Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня

Президент России Владимир Путин поручил правительству вернуть сочинение в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе. Поручение президента должно быть выполнено не позднее 1 марта 2014 года, так что школьное сочинение по русскому и литературе на выпускных экзаменах может появиться уже в этом учебном году.

Комментирует писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова.

– С одной стороны, сочинение – прекрасный способ проверить, как выпускник владеет русским языком, как усвоил школьную программу, как он мыслит. Другой вопрос – что это будет за сочинение. Все мы помним выпускные сочинения, которые списывали с предисловий и книжек “Сто золотых сочинений”. Выпускное сочинение как я его помню – совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований – больше, чем к какой-нибудь классицистской эпиталаме или эклоге. Собственно, даже маленькое сочинение в части С Единого госэкзамена по русскому языку тоже быстро обросло таким количеством формальных требований, что школьников приходится очень долго учить, как их выполнять.

Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Ну хорошо, введем сочинение. Кто будет выбирать темы и определять критерии оценки? Боюсь, как только мы начнем административными мерами внедрять сочинение, получатся опять все те же благоглупости, от которых однажды уже отказались. Если вводить сочинение – то к разработке этого экзамена надо привлекать умных и грамотных специалистов, а не передоверять все методистам, которые все формализуют до невозможности.

Сейчас, например, выпускнику могут на ЕГЭ по русскому языку снизить баллы в части С  за то, что он написал просто “Фонвизин”, а не “Д. И. Фонвизин”, поскольку кто-то придумал, что литературоведение требует обязательно указывать инициалы, а если они не указаны, это фактическая ошибка. При таком подходе с сочинением справится только специалист, который точно знает критерии оценки; нанять такого специалиста и продумать, как скопировать его работу на выпускном экзамене – дело техники.

Кроме того, сейчас в школах есть базовые группы и группы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин; сочинение не может быть одинаковым и для тех, и для других. Что мы проверяем? Владение русским языком? Умение размышлять и рассуждать? Знание текста? Литературоведческие познания?

Сейчас в некоторых школах есть очень интересный опыт “свободных экзаменов”, в том числе сочинений, но все это требует обсуждения прежде всего в профессиональном сообществе.

Вообще мне очень не нравится, что вопросы, которые должно решать именно профессиональное сообщество, за него то Госдума решает, то президент – будь то хоть переход на зимнее время, хоть возвращение выпускного сочинения. Но это же не политические решения, а профессиональные. У нас как-то давно все забыли, что в стране есть профессионалы, которых надо спрашивать прежде, чем махать шашкой.

Коней на переправе не меняют. Дети в последние два года много готовятся к экзамену по русскому языку, и полностью изменить его  форму или вбросить принципиально новый экзамен за два месяца перед выпуском – нечестно и некрасиво по отношению к детям. Перестроиться на ходу – очень трудно. Нельзя так подставлять выпускников. Если уж вводить какие-то новшества, то со следующего года, заранее объявив правила игры, а нынешним выпускникам дать возможность сдать те экзамены, к которым они готовились.

Записал Артем Левченко

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: