесем, Спаситель, чаяние и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам. Ты вся, яже хощеши, можеши:

избави убо, сохрани и покрый, и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, еже подобает решити, и вязати, еже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и, яко добро невесту, сохрани ю. Ты бо всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благого и Животворящаго Твоего Духа».

После отпуста литургии Святейший Патриарх Алексий II в зеленой патриаршей мантии, но без куколя и жезла выходит на солею, где его встречают митрополиты Киевский и Минский. Перед вручением куколя экзарх всея Беларуси говорит:

«Святейший Владыко! Приими и возложи на главу свою сей священный куколь Патриарха. Как и все священнические одежды, он имеет свою историю и значение. Происходя от древнего монашеского обычая покрывать главу иноков покрывалом искреннего смирения и всегдашнего о Господе послушания, куколь есть духовный шлем спасения. Тебе, как Предстоятелю Церкви, как никому надлежит блюсти постоянное духовное любомудрие, уподобляясь ангельскому чину серафимов, пламенеющих любовью к Богу. Их изображение отныне будет покрывать твою главу, отныне ты ангел всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения. И белоснежный куколь, всякий раз возлагаемый на главу, да воспоминает тебе о словах Спасителя: «Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Патриарх приемлет куколь и покрывает им свою главу. Несколько мгновений его руки поправляют сей священный головной убор. Очи Патриарха обращены горе…

Его Святейшество приемлет жезл, последний знак патриаршего достоинства. Со словами поздравления к нему обращается его собрат Патриарх Илия II, затем многочисленные гости, присутствовавшие на богослужении. На соборной площади тысячи москвичей ожидали после богослужения своего нового Патриарха…

Источники:

http :// patriarch . voskres . ru /

http://www.pravoslavie.ru

1 — Архимандрит Иларион. «Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского Патриарха». — Богословский вестник. 1917. X–XII.

2 — Н. Д. Тальберг. «Святая Русь»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.