Исследование: длительная конкуренция у школьников снижает их готовность помогать
4 сентября. ПРАВМИР. Международная группа ученых из Германии, Индии и Великобритании установила, что длительное пребывание школьников в условиях сильной конкуренции может менять личность молодых людей, снижая их склонность к доверию и взаимопомощи. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Journal of the European Economic Association.
Ученые проанализировали данные чилийской государственной программы PACE, направленной на расширение доступа к высшему образованию. Ее участники — 15% лучших выпускников школ — получают гарантированное место в университетах без прохождения централизованных экзаменов.
Однако, чтобы войти в число этих 15%, необходимо два года демонстрировать высокую успеваемость. В результате в школах, участвующих в программе, формируется долгосрочная конкурентная среда.
Для анализа ее влияния исследователи изучили информацию из 64 учебных заведений, включенных в PACE, и еще 64 школ, не участвовавших в проекте.
Дополнительно были проведены опросы старшеклассников, педагогов и администрации, касающиеся доверия, взаимопомощи и альтруизма. Всего исследование охватило более 5 тысяч учащихся.
Выяснилось, что два года острой конкуренции значительно снизили готовность подростков помогать другим и уровень доверия между ними.
Причем изменения оказались устойчивыми: даже через четыре года после окончания школы бывшие участники программы демонстрировали более низкие показатели просоциального поведения. Таким образом, конкуренция отразилась не только на ситуативных реакциях, но и на развитии личности.
Авторы подчеркивают, что выводы имеют широкое значение, учитывая роль просоциального поведения для общества и психологического здоровья. Люди, склонные помогать и сотрудничать, как правило, чувствуют себя счастливее, живут дольше и реже сталкиваются с одиночеством, стрессом или депрессивными состояниями.
Фото: freepik.com