Ипостась
Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога.

Ипостась в христианстве

Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога:

  1. Бога Отца
  2. Бога Сына
  3. Святого Духа.

Это греческое слово применяется также в философии. «Ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее», а на латыни обозначает «субстанция».

Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия.

«Тот, Кто ныне человек, а был и несложен, был прост по природе и по Ипостаси; ведь Он был только Бог, не облеченный в тело и в то, что относится к телу, хотя бы ныне приятием плоти, обладающей разумной душой, Он и сделался тем, чем не был – сложной Ипостасью, оставшись тем, чем Он был – простым по природе, дабы спасти тебя, человека».
Св. Григорий Богослов

Cложно представить себе другой термин, который мог бы описать, кем являются Бог Сын, Бог Отец и Святой Дух. Поскольку считать тремя отдельными Личностями Лица триединого Бога — неверное понимание сути вероучения.

Ипостась, как считал святитель Василий Великий — «есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное».

Ипостась в Писании

Термин «ипостась» нередко встречается в Новом Завете:

В посланиях апостола Павла, во втором послании к Коринфянам: «…чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью (ἐν τῇ ὑποστάσει ταύτῃ)» (2Кор 9:4);

«Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности (ἐν ταύτῃ τῇ ὑποστάσει) на похвалу» (2Кор.11:17).

Видим мы слово ипостась и в послании к Евреям:

«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως) Его» (Евр.1:3).

Ипостась в христианстве

Ипостась в философии

Платон первым обозначил ипостаси, описывая Божество. Таким образом он определил взаимное отношение Единого, Ума и Души.

В философии слово ипостась имеет значение индивидуального бытия. При этом Великие Каппадокийцы провели границу между понятиями «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Сущность и ипостась различаются так же, как общее и частное.

Святой Василий Великий писал: «Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица». Великие Каппадокийцы отождествили Лицо и Ипостась, ввели новое понятие – «личность», которого не существовало в язычестве.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.